Кажется, глобальное потепление таки набирает обороты, ад инвертированно замерзает, разработчики Duke Nukem Forever теряют в кои-то веки излюбленную отговорку, а «Джейн Дженсен возвращается 3», и не надо объяснять почему.
Для тех, кому лениво играть, а читать глупые предвзятые тексты еще ленивее, можно прояснить и сразу. Объективно Gray Matter - дурацкая, плохая, плохая игра, хоть прямо в свою комнату, сейчас. Вместе с тем, я не помню, когда в последний раз было так же интересно проходить что-нибудь, как не помню и что вызывало бы желание так же часто открывать рот не для того, чтобы засунуть в него кусок еды или сказать “meh”, а только чтобы захлопнуть его же в восхищении очередным сюжетным поворотом, интригующей репликой или приятно обставленной ситуацией.
Штука в том, что Gray Matter из тех квестов, которые слишком многое ставят на интригу и подчиняют всё видимое и отыгрываемое вами скорее нагнетению интереса к финальному объяснению чертовщины, чем радостному безбашенному ранэвэйскому «мне вотпрямщас еще как весело, так что можете хоть клиффхэнгером заканчивать, хоть падением с небоскреба, все равно игра останется волшебной. Плюс, еще и спойлерить можно будет безнаказанно ^___^». И понятно, что выбор глупенькой очевидной концовки в таком случае - еще какое убийство. То есть куски фана, получаемые в процессе из построения версий, новых неожиданных заинтриговываний и редких интересных головоломок это не перечеркнет, а вот общие впечатления так подпортит, что хоть выбрасывай. И обидно, потому что этой ловушкой всяким Дэвидам Кейджам давно уже оторвало все возможные ноги, но Дженсен зачем-то понадобилось ее раздвинуть, тщательно почистить от продуктов нечеловеческой глупости, наточить лезвия, смазать механизм, а потом аккуратно целеустремленно вступить прямо в эпицентр чавкающих острых железяк. Иными словами, концовка Gray Matter всасывает.
Но при этом старушка Джейн всё-таки человек, не лишенный вкуса, поэтому в этот раз обидно по-настоящему, а не для вида. Потому что история странствующего мага Саманты Эверетт, одной темной и дождливой ночью выдавшей себя за нового ассистента профессора-затворника, чтобы получить ночлег, как и история самого профессора-затворника, проводящего Таинственный Эксперимент, чтобы выяснить неизведанные возможности серых клеточек, как и то, что получится из их переплетения, цепляют и интригуют прямо вот с интро и до самых титров заставляют прокручивать в голове версии, в надежде додуматься, чего же такого удивительного ответит Дженсен на «кто, почему и как, черт побери, как они сделали все эти странные штуки?!?!». Жаль, что финальные объяснения хоть и приносят в сюжет один неожиданный приятный твист, тем не менее заставляют игру выглядеть скорее насмешкой над фокусниками или плохо спланированным детективом, чем историей, которая играет с игроками и в конце переворачивает ожидания и показывает всё под таким углом, о котором вам почему-то не пришло в голову задуматься, хотя казалось бы, очевидно же...
Ладно, под бодрые звуки воплей: «хватит о концовке уже!!!», можно продвинуться и к более важным вещам. Например, рассказать о том, что в эту игру очень приятно играть, хотя если вам вдруг случилось ценить в квестах сложность, можете спокойно убегать в страхе. Gray Matter чрезывычайно плавно проходится часов за тринадцать, не давая вам застрять на одном месте дольше десяти минут, подсовывая под нос, в основном, вполне логичные действия и ‘вставные’ паззлы, которые проходятся с помощью копирования информации из подсказок в головоломку, нажатия на кнопочку и радостного убегания дальше вершить сюжет. Но если вам мало тринадцати часов и вы такие опытные приключенцы, что пятнашки разбегаются, едва заслышав, как вы размахиваете кулаками, вас ждет радостная возможность убить еще часа четыре на дотошное обыскивание всего-всего, чтобы собрать все бонусные очки за необязательные действия в духе «ммм, а куплю-ка я цветов и поставлю их в вазу, чтобы потом никто этого не заметил» или за необязательные же разговоры/взгляды на предметы, которые, сюрприз-сюрприз, не то, чтобы добавляют много хорошего в сюжет одним своим наличием («Платье всё-еще отсутствует», ну надо же). Что, уже надеетесь на плюшки? Боюсь, что зря - дожди из саундтреков и альтернативных концовок не проливаются на любопытных, но на обладателей версий для xbox хотя бы вываливаются ачивменты - что, понятное дело, крайне ценно и так спасает игру, что хоть загружайся.
