Делаю этот перепост еще и потому, что строил Бакурианскую железную дорогу инженер-путеец Захарий Петрович Лохвицкий. И, наверное, видел как раз то, что через несколько лет снимал Прокудин-Горский.
Оригинал взят у
natakxa в
Окрестности Боржоми на снимках Прокудина-ГорскогоОчень интересный пост! Фотографии Боржомского ущелья Проскудина-Горского, плюс современные фотографии тех мест, ориентировка ну гуглэрс и очень много интересной информации. Виктор, спасибо за ссылку!
Originally posted by
oldcolor at
Окрестности Боржоми на снимках Прокудина-ГорскогоПродолжаю обзор боржомской серии снимков Прокудина-Горского, одной из самых интересных в коллекции.
Помимо съемок в самом курортном местечке Боржом, фотограф совершил небольшое путешествие по ущелью речки Черной (Боржомскому ущелью) до Тимотесубанского монастыря, находящегося на расстоянии примерно 20 верст.
Начальной точкой этого небольшого путешествия можно считать снимок ущелья р. Черной с Воронцовского плато в Боржоме:
Высокое разрешениеСправа от речки идёт Ахалкалакское шоссе, слева - Бакурианