Беларусь-ЕС: конкретные шаги

Sep 19, 2007 22:30

20.09.07 Андрей Федоров

В складывающейся ситуации более эффективным выглядит максимально возможное проникновение европейского бизнеса в Беларусь.


На протяжении периода независимого существования Республики Беларусь ее отношения с Европейским союзом и его предшественниками прошли, как известно, несколько стадий, с явной тенденцией к ухудшению, и сейчас находятся в одной из самых низких точек. Тем не менее, накопленный опыт, пусть даже преимущественно негативный, позволяет сделать определенные выводы и, соответственно, попытаться предложить конкретные варианты взаимодействия с сегодняшним белорусским обществом.

Напомним вкратце предыдущие действия объединенной Европы на данном направлении. После печально знаменитого конституционного референдума, прошедшего в ноябре 1996 года, стержнем «белорусской политики» Евросоюза стало давление на официальный Минск и оказание содействия демократическим силам. В феврале 1997 года Совет министров иностранных дел Евросоюза принял решение об отношениях ЕС с Беларусью. Основными требованиями Брюсселя были обеспечение реального разделения властей, установление диалога между противоборствующими сторонами, свобода средств массовой информации. Эти условия с не слишком значительными вариациями сохранились до настоящего времени. Наиболее существенным дополнением стало требование проведения электоральных кампаний в соответствии с международными стандартами.

В качестве «мер наказания» были избраны отказ в поддержке вступления Беларуси в Совет Европы, приостановление процесса заключения Временного соглашения о торговле и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, пересмотр программ технической помощи и резкое сокращение двусторонних контактов на министерском уровне. Кроме того, ЕС предупредил, что будет содействовать тому, чтобы международные финансовые институты сохраняли избирательный подход к новым предложениям о займах с соблюдением их строго экономической обусловленности. Впоследствии к этим санкциям по разным поводам добавлялись, отменялись и снова вводились визовые ограничения, а также иные меры, как, например, недавняя отмена торговых льгот в рамках Обобщенной системы преференций, но в основном ограничения также не претерпели принципиальных изменений.

Что же касается содействия оппозиции, то здесь прежде всего следует отметить значительную и разнообразную моральную поддержку, которую оказывали и продолжают оказывать ей все без исключения институты ЕС, в первую очередь Европарламент, в виде заявлений, резолюций и т.п. Безусловно, весьма существенной является техническая помощь - проведение различных конференций, семинаров и других аналогичных мероприятий. В последнее время особенно большие усилия прилагаются для создания альтернативных источников массовой информации в целях преодоления существующей в Беларуси в данной сфере государственной монополии.

Наконец, в ноябре прошлого года Евросоюз предложил Беларуси новую стратегию взаимоотношений. В этом документе имеет место концептуальный, всеобъемлющий подход, направленный на кардинальное улучшение взаимоотношений Беларуси и ЕС при выполнении официальным Минском практически всех известных ранее условий. Не вызывает сомнений, что в таком случае перед страной открылись бы принципиально новые возможности для развития, в том числе в экономической сфере.

С глубоким сожалением следует признать, что белорусское руководство всерьез ни разу не отреагировало на все упомянутые предложения и предупреждения, включая последнее. Ни одно из условий по большому счету выполнено не было. Нельзя же, в самом деле, считать назначение Сергея Гайдукевича на должность специального представителя белорусского внешнеполитического ведомства по вопросам взаимодействия с европейскими структурами реальным откликом на последнюю инициативу Брюсселя.

Поскольку говорить об отсутствии у Европейского союза желания исправить ситуацию несправедливо, то следует признать, что у него отсутствуют действенные рычаги воздействия. При этом, правда, было бы неправомерно недооценивать даже сравнительно небольшие имеющиеся возможности: вполне вероятно, что без западного вмешательства положение было бы намного хуже.

Теперь уже очевидно, что для осуществления демократических преобразований в стране требуется планомерная и, не исключено, достаточно длительная работа. Главными составляющими внутренней поддержки белорусского режима являются более или менее приличное (разумеется, по советским меркам), особенно по сравнению с серединой 90-х гг., материальное положение преобладающей части населения и общественная стабильность.

К ведущим причинам сохранения статус-кво следует отнести также упомянутую монополию на средства массовой информации, в результате чего весьма значительное число жителей страны убеждено в том, что все является заслугой исключительно действующего главы государства, и, кроме того, имеет искаженное представление об успехах, достигнутых соседними государствами, пошедшими по иному пути. В связи с этим, а также в силу сложившегося еще в советские времена явного доминирования в массовом сознании социальных прав человека над политическими, и, как следствие, индифферентного отношения к последним, это «послушное большинство» крайне слабо реагирует даже на грубейшие нарушения во время разного рода электоральных кампаний и фальсификацию их итогов.

Соответственно, для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо добиться перемен в массовом сознании. Рассуждая абстрактно, можно было бы предположить, что наиболее эффективным средством достижения данной цели могло бы стать форсированное снижение жизненного уровня, то есть фактически введение экономических санкций. Тем более, что такая возможность выглядит вполне осуществимой, поскольку Евросоюз в последнее время наряду с Россией прочно занимает лидирующие позиции в белорусском внешнеэкономическом товарообороте.

Однако на деле все не так просто. Во-первых, та же государственная пропаганда не преминет использовать ухудшение ситуации для выплескивания на ЕС очередного негатива, причем в огромных объемах, что едва ли улучшит здесь его имидж. Кроме того, для менталитета большей части белорусского населения, опять же соответствующим образом обработанного массированной государственной пропагандой, характерна острая нехватка национального самосознания, в результате чего оно в значительной степени остается ориентированным на Россию. Поэтому в случае экономического давления со стороны Запада и возникновении для белорусских властей явной угрозы им не составит большого труда убедить большинство в том, что единственный выход заключается в объединении с Москвой.

Поэтому данный вариант является крайне опасным и должен быть заведомо исключен. Напротив, в складывающейся сейчас ситуации более эффективным выглядит максимально возможное проникновение европейского бизнеса в Беларусь. Естественно, никто не вправе требовать, чтобы он осуществлял это в ущерб себе, но, может быть, стоит воспользоваться моментом и усилить нажим на белорусское правительство с целью улучшения по крайней мере экономических условий: ликвидации института «золотой акции» и т.п.

В итоге в принципиальном плане не остается ничего иного, как следовать по прежнему пути, то есть, не ослабляя нажима по линии прав человека, максимально использовать имеющийся потенциал для изменения массового менталитета, включая продолжение оказания помощи демократическим силам. Вместе с тем, видится возможной несколько иная расстановка акцентов. Понятно, что одним из основных направлений является содействие развитию независимых средств массовой информации. Нельзя отрицать, что здесь уже кое-что сделано, но для повышения эффективности следует самым серьезным образом пересмотреть существующие подходы.

Можно вспомнить еще несколько важных проблем, разрешение которых, как представляется, способствовало бы достижению главной цели. Например, не совсем понятно, что мешает руководству ЕС официально заявить: Беларусь не просто европейская страна (что не отрицается и сейчас), это непременный будущий член нашего сообщества, мы просто ждем, когда она станет соответствовать установленным требованиям. Ясно, что до тех пор о ее членстве не будет и речи, к тому же в любом случае окончательное решение будет за Брюсселем. Здесь же такое заявление во многом способствовало бы проведению соответствующей агитации среди населения.

Или, скажем, совершенно конкретный вопрос: визы. Известно, как эффективно воздействует на сознание не слишком просвещенного человека простое посещение европейских стран. Почему Литва, Латвия, Польша до своего присоединения к Шенгенскому соглашению могут сохранять стоимость виз для граждан Беларуси на самом низком или вообще нулевом уровне, а после этого вынуждены будут поднять ее до заоблачных высот? С трудом верится, что при современном развитии средств автоматизации и связи проверка в единой картотеке настолько удорожает процесс. Понятно, что Европа хочет защитить себя от нелегальной миграции, но ведь при снижении цен отмена визового режима не подразумевается. Украинцы получают визы бесплатно, а ведь их почти 50 миллионов, и, соответственно, потенциальных нарушителей там намного больше, но, судя по всему, серьезных опасений в Европе это не вызывает.

Вероятно, имеются и другие аспекты, где Евросоюз без особого ущерба для себя мог бы оказывать более существенную помощь. В конечном счете, все определяется уровнем заинтересованности ЕС в белорусских преобразованиях.

Все вышеизложенное, естественно, никоим образом не умаляет сегодняшних усилий Европы по содействию возвращению нашей страны в цивилизованное сообщество, но возможности для совершенствования остаются всегда.

---------
В рамках конференции BISS «К новому видению Беларуси» 10-12 сентября 2007 г., Киев

Беларусь-ЕС

Previous post Next post
Up