Apr 23, 2015 22:33
В понимании концепции Грядущего мира (עולם הבא) в талмудическо-мидрашной литературе есть две основные концепции: мир после смерти каждого человека и мир после конца времён для всего человечества. И та, и другая обильно подкреплены цитатами. Грядущий мир описывается как телесный, но при этом "нет там ни еды, ни питья, ни размножения, но праведники сидят с коронами на головах и наслаждаются сиянием Шхины" (Авот де-раби Натан А, гл. 1, Брахот 17а). С другой стороны, вино с шести дней творения хранится именно для праведников в грядущем мире. И т.д.
Внести ясность можно, если посмотреть на само название явления. Что такое עולם, многократно писали; по-русски можно посмотреть у Аверинцева. Это примерно то же, что эон: одновременно вселенная и огромный временной промежуток. А следующее слово - הבא. Это причастие, оно же настоящее время, от глагола "приходить". В арамейском этому обороту соответствует עלמא דאתי с тем же значением. Другое выражение - לעתיד לבוא, "готовое прийти" (слово עתיד означает "готовый, стоящий наготове"). "Олам", который приходит. Сейчас, в данный момент, приходит. Нечто, что движется к нам навстречу и вот-вот зайдёт в дверь.
Концепция следующая: мы живём в "данном эоне" (עולם הזה), и к нам идёт, приближается следующий эон. Он существует уже сейчас, но отделён от нас. Однако граница между этими эонами проницаема. В "приходящий эон" попадают праведники после физической смерти. А поскольку признаком праведности считалась нетленность тела (см. истории о р.Элазаре, сыне р.Шимона, который двадцать лет лежал на чердаке и давал советы, о ворчливом покойнике из Хулин 151, об Авраѓаме, который лежит в пещере Махпела и Сара ищется у него в голове (кстати, при этом он говорит "полового влечения в этом мире нет, так что всё у нас прилично" - Бава батра 58а), об Элияѓу, который ежедневно будит праотцев, омывает им руки, поднимает на молитву и укладывает снова - Бава мециа 5б, и пр.), получается, что попадание в "приходящий эон" вполне телесно. Более того, р.Йеѓошуа бен Леви (Ктубот 77) сиганул туда через забор, вообще не умирая. Оттуда приходит пророк Элияѓу, а он, как известно, был взят на небо живым.
В Нида 61б сказано, что из одежды, в которую где-то вплетены запрещённые "килаим", можно делать саван. Раби Йоханан обосновывает это тем, что "когда человек умирает, он освобождается от заповедей". А рав Йосеф делает другой вывод: "Значит, в будущем заповеди будут отменены". Из этого, по-моему, ясно следует, что рав Йосеф полагал, что грядущий мир (в котором заповеди будут отменены) настанет после воскресения из мёртвых, и что мёртвые восстанут в той же одежде, в которой были похоронены. А может быть, он ожидал воскресения из мёртвых со дня на день, так что даже саван истлеть не успеет. См. также указание р.Йоханана бен Закая, в одежде какого цвета его хоронить, чтобы ему нормально выглядеть после воскресения.
Параллельный мир из современной фантастики.
еврейская философия,
мидраш,
талмудическое