Кавказ. Аул-призрак Гамсутль.

Jul 27, 2021 23:04

Начало:
1. Кавказ. Начало.
2. Кавказ. К бархану Сарыкум.
3. Кавказ. Знакомство с Каспием.
4. Кавказ. Дербент, Лунь и внутренний Дагестан.

Я, наверное, добралась до одного из самых интересных мест нашего путешествия.))

В каждой поездке всегда есть места, которые очень хочется посетить, и есть те, которые посещаешь, потому что они по пути, для развития, для галочки. Гамсутль я мечтала увидеть больше всех из мест нашей плотной кавказской программы. То ли любовь к заброшкам, то ли труднодоступность и красота места сыграли свою роль, но от названия Гамсутль мое сердце начинало радостно биться.

Мы переночевали около реки, а с утра упаковав рюкзаки, отправились в Гамсутль.

2. Наш ночной охранник. Огромный добродушный пёс.

Помните, как я пищала, что не люблю горы и никогда больше не пойду с рюкзаком. Я-то помню, что зарекалась. И вот пошла как миленькая. И даже почти побежала.

Хотя первые метров 500 нас везли местные джигиты, они довозят туристов до определенной точки, от которой нужно подняться, как они говорят, еще 700 метров. Не верьте! Муклёж!)) Там не 700 метров точно, или 700 метров по прямой, по тропе получается больше чуть ли не в два раза.))

3. Часть пути уже пройдена, осталось еще 1380 метров по тропе.

4. По дороге в Гамсутль можно увидеть полуживой аул. Мне казалось, что он находится высоко, скоро покажу, как далеко внизу мы его оставили.

5. Тропа.

Но не суть дела, в этот раз я шла с нетерпеливым любопытством и отличным настроением. И наградой за мои труды стало знакомство с Гамсутлем.

Так что же такое Гамсутль и с чем его едят? И почему он призрак? Гамсутль смотрел на нас пустыми глазницами окон и дверей, проваленными крышами. И все равно он был прекрасен. Это сейчас он такой, разрушенный, пустой, но так было не всегда.

История Гамсутля такая же древняя, как история Дербента. В иранских документах 5000-летней давности упоминаются три дагестанских поселения: Дербент, Гамсутль и Чубутль. О последнем пока не нашла никакой информации, либо поселение давно кануло в лету, либо название трансформировалось до неузнаваемости.

Название Гамсутль переводится как "у подножия ханской башни". Вероятно, хан выбрал это место для жилья, рядом расположилась армия. Постепенно место обрастало домами и улицами. Стратегически место в самом деле было идеальным: высота (примерно 1500 метров), неприступность, полный обзор. Любой враг обнаруживался еще до подхода к аулу.

Аул был самой настоящей крепостью, с двух сторон он защищался сторожевыми башнями, от которых в поселок шли мосты. На ночь мосты поднимались и поселение становилось вообще недосягаемым для чужих.

В разное время тут было три разных веры: иудаизм, мусульманство и зороастризм (от Заратустры). На развалинах строений можно встретить разную каменную резьбу, свидетельствующую о разных верах. Тут и звезда Давида, и арабская вязь. Хотя особо шустрые деятели выбивают камни с резьбой, так что звезду Давида мне удалось увидеть только на чужих фото, а вот вязь еще сохранилась.

Население, кроме защиты своего аула, занималось охотой и земледелием. Площадки, где выращивали урожай, до сих пор хорошо сохранились. Сколько же труда было потрачено на то, чтобы выровнять эти земли, убрать камни. Остается только догадываться.

Проблем с водой тут тоже не было. В непосредственной близости от аула протекает родник, который до сих пор пользуется большим спросом, только теперь у туристов. Считается, что эта вода обладает целебными свойствами. Не берусь судить о ее качествах, но попить холодной водицы очень приятно после длительного подъема. Все туристы обязательно делают тут остановку, чтобы умыться и набрать воды в дорогу.

За всю историю своего существования никто не смог покорить это место. Здесь проживало порядка 3000 человек. Однако холера практически выкосила население, оставив в живых только 40 человек. Это было еще до советской власти. В советское время аул жил активно. Тут было проведено электричество, была школа, роддом, почта, магазины, церковь, приезжало кино. Где-то я читала, что однажды по распределению сюда прислали учительницу. Я пыталась представить, что должна была почувствовать, например, какая-нибудь городская девушка из средней полосы, приехав сюда работать? Потому что тут совсем другая жизнь, даже виды какие-то нереальные.

