Обратная сторона Вышнего Волочка

Feb 12, 2017 22:24

Продолжение. Начало здесь
Часть 2. Вдали от шума городского
В предыдущей части заметок я обещал показать жилую застройку вокруг трикотажной фабрики «Парижская коммуна». Держу своё слово, поэтому - вперёд!



Район «Парижская коммуна» или «Паркоммуна» по площади и по численности населения примерно равен пригородному посёлку средних размеров. Река Цна образует здесь крутую излучину, и район охвачен водой с севера, востока и юга, только с запада примыкая к суше. Для частной застройки, коей здесь предостаточно, Паркоммуна - идеальное место. Речка, в стороне от шумных магистралей и, в то же время, совсем недалеко от центра города. Поэтому здесь практически нет пустых участков или развалюх. Каких-то необычных экземпляров, с интересной отделкой, за что можно зацепиться глазом, тоже, правда, нет. Поэтому задерживаться здесь не будем, а перейдём поближе к фабрике. Вот там есть, что стоит посмотреть.
























Начнём экскурсию по микрорайону с культурных достопримечательностей, кои представлены в виде расположенного где-то на отшибе фабричного городка и не сразу заметного памятника Ленину. Правую руку Ильич привычно прячет в кармане, а левой за спиной изображает какую-то фигуру. Возможно, неприличную. Кстати, почему-то мне показалось, что в снежной шапке вождь мирового пролетариата напоминает Петра I. Первый российский император, напомню, - символическая фигура для города, именно он велел построить соединившую Волгу и Балтийское море систему судоходных каналов, благодаря чему, собственно, и возник Вышний Волочёк.

Похож Владимир Ильич на Петра Алексеевича?









От Ильича плавно переходим к объектам, появившимся ещё до исторического материализма, которые каким-то чудом сумели сохраниться в этом промышленном уголке. Их не так много, но хоть что-то. Например, два дома (нынешний их адрес - Двор фабрики «Парижская коммуна», 29 и 30), построенные, как свидетельствует сайт общественного движения «Тверские своды», в начале 70-х годов XIX века и предназначенные для фабричного руководства и служащих. Первые этажи каменные, вторые - деревянные. На фасадах ещё сохранились элементы декора того времени, а на одном из домов даже можно увидеть окна с деревянными рамами и резными наличниками.












Обязательно привлечёт внимание деревянный двухэтажный дом предположительно начала XX столетия - изящно срубленный и также с элементами фасадного декора. В отличие от современных построек, входные двери этого дома не оснащены ни домофонами, ни даже кодовыми замками, но и деревянных филёнчатых дверей здесь также не осталось. Вместо них - металлические двери с замком, закрывающимся на ключ.












Здесь же - приспособленная под жилой дом одноэтажная хозяйственна постройка, предположительно, амбулатория, также датированная началом прошлого столетия. Часть окон пластиковые, часть - деревянные, входная группа отделана пластиковым сайдингом только с одного края. Владелец, по всей видимости, один, так как используемой кажется только та сторона, что под винилом. А может, и не один, просто вторая половина используется как дача.






Пройдём метров 40-50, и окажемся уже в другой эпохе. Несколько двухэтажных домов по Бейшлотской набережной - советской, «сталинской» постройки. Рядом - огородные участки, берёзы которым явно не один десяток лет, сараи, в которых в былые времена хранилсь дрова и, наверняка, кудахтали куры. Чего здесь не хватает, это бань. Попарился - сразу же в речку окунулся. Цна - вот она, прямо под боком. Места свободного нет, а строительные нормы тех времён не предполагали бань возле многоквартирных домов. Даже в таком красивом месте. Жаль.









"Космический" объект во дворе дома по Бейшлотской набережной






Входные двери домов по Бейшлотской набережной, так же, как и их более возрастных соседей, закрываются на ключ. Иногда их можно увидеть открытыми: то ли там настолько жарко и жители решают немного проветрить, то ли просто забывают. Скорее, второе. Вообще, городок «Парижской коммуны» отнюдь не выглядит заброшенным. Довольно аккуратные фасады, чистота вокруг. Какое-то даже умиротворение, что ли, здесь главенствует, спокойствие, от которого так отвыкли мы - обитатели шумных городских муравейников. Эх, какими же молодцами были архитекторы дохрущёвского периода, что не строили высотных коробок, а оставили нам в наследство эти небольшие домики с тихими уютными улочками.

Не будь рядом пятиэтажек, цены бы этому району не было. Хотя, по-моему, и они не особенно портят местный пейзаж. Не то, чтобы органично вписываются, но и слишком уж чужеродными телами тоже не представляются. Или, может, прошлое так всё уравнивает? «Хрущёвки»-«брежневки», металлические гаражи в нескольких метрах, если разобраться, тоже - уже история. Рискну предположить, что, пройдут годы, и этот район назовут архитектурным ансамблем XIX-середины XX столетий. Почему бы и нет?
























На фабрике «Парижская коммуна» жизнь продолжается. Пока продолжается. Не так бурно как хотелось бы и как могло бы быть, но хоть что-то. Надежда, во всяком случае, есть. А для кого-то и надежда уже умерла. Например, для прядильно-ткацкой фабрики «Пролетарский авангард», последними владельцами которой до 1917 года были те же, что и у «Парижской коммуны» - купцы Прохоровы. Сейчас вместо цехов - руины, такие же как на месте знаменитого когда-то стекольного завода «Красный Май». А всё, что ещё не разрушилось, заняли торговые центры и автомастерские. Об этом - в следующей, заключительной части.

Главный корпус бывшей фабрики "Пролетарский авангард"















Окончание следует

архитектура, Вышний Волочёк, Тверская область

Previous post Next post
Up