Тверь - Петербург: альтернативный маршрут

Jan 20, 2014 16:37

Продолжение. Начало здесь
Часть 2. Окуловка: «военный пенсионер» с «кукушкой»
Посреди глухих лесов и болот Новгородской области проходит однопутная малодеятельная железнодорожная ветка. Вдоль неё - полтора десятка деревень и посёлков, для жителей которых ходивший ещё недавно два раза в неделю - по четвергам и воскресеньям - пригородный поезд был едва ли не единственным способом связи с миром.



Полку блоггеров не прибыло
82-й скорый пришёл в Окуловку ровно в семь утра, до отправления поезда на Неболчи ещё час и сорок пять минут. О том, что существует уличное освещение, власти города, похоже, не имеют никакого представления. В кромешной тьме не то, что фотографировать, просто ходить без фонарика опасно для здоровья: или в яму наступишь, или споткнёшься обо что-нибудь. Единственная улица, по которой ещё можно передвигаться - ближайшая к стальной магистрали улица Ленина, но и то тусклым светом её «озаряют» лишь железнодорожные фонари. Придётся сидеть на вокзале, спасибо Фредерику Форсайту, чей последний роман «Список убийств» (не надо пугаться второго слова в названии, это не бульварная страшилка, а высококлассный - что отмечено не только мной - политический триллер; кто этого автора читал, тот знает) помог скоротать время.

Станцию Окуловка, по сравнению с той, какой она была в начале нулевых, сейчас не узнать. Полностью исчез островной вокзал, заметно расширился парк, стало больше посадочных платформ. Разумеется, высоких, рассчитанных на «Сапсан», «Ласточку» и другие современные составы, чьи двери попросту не приспособлены для «низкого старта». Никакой ошибки, «Сапсан» действительно делает здесь остановку.

Вокзал в Окуловке. Фото отсюда



В 7.09 подошла электричка из Малой Вишеры, а ближе к половине девятого из Бологого. Постояв примерно минуту, оба состава отправились дальше - соответственно на Бологое и Малую Вишеру. Если честно, я думал, что с ними приедут те, кого почему-то называют «железнодорожными маньяками» - любители фотографировать чугунку и всё, что с ней связано, особенно подвижной состав. А потом выкладывают снимки на Фотоэнциклопедию железнодоржного транспорта или Паровоз ИС . Последний рейс поезда «Окуловка - Неболчи» - неплохой, как мне казалось, информационный повод для людей с подобным увлечением. Я ошибался, единственными, в какой-то степени «маньяками» в тот день оказались лишь ваш покорный слуга да Константин - молодой парень из Звенигорода, приехавший в Окуловку на машине. Но он, по его словам, фотографирует исключительно для себя и снимки никуда не отправляет. В Неболчи состав тоже никто из фотолюбителей не встречал.

В зале ожидания



Тепловоз на «гражданке»
А вот и наш поезд стоит у ближайшей к вокзалу низкой платформы. Не современный дизель-поезд (рельсовый автобус) РА1 или РА2 и не ДТ1, работающий как на дизельной тяге, так и от контактной сети. «Кукушка», «подкидыш», «бичевоз» - как только его не называли: единственный пассажирский вагон в корпоративном красно-сером окрасе, ведомый тепловозом ДМ62 с порядковым номером 1786. Когда-то этот трудяга верой и правдой служил в Советской Армии, работал в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Позже, когда огневая мощь рухнула вместе со сверхдержавой, этот военный пенсионер, как и десятки ему подобных, отправился доживать свой век, таская одно- или двухвагоные «кукушки» по Богом забытым веткам.






М62, «машка», «малышка», «муха». Магистральный грузопассажирский тепловоз, выпускаемый Луганским (Ворошиловградским) тепловозостроительным заводом с 1965 года. Масса - 116 тонн, мощность двигателя - 2000 лошадиных сил, максимальная конструкционная скорость - 100 километров в час. Изначально производился только на экспорт для железных дорог стран соцлагеря, где, кстати, тоже получил прозвища. Например, в ГДР за характерный звук дизеля на холостых оборотах он известен как «Таёжный барабан» (Taigatrommeln), а в Польше его почему-то называют Гагариным. Для СССР выпуск М62 был налажен лишь пять лет спустя - в 1970-м. «Машка» неприхотлива, несложна в обслуживании, идеально подходит для вывозной работы на небольших расстояниях и работы с пассажирскими поездами, но для тяжёлых грузовых составов бесполезна даже в двух- и трёхсекционном исполнении. В различных модификациях М62 изготавливался для работы в степи, на Байконуре (для вывоза на стартовую площадку ракеты-носителя «Энергия» и корабля «Буран»), в составе БЖРК. Локомотивы для тяги ракетных комплексов получили обозначение «ДМ», после «демобилизации» с них демонтировалось специальное военное оборудование, а сами машины продолжили работать на железных дорогах как обычные «гражданские» «машки». ДМ имеет ряд технологических и внешних отличий от М62, таких, например, как бесчелюстные тележки, чёрная номерная табличка или прямоугольные вместо круглых буферные фонари.

