Кавказ. Дербент, Лунь и внутренний Дагестан.

Jul 21, 2021 23:17

Начало:
1. Кавказ. Начало.
2. Кавказ. К бархану Сарыкум.
3. Кавказ. Знакомство с Каспием.

Я с грустью расставалась с морем. День обещал быть жарким, так что гулять по каменному Дербенту совсем не хотелось. Но мы собирались посетить крепость Нарым-Кала. По приезду на практически пустую стоянку у крепости выяснилось, что крепость еще закрыта. И гулять нам надо еще порядка двух часов.

Зато от крепости открывался вид на весь Дербент, а заодно и на Каспий. Еще одно открытие для меня было, что Дербент - морской город. Правда, море уже было в какой-то белесой знойной дымке и норовило слиться с небом.

1.


2.


3.


4.


Вопрос с двумя часами свободного времени решился быстро: я утащила всю нашу компанию на рынок. Вот хотелось мне посмотреть на местный базар со специями, фруктами, разными вкусностями. Кроме того, я надеялась прикупить где-нибудь в магазине настоящего Дербентского коньяка.

Рынок мы нашли без проблем: спустились от крепости по лестнице в город и пошли прямо по дороге, потом свернули направо и почти сразу налево вниз, дальше почти до самого рынка прямо. Рынок был открыт. Я купила урбеч и азербайджанский чай. Продавец сказал, что чай вкусный, как в советские времена. Но ведь тогда чай был разным, возразила я, однако купила. Не обманули, чай действительно оказался хорошим. Правда, есть одна изюминка у него: вкусным он становится не сразу после заваривания, а после того, как настоится. Так что если заварить его вечером, то с утра вас будет ждать крепчайший, вкуснющий напиток.

С рынка мы отправились искать винный магазин. Нашли магазин "Магнит". Помню свое разочарование, когда вошла в него и увидела там сплошные чаи, сладости, крупы, воду, но ничего сколько-нибудь крепкого, даже пива. А вот открытия алкомаркета рядом так и не дождались и пошли обратно к крепости.

Я обратила внимание, что в Дербенте нет женщин в джинсах. Наверное, они есть, только в столь небольшом количестве, что сразу и не увидеть. Там в моде платья и туфли, часто на каблуках. Так что молодые кавказские красавицы выглядят очень женственно и привлекательно. Женщины постарше одеты в свободные платья, напомнившие мне ночные сорочки с одной только разницей, что сорочки обычно светлые, а платья чаще темные или яркие, но не белые.

После рынка наша компания рассосалась, так что к крепости мы подошли врозь. Надо сказать, что подниматься наверх по такой жаре было тяжело. Когда я пришла к крепости, то находилась в каком-то полуобморочном состоянии, так что крепость промелькнула перед моими глазами душным миражом.

Чем же эта крепость так прославилась? Название Нарым Кала переводится как крепость закрытых ворот. И построена она была при Александре Македонском, мало того, при его непосредственном участии. Крепость перешла к России после того, как Персия признала по мирному договору все Дагестанские земли российскими.

5.


Крепость стоит на высоте более 300 метров и занимает площадь около 4 гектаров. Высота стен достигает 20 метров, толщина - до 3,5 метров. По периметру урепости расположены 73 башни. Крепость построена из камня разных пород, благодаря чему она сохранилась в довольно-таки хорошем состоянии. Если внутренние постройки не раз разрушались правителями, желающими построить свой дворец для себя, то стены укреплялись и реставрировались.

6.


7.


8.


9.


На территории крепости находились ханские резиденции, храм, тюрьма. Были также ханские бани с горячей и холодной водой, водопровод, водохранилище, канализация. Так что жизнь в крепости была безопасной и комфортной.

Сейчас в крепости, кроме стен, фактически ничего не осталось. Есть старые саркофаги и остатки строений. С крепости открываются красивые виды на просторы Дербента.

10.


Стоит или нет посещать крепость - личное дело каждого. Билет стоит 150 рублей. Для меня это баянное туристическое место с кучей народа. Сюда едут туристы, школьники, тут снимают свадьбы. В общем, для развития можно посетить, а можно в инете посмотреть и не ходить, у них совершенно чудесный сайт с 3D изображениями.

11.


12.


Если соберетесь погулять по крепости без экскурсовода, то лучше почитайте предварительно информацию о ее истории. Интернет вам в помощь.

Я вышла из крепости с одной только мыслью, что хочу пить. Адская жара. Совершенно горячий воздух. Смотришь на каменный город, кажется, тут вообще нет места прохладе. Меня остановил местный товарищ вопросом, откуда я, как мне город. "Мы очень любим наших гостей, приезжайте пожалуйста еще!" - сказал он мне напоследок и пошел по своим делам.

А мы направились к машинам, чтобы ехать дальше. Очень жарко. Не понимаю, как люди там живут? Каменный город, хотя внутренние дворики зеленые и красивые. Побродить бы по городу в более комфортную погоду.

***
Вы знаете, что такое Лунь? Обратимся ко всезнающей википедии.

13.


Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31, по кодификации НАТО: Utka) - советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева под руководством В.Н.Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся.

Экраноплан предназначен для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке вне противодействия авиации (в том числе ДРЛО) противника. Экраноплан «Лунь» благодаря относительно высокой (для надводных и низковысотных носителей) скорости движения и незаметности для корабельных радаров может подходить к целям на расстояние пуска ракет.

Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева - на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.

Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившемся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года - заводские. 26 декабря 1989 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год - в 1991 году.

Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был.

Вот она, былая мощь когда-то великой страны. Теперь покоится на берегу Каспийского моря недалеко от Дербента. А любопытные туристы едут посмотреть на это чудо инженерной мысли.

14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


***

Какой дорогой поедем? Интересной или не очень? Конечно же интересной. И до темноты мы уехали по внутреннему Дагестану через долины, перевалы, аулы, потом по серпантинам. Получилось долго и нервно, однако мне понравилось. Сколько красот.

22.


23.


24.


25.


26.


Горные аулы совсем не такие, как наши деревни. В Дагестане нет ощущения заброшенности: хорошие дома, каменные заборы, шикарные кованные ворота, кругом распаханные ухоженные поля, хорошие фермы, многочисленные стада коров и телят, новые школы, мфц даже в небольших населенных пунктах, хорошие дороги почти повсеместно. Даже далеко от цивилизации дороги из щебенки без колдобин и ям. Нигде никаких развалюх и остатков заводов, все работает, все функционирует, народ улыбается и машет руками в знак приветствия.

К ночи навигатор увел нас куда-то не туда. Пора бы уже встать на ночевку, а мы все продолжаем ехать. Местные джигиты, ехавшие навстречу зазывали к себе в гости, но мы двигались дальше. Наш водитель уперто ехал вперед, не слушая наши вопли и уговоры. И вот почти ночь, мы въехали в какой-то населенный пункт. Хочется спать, а вставать негде. Местные женщины вконец расстроились, что не могут разместить нас на ночлег и выдали нам проводника, который проводил нас до реки.

Там, у реки останавливаются туристы, собирающиеся с утра пойти в... А вот куда пойти, расскажу позже.))

лето 2021, Кавказ, фотоотчет, природа, Дагестан

Previous post Next post
Up