О еврейской избранности
Скоро Рош ѓа-шана, как известно, самый нееврейский из еврейских праздников. В смысле - всеобщий. День сотворения праотца всех жителей Земли, день коронации Бога над всеми жителями Земли и день суда Бога над всеми жителями Земли (см. первую мишну Рош ѓа-шана). Не случайно молитва "Алейну", со своей антиномией первой и второй части, была составлена именно для этого дня.
Если вдуматься, то иудаизм в современном и предсовременном виде - начиная с основ - сформировался примерно в дни Эзры, в дни возвращения из вавилонского пленения, и продолжал формироваться в персидской, греческой, римской и исламской империях. То есть ВЕСЬ наш иудаизм,
со всей его теологией и практикой, был продуктом деятельности маленькой группы в чуждом и привлекательном культурном окружении, без политической власти, и основной его задачей было - не дать ассимилироваться! Возвести забор! Наше мировоззрение и наша ѓалаха - это в значительной части Высокий Забор, чтоб не бегали отсюда туда.
Поэтому идеологический консенсус иудаизма периода Второго Храма, Мишны и Талмуда: мы хорошие, а они плохие. Ипсо факто. Просто потому что мы - это мы. Мы ЛУЧШЕ. Мы просто обязаны так говорить, потому что иначе от нас убегут. У нас - этика, у них - разврат. Исключение - трактат Авот (кроме 6 главы, в него не входящей), написанный под явным влиянием Стои.
Кстати, мы знаем, что Рамбам пишет в конце "Законов о царях": "Да не придёт тебе в голову, что Машиах придёт, чтобы евреи сладко ели и пили..." и т.д. Это революционный, пионерский подход. Можно набрать кучу примеров из агады о том, что Машиах придёт именно затем, чтобы евреи сладко ели и пили, а остальные были бы жестоко наказаны. И это ещё одна победа Рамбама: его подход стал всеобщим.
Две авраамические религии, пошедшие от нас - христианство и ислам - первым делом сняли забор и сказали: пусть все станут такими же хорошими, как мы! И пошли проповедовать. Христианство - вначале словом, ислам - в основном словом. Например, ислам в центральной Африке, Индии или в Юго-Восточной Азии, христианство в Южной Корее - целиком продукт проповеди, а не насилия. А евреи кинулись перелагать на еврейско-арабский и на иврит моралистические труды мусульман; правда, следующие поколения уже были уверены, что "Обязанности сердец", например - исключительно еврейская книга. Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
На протяжении долгого времени, от Эзры до Хафец Хаима, евреи могли себе позволить быть уверенными, что у их нееврейских соседей вообще нет этики или она ущербна. "Фонька-ганев". Почему это так? Наверное, потому что мы самой своей природой лучше, мы способны к этике, а они - нет. Не буду цитировать.
И тут грянуло Просвещение, телеграф-телефон-интернет, мир открылся самому себе. И вдруг оказалось, что другие культурные и идеологические течения построили внутри себя хорошо работающие этические системы! Иезуиты в Южной Америке построили христианское социалистическое государство, прекрасно работавшее более ста лет, пока не возмутились испанские власти. Книгу Ибн-Гвироля "Источник жизни" в средние века перевели на латынь, и многие столетия никто не знал, кто это автор Авицеброн - еврей, христианин или мусульманин, потому что идеи общие!
Итак, на данный момент, в 21 веке, считать, что у евреев есть этика, а у неевреев - нет; или что этика евреев самостоятельна; или что этика евреев лучше - можно только если намеренно заткнуть уши и закрыть глаза. А я что-то не помню среди основных положений иудаизма такое: "если факты мешают Торе, отбрось факты", или "незнание - сила" (с). А многие положения еврейской этики и мистики просто опровергаются на месте. Например, Алтер ребе писал, что каким бы злодеем ни был еврей, он благодаря еврейской искре в нём никогда не откажется от своей веры - и использовал этот тезис для подтверждения своей основной теории. Откройте любой учебник истории, товарищи!
Можно, конечно, сказать, что назначение Высокого Забора не утратило силу, и нам нужно стараться, чтобы от нас не убегали. Но разве ради такой цели можно, скажем так, искажать истину?
Таким образом, к чему я веду? К тому, что если кто-то скажет, что евреи СУЩНОСТНО ЛУЧШЕ других народов - какой бы смысл он ни вкладывал в понятие "сущностно лучше" - мне с ним не по дороге. И если мы будем идти в одном направлении, я перейду на другой тротуар. И пусть пишет донос в Санѓедрин, если хочет.
(А что же тогда евреи, по-моему? Евреи МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ДРУГИЕ. У них другие инструменты для достижения цели, с которой - по большому счёту - согласны все люди, которых мы называем "хорошими". Другие. Не лучше, а другие. И по-моему, во многих областях наши СРЕДСТВА ЛУЧШЕ).
С такими вот мыслями я и накладываю тфилин и произношу традиционный текст ежедневных молитв.