Тепловоз 2М62-0864 на станции Неболчи



Вспоминая классика
«Работу искать, чем же ещё?» - ответила разъездной кассир поезда «Окуловка - Неболчи» Елена Малышева на мой вопрос, чем она собирается заниматься в ближайшее время. Ровно в 8.45 тепловоз дал короткий гудок, и состав плавно тронулся. Главный ход Октябрьской магистрали со скорыми поездами, светлыми и более или менее комфортными вокзалами уходил влево, а наша однопутка пролегала среди лесов и болот, глухих полустанков, брошенных грузовых вагонов, где, по моим ощущениям, всё сохранилось в первозданном виде с тех пор, как была построена данная ветка. Хотя, нет, часть станций оснащены системой электрической централизации (ЭЦ) стрелок и сигналов.

Как только поезд начал движение, в вагоне загорелся свет. Но буквально через пару секунд стал тусклым, таким, какой бывает в пассажирских вагонах при движении в ночное время. Во время стоянки питание осветительных приборов вагона происходит от аккумуляторной батареи, заряжаемой в процессе движения. А на скорости электроэнергию вырабатывают генераторы, приводимые в действие от оси колесной пары. Чем быстрее состав движется, тем выше напряжение производимого тока и, соответственно, ярче горят лампы. А поезд на всём протяжении шёл не больше 25-30 километров в час, при столь низких скоростях светильники могут поддерживать лишь «ночной» режим.

Последние пассажиры Елены Малышевой









Читать невозможно, спать не хотелось. Даже переброситься парой слов не с кем - в вагоне (вопреки очередным моим ожиданиям, не в обычном плацкартнике и не с деревянными, как в электричке, скамейками, а сидячем, из категории «межобластной»), включая проводницу и кассиршу Елену, находилось всего шесть человек. И сидели они в разных концах. Почти как у моего тёзки Лермонтова: и скучно, и грустно, и некому руку пожать.

На станциях Котово и Топорок на соседних путях стояли составы грузовых вагонов. Даже в темноте нетрудно разобрать, что прибыли они не день и не два назад, когда и с чем должны были отправиться дальше, неизвестно. Ни локомотивов, ни рабочих, готовящих составы к отправке, рядом не было. Близ Котово, если верить Wikimapia, располагается объект, обозначенный на карте как 13-й арсенал Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Министерства обороны РФ. Страшно вообразить: неужели в тех дырявых и поеденных коррозией вагонах могли перевозить боеприпасы? Замершие составы - единственные, если можно так назвать, признаки жизни на линии «Окуловка - Неболчи». Не считая, разве что, редких пассажиров. Больше ничего подобного там не было до самой конечной станции, ни один товарный на скрещивании в ожидании свободного пути не стоял.






К десяти часам начало понемногу светлеть, и за вагонным окном отчётливее стал виден пейзаж новгородской глубинки. Красивый, как и любая нетронутая человеческой рукой природа, и, в то же время, однообразно-унылый. Незамёрзшие речки среди заснеженных береговых откосов, молоденькие ёлочки, выстроившиеся вдоль линии словно офицеры почётного караула по стойке «смирно». Весте с тем - полупустые посёлки, заколоченные окна зданий. Ещё - поваленные деревья вперемешку со столбами: последствия пронёсшегося здесь в июле 2010 года урагана. «До сих пор страшно вспомнить, - позже рассказала жительница деревни Чадково Людмила Одекова. - Чёрная туча, сверкает молния, при этом, ни дождя, ни грома не было. В считанные секунды поднялся ветер, люди прятались в домах. Бушевал ураган минут пять-семь, но беды наделать успел. Вырывал деревья с корнями, столбы, сносил крыши. Результаты его мы ощущаем и сегодня: в деревне до сих пор не восстановили электроснабжение, приходится пользоваться своими электростанциями».






Продолжение следует

Читайте также:
Часть 1. Тверь: билет на проводы и встречу
Часть 2. Окуловка: «военный пенсионер» с «кукушкой»
Часть 3. Любытино - Неболчи: улыбайтесь, вас снимают на камеру
Часть 4. Санкт-Петербург: «Ласточкино» гнездо
Часть 5. Бологое: сядем возле паровоза, папироску засмолим

железная дорога, Новгородская область, Окуловка

Previous post Next post
Up