Писали, что люди в ауле жили очень дружно. Можно сказать, одной семьей. Крыши одних домов были полом для других. Починкой всегда занимались все вместе. Если стены домов сделаны из камня, то перекрытия делались из дерева и глины. После дождей потолки подмывало, так что их надо было регулярно укреплять. В советское время до аула вела вполне хорошая дорога, которая сейчас разрушена временем. Хотя тропа до аула до сих пор хорошая и, я бы сказала, безопасная. В советское время народ начал уходить из поселения в соседний аул, потому что он был доступнее, потому что там был большой и богатый колхоз.

Позднее, в 2000-м в ауле проживало 245 человек. А в 2015-м умер последний житель, который хорошо знал историю поселения и с удовольствием рассказывал ее туристам.
Сейчас в ауле нет ни одного жителя, лишь туристы с удовольствием бродят тут с утра до ночи. Мы пришли в аул к полудню. Было очень жарко. Кроме жары был очень плохой свет, фотографы меня поймут.

Так что мы нашли себе временное пристанище в одном из старых домов. Я присела на каменный подоконник и стала рассматривать Гамсутль и его окрестности. Поверьте мне, это что-то нереальное. Гамсутль хочется рассматривать, кажется, он погружает вас в созерцательный транс и порождает очень яркие эмоции.

Представьте, вы сидите на подоконнике каменной арки или окна на высоте полтора километра в разрушенном ауле. Издалека аул не видать, он практически слился с горой. Где-то внизу лентой бежит дорога, где-то далеко находится соседний аул. А вокруг вас горы, горы, горы. Даже гордые орлы летают ниже, чем вы находитесь. Вы будто парите над этим миром, вы братья горам и орлам. Свобода, отвага, смелость, весь мир лежит у ваших ног. Наверное, такие чувства испытывали те, кто рождался, рос, жил, защищал эти места.

А между тем вокруг нас бегали довольно-толстые мыши, над нами провис подгнивший потолок, да и пол кое-где давно провалился.

Зато можно было снять рюкзак и пойти прогуляться налегке по раскаленному аулу. Тропы там вполне нахожены, да и турфирмы нарисовали стрелки, обозначившие направление к интересным местам. Т.к. нормального света не было, я решила поснимать мобильником, оставив фотик рядом с рюкзаком. Мобильник справился только частично. Зеркальный фотоаппарат дает изображения более качественные. Однако после прогулки я поняла, что на вторую (с фотоаппаратом) меня уже не хватит. Так что зеркалкой было сделано всего несколько фоток.

22. Вид сверху.

26. На самой высокой точке всегда аншлаг.

27. Приблизим, сколько же там народа.))

К закату мы покинули свое временное пристанище и пошли в сторону от Гамсутля, чтобы увидеть его целиком в свете Луны.

И я сделала несколько фото. Сделала и остолбенела. С экрана на меня смотрел череп. Гамсутлю явно не по нраву были эти бесконечные туристы и съемки. Гамсутль хотел тишины и уважения. Я сделала еще кадр, но видела только череп с пустыми глазницами и впавшим ртом. Может, это дух поселения? С этой мыслью я отправилась спать, прося дух не мстить мне.

28. На большом фото черепа не видно, только на маленьком. Кстати, не только я разглядела.

29. Справа в углу внизу виден аул с фото 4.

30. А эта скала на миниатюре напоминает сову.

Утро началось рано, однако оно не оправдало наших ожиданий.

Солнце из-за гор взошло сразу высоко, так что красивого рассвета не получилось. В Гамсутле сразу наступило ясное утро. Я еще пробежалась немного по пустынной округе, снимала цветочки и наслаждалась ароматами чабреца.

Когда я в таком виде передвигаюсь в поездках, то меня очень устраивает, что сливаюсь с окружающим миром. А вот когда пытаюсь найти себя на фото, то ни фига не устраивает.))

36. Та же фигня.

Обратный путь мы прошли быстро. От части, потому что шли вниз. От части, потому что жара еще не наступила. Уже на подходе к стоянке я вдруг на дороге на ровном месте не удержалась, нога поехала на каком-то камешке, я полетела вместе с рюкзаком вниз и подумала, что дух аула меня наказал. Вот такая мистика.

PS: А коленки я тогда все-таки разбила и хромала потом несколько дней.

PSS: Что же касается безопасности аула, то все относительно. Аул особенно после дождей продолжает разрушаться и сползать вниз. Многие строения исчезли навсегда. Народ в большинстве своем ходит по натоптанным тропам.