Почему евреям так хочется молиться на могилах праведников?

Jun 30, 2015 10:23

С урока Эгуда Шварца
В любой религии постоянно сам собою возникает культ святых - людей, которые не совсем люди, которые сверхъестественны по своей природе, у которых прямой контакт с внеприродным, а у нас, простых смертных, такого контакта нет. Святой может помолиться - и молитва наверняка поможет, святой творит чудеса, его благословения сбываются. Святой не совсем умирает или вовсе не умирает. Тело святого тоже свято, поэтому при жизни оно - источник всех материальных благ, а после смерти нетленно.
Что в иудаизме?
В Танахе такое место занимают пророки (не все, а только пророки-чудотворцы - Элиягу (который не умер), Элиша: сравните с ними Ирмеягу и его судьбу). О литературе Второго Храма говорить не будем. В раввинистическом иудаизме:
- мидраш говорит, что в пещере Махпела покоятся нетленные тела праотцев, которые спят и иногда просыпаются, чтобы помолиться обо всём народе (об этом см. http://nomen-nescio.livejournal.com/1246461.html)
- праведники в могиле не мертвы (http://nomen-nescio.livejournal.com/264159.html)
- Хони а-Меагель ведёт себя по отношению к Богу как "любимый сын, который капризничает - и его капризы исполняются".
Поэтому Калев, придя с разведчиками, пошёл в Хеврон помолиться на могилах праотцев (Сота, 34б).
Так вот, если молиться на могилах праведников так важно, можно ли это делать когенам? Могила-то оскверняет! А когенам нельзя. А очень хочется...
Много источников на иврите здесь: https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A7%D7%91%D7%A8%D7%99_%D7%A6%D7%93%D7%99%D7%A7%D7%99%D7%9D_%D7%91%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA
Но кое-что из того, чего там, возможно, нет:
После смерти ребе "Сфат Эмет" из Гура спросили у "Авней незер", можно ли когенам посещать его могилу, и тот ответил, что данный вопрос задавался после смерти ребе из Коцка, и РиМ (его ученик, основатель Гурской династии) однозначно запретил. (Минхат Ашер, Бемидбар, 19).
Питхей тшува (ША ЙД 372:2) Нет основания для такого разрешения.
Но:
Тосфот к Ктубот 103 понимают слова "со смертью Рабби исчезла святость" как "исчезла святость священства, и когены могли принимать участие в похоронах".
Ялкут Шимони Мишлей, 944: Пророк Элиягу хоронил рабби Акиву. Спросили у него: "Ведь ты Пинхас, коген, как же ты хоронил?" Сказал им: "Боже упаси, нет нечистоты в мудрецах и учениках их".
Р.Шмуэль Страшун к Ктубот 103: На этом мидраше и основываются эти Тосафот.
Хорошо, предположим, но ведь там шла речь о главе всего народа Израиля!
И разумеется, Зогар (однако, обратите внимание, Зогар Хадаш, Ваишлах): Праведники, занимающиеся Торой, не оскверняются, дух нечистоты не присутствует на них.
Рамбан (тоже мистик) к Бемидбар, 19: Те, кто умер из-за первородного греха, оскверняют. А те, кто не должен был умереть из-за этого, но умер по воле Бога ("от поцелуя") - не должны были бы осквернять, если бы не закон (хука) Торы.
Р.Хизкия Медини, Сде хемед, 9, стр. 52: Видел я когенов, ходящих на могилы праведников, опираясь при этом на сказанное в Зогаре. Но я не вижу никакого основания разрешить, и пусть будет с ними что будет.
Вообще, есть известное правило "из Зогара галаху не учат".
Один из наших когенов сказал, что сын р.Мордехая Элиягу сказал ему, что он может посещать Мерон и Махпелу. Но там дело другое: непонятно, где именно могила, и нет ли над ней шатра.

Продолжение о святых следует, сБп.

ѓалаха, еврейская традиция

Previous post Next post
Up