А можно и рассказать о том, насколько приятно прописаны персонажи - по крайней мере, большинство, в список которых удачно входят и главные герои, а не входит всего трое преувеличенно стереотипных npc, с которыми, к счастью, не приходится много общаться - что, с одной стороны, по понятной причине просто прекрасно, а с другой немного странно, потому что они играют ощутимую роль в сюжете и испытывают нервирующие прикосновения расследования главной героини. При этом и диалоги совсем не вызывают желания идти играть в мист, и хотя пропитывающую каждую реплику фирменную иронию первого Гэба и сюда втискивать (в угоду реалистичности?) не стали, разговоры и описания всё равно исключительно достойны и в меру забавны.
Зато вот странная местами преувеличенная наивность даже несколько отторгает, хотя она-то как раз легко переживабельна. Тщательные исследования имени истории вуду и биографий Вагнера - это у нас роскошь непозволительная и трата времени, понятно же. Впрочем, все это простить почему-то действительно легко, заодно с научными статьями из журналов, которые на самом деле такие научные, что прямо куски из википедии, и нейробиологом, который распечатывает схему мозга, чтобы узнать, на какой из его участков он смотрит. Хотя нет, вот последнее как раз еще как глупо...
Исследования местности, впрочем, на месте, и локейшны, по крайней мере, соответствуют фотографиям (потому что и были созданы по фотографиям?), да и выбор их, мягко говоря, небезынтересен, так что внутриигровое путешествие по Оксфорду - сплошная радость и один из лучших туристических маршрутов, о которых только можно подумать.
Осталось добавить, что Саманта изредка вычеркивает людей из списка подозреваемых по пустяковым причинам в духе «он хранит в ванной отрубленную голову, конечно он не может быть тем, за кем я охочусь», и можно покончить наконец-то с описанием недостатков.
И перейти, совершенно верно, к описанию технической стороны, которая, кстати, вылизана до максимального удобства - в вашем распоряжении и умный курсор, который лучше вас знает, смотреть вам на предмет или взаимодействовать с ним, и возможность подсветить все хотспоты, и дневник, в который записываются все восклицания и диалоги, и статистика, показывающая, какие из сюжетных веток вы уже завершили в текущей главе, и мгновенный доступ к карте... Графика чуть ли не волшебна - потрясающе стильные бэкграунды, всем своим видом выражающие, что продвижение по сюжету переоценивают, приятные модели главных героев, следящих головой за путешествиями курсора по экрану... Хотя зачем было делать тотально бесполезные неотключаемые глядящие на вас из угла субтитров *стращные* рожи, проговаривающие реплики персонажей и подозрительно напоминающие уродских устриц - тот еще вопрос, хотя ключевое слово, понятно, выделено звездочками.
А пока вы в восторге (вызванном, вполне возможно, обнаружением опции отключения субтитров) разглядываете шевелящиеся на ветру веточки и плывущие облака над башней Карфакс, вам в уши вливают уже проверенные наркотики - догадаться, кто же этот таинственный автор музыки для игры Джен Дженсен Роберт Холмс не сложнее среднестатистической головоломки из Gray Matter. Правда, на этот раз своих тем удостоились главные герои и некоторые ситуации, а совсем не места, поэтому ощутимую часть времени вам придется прослушивать одни и те же трехминутные композиции, которые... мало того, что красивые, так еще и не надоедают - и если не гарантия, то обещание, что доступная музыка попадет в плейлист, а недоступная - в томительное ожидание выхода саундтрека, у вас уже есть.
Что? Конечно, очевидно, что вы всё равно будете играть - кого можно отпугнуть какой-то там концовкой, когда в вас швыряются таким количеством чистого удовольствия. И именно поэтому здесь не рассказано о куче действительно хороших штук, которые, будьте уверены, там есть - ни о фокусах, ни о поисках таинственного deadalus club’a, ни о финальной локации, ни о головоломке, которая заставляет слегка пошевелить клеточками, одинокой, как шутки в the longest journey, но всё же, всё же, всё же. Поэтому, и еще потому, что Дженсен закончила историю логично, а не так, как мне хотелось, вызывая желание взять зуб и применить его на Дженсен.
Нет, серьезно, несмотря на оказуаливания, концовку и мелкие огрехи, такой приятной игры с претензией на (псевдо)серьезность и при этом являющейся расследованием непонятно чего не выходило уже пару веков, а то и больше. Судя по истории GM, вряд ли выйдет еще пару, так что в конечном итоге вы пройдете её хотя бы потому, что все более приличные развлечения закончатся. Приятного разочарования ^______^
P.S. Пиарить группу через квест - это, несомненно, исключительно полезно и продуктивно, или, по крайней мере, Роберт Холмс думает так, поэтому можно начать смотреть внутриигровой ролик и внезапно услышать там трек с приятным женским вокалом. Это не пранки Роберты Уильямс, а всего лишь группа The Scarlet Furies, состоящая из Роберта Холмса, друзей Роберта Холмса и дочери Роберта Холмса. Чуваки, по собственному признанию, играют арт-фолк (и если вы не спросите меня, неплохо справляются), записали альбом и наслаждаются наличием аж целых 18 слушателей на ластфм. Пожелаем ребятам удачи, чего уж. Или хотя бы 19 слушателя, музыкантам это иногда бывает полезно.