Ад других

May 12, 2010 12:14


Перевел фрагмент из книги Элиота After Strange Gods (стр. 42).

Здесь я рискну пойти на обобщение, и скажу, что с исчезновением идеи Первородного Греха, с исчезновением представления о напряженной внутренней борьбе, человеческие существа, представленные нам в поэзии и прозе современности (это в большей мере проявлено у серьезных авторов, чем в ( Read more... )

t.s. eliot, перевод, наблюдения

Leave a comment

Comments 25

b_shuah May 12 2010, 08:22:59 UTC
Спасибо. Замечательно.

Reply


nikadubrovsky May 12 2010, 09:02:14 UTC
что такое "христианские основания"?
Они как-то противостоят "буддиским", "иудейским" или "мусульманским"?
и что понимается под "исчезновением первородного греха"?

Разве напряженная внутренняя борьба возможна только в рамках религиозных конфессий (тем более, только одной из них)?

Reply

nnikif May 12 2010, 09:22:54 UTC
У Эрика Аурбаха в книге про Данте про это хорошо написано. Он объясняет, что античная эстетика считала значимыми только события, которые происходят с царями, военачальниками и т.д. Эдип, Агамемнон, Одиссей, Медея. Остальные же объявлялись, условно говоря, быдлом, у которого нет собственного выбора, свободы, воли и т.д.
Христианство же сказало, что значимо то, что происходит с любым человеком. Иисус шатался среди самых низов общества. Вокруг шли гражданские войны, серьезные "геополитические переделы", цари что-то там приказывали -- и все это, тем не менее, было только малозначительным фоном для событий из жизни человека, который приехал в столицу своего государства, сидя на осле ( ... )

Reply

nikadubrovsky May 12 2010, 13:00:02 UTC
сводить человека к социальным функциям, конечно, не стоит, но
это не значит, что нужно выводить этические основания из религиозных систем, тем более, из одной из религиозных систем.
Мы все-таки с вами дети Просвещения, а не только христианской культуры.

Про ислам, мы оба, скорее всего, мало что знаем.
Не достаточно, чтобы рассуждать.

Reply

nnikif May 12 2010, 13:04:57 UTC
Этические основания религиозных систем все-таки не вполне из "откровения" выводятся. Сократ, например, действовал чистыми рассуждениями, и пришел практически к тому же, что Иисус.
Что касается Просвещения, то известно, что оно сделало со своими первыми детьми.
Впрочем, согласен, что тема сложная, и бросаться резкими мнениями здесь можно только с полемическими целями.

Reply


komandiroff May 12 2010, 09:05:36 UTC
согласен.
а потом как в анекдоте придет Лесник и всех прогонит.

Reply


_palka May 12 2010, 13:16:56 UTC
про шендеровича еще читала хороший текст здесь - alexanderskobov.livejournal.com

Reply


ya_sh_a May 12 2010, 13:54:08 UTC
Согласен насчет "здесь секрет". И мне кажется, здесь же секрет реакции на «Школу», которая как раз ад для простых людей на канале для простых людей. А некоторый ее критик полагает, что о народе должно быть в газете для элиты, а об элите в газете для народа. Тогда лишь и те и другие получат полезные им переживания.
Что касается слуги, то у нас всем известно, что чаще всего он безмолвствует. Чего самая оптимистичная оценка - безмолвный протест, а оценка реальная - тупой пофигизм.
Что касается «небесного» и т.д. Мне кажется, это не гармоничный подход, ведущий к культу смерти. Ведь даже тот, кто, как вы говорите, въехал на осле, должен въехать в развитии сценария с царскими почестями, но в этом же мире. Таким образом, реализуется небесный Иерусалим именно в земном. Что, кстати, делает еще более востребованным ваш запрос на нравственность в искусстве как на инструмент исправления и подготовки.

Reply

nnikif May 12 2010, 13:56:48 UTC
"Небесный Иерусалим" -- разумеется, метафора. Почитайте Кети Чухров, у нее великолепный текст на эту тему:
http://tr-lit.livejournal.com/12498.html

Reply

ya_sh_a May 12 2010, 22:34:33 UTC
Спасибо за эту ссылку! Правда -- очень интересный текст (и звук) и, кажется, очень глубокий. И (простите мой эгоцентризм) совершенно согласуется с моей мыслью о единстве духа и материи, что и утверждается в кульминационном вопросе "где мы?" (мы в точке их пересечения и взаимореализации -- вопреки пошлой, псевдохристианской, языческой по сути проповеди Ниты). Кстати, Ните (гламуру, лат.) противостоит Диамара (диалектический материализм, на сколько я понимаю). Последняя же оказывается в финале Спасителем, требующем встречать его с пальмовыми ветвями (как я и писал). Что-то пересекается тут с "Двенадцатью".
И поёт Кети очень вдохновенно. Еще раз спасибо!

Reply


Leave a comment

Up