(Untitled)

Nov 10, 2017 14:37

Договор о продаже первородства Эсавом Яакову - это самый обыкновенный фьючерс.

Рашбам к Берешит, 25:31
«Продай мне теперь же» - сейчас продай мне долю первенца, которая причитается тебе в наследстве нашего отца, за деньги, которые я дам тебе сейчас. А после этого я дам тебе похлёбку, дабы это было свидетельством заключения нашего договора.

Берешит, ѓалаха, Яаков, праотцы, Эсав

Leave a comment

Comments 37

daskalidi November 10 2017, 13:03:19 UTC
Тогда почему Писание не называет сумму и не акцентирует момент передачи денег? Ведь это же самое важное в вопросе о "легитимности" первородства того либо другого!

Reply

nomen_nescio November 10 2017, 13:04:46 UTC
А чтобы нам жисть мёдом не казалась. Кроме того, вопрос о том, можно ли передавать собственность на то, чего ещё нет, обсуждается в Талмуде, и там консенсуса нет.

Reply

daskalidi November 10 2017, 13:18:37 UTC
Вы знаете, чем больше я в это углубляюсь, тем больше мне кажется, что ответ на половину вопросов из серии "А почему в Писании что-то сказано / не сказано / сказано так" звучит как "А чтобы нам жить мёдом не казалась!" 8)

Reply

ymarkov November 10 2017, 14:40:01 UTC
передавать собственность на то, чего ещё нет
Консенсуса, может, и нет, а ѓалаха есть:

הלכות מכירה פרק כב

א אין אדם מקנה לחברו דבר שלא בא לעולם, בין במכר בין במתנה בין במתנת שכיב מרע. כיצד: מה שתוציא שדה זו מכור לך, מה שיוציא אילן זה מכור לך, תנו מה שתלד בהמה זו לפלוני--לא קנה כלום. וכן כל כיוצא בזה.

ה דבר שאינו ברשותו של מקנה--אינו מקנהו, והרי הוא כדבר שלא בא לעולם. כיצד: מה שאירש מאבי מכור לך, מה שתעלה מצודתי מן הים נתון לך, שדה זו לכשאקחנה קנויה לך--לא קנה כלום. וכן כל כיוצא בזה.

Но это даже не "дин муфла", а полностью в распоряжении законодателей (как и большая часть денежных дел), что видно из таканы в ѓалахе 6.

А похлёбка - да, не плата, а отмечание сделки, как в Шмот 24:11 -
וְאֶל-אֲצִילֵי בְּנֵי יִשְׂרָאֵל, לֹא שָׁלַח יָדוֹ; וַיֶּחֱזוּ, אֶת-הָאֱלֹהִים, וַיֹּאכְלוּ, וַיִּשְׁתּוּ

Reply


zlata_gl November 11 2017, 05:58:25 UTC
В иврите отсутствует категория совершенный/несовершенный вид глагола.
Поэтому не поймешь "Я хожу на смерть" или "я иду к смерти" (то есть - сейчас помру с голоду).
Причем Яков находится в общем доме, он - не хозяин похлебки, она общая.

Вся история, как она описана, говорит о продаже - именно за похлебку.
Остальное - домысел людей уже в иную эпоху, когда такое поведение выглядит не очень прилично.

Но есть еще одна неувязка.
Если БЫ сделка была законной, то почему о ней не сказано отцу ?
Почему нужен карнавал с козлячьими шкурками ?

Reply

erez November 13 2017, 00:20:11 UTC
А чё, у него в общем доме не может быть своей собственной похлёбки ( ... )

Reply

zlata_gl November 13 2017, 13:49:54 UTC
А чё, у него в общем доме не может быть своей собственной похлёбки? :)
Вопрос интересный.
Думаю, что два неженатых сына, живущие в отцовском доме, не могут продавать друг другу похлебку.
Тем более - за такую огромную цену.

какая-то странная, наподобие караимской, вера в Писание
Ну, я как-то предполагаю, что люди, которые верят в Богоданность Торы, - должны как-то более серьезно к ней относиться.
Даже если я сама отношусь к ней - примерно на равных с Илиадой и Евангелием.
И зачем тогда переписывают Тору "с точностью до буквы", если смысл можно ставить на уши ?
Может этот свиток в коробке с кисточками - просто род идола, амулета ?

эпоха была другая, и нравы изменились
Как Вы относитесь к мидрашу, по которому слово "устал" следует понимать как "изнасиловал и убил чью-то невесту" ?
Это - нормальное толкование ?

Вот на эти цели Танах и пошёл Типа как "каждый охотник желает знать, где сидит фазан" для запоминания цветов спектра ( ... )

Reply

erez November 13 2017, 23:29:29 UTC
Может этот свиток в коробке с кисточками - просто род идола, амулета ?
Может, может. Ну мы будем стараться, чтоб не стал :)

И написано, что написано. Даже если вам краснеть приходится, неудобно, один брата обманывает, другой жену за сестру выдаёт, а потом компенсацию получает, и т.п. Тем не менее, именно из еврейской культуры вырос современный гуманизм, понятие о социальной справедливости, и цивилизация в том виде, в котором мы её знаем. А предки антисемитов, перед которыми вам неудобно, они вообще письменных источников не оставили? Пусть лучше им будет стыдно.

Reply


Leave a comment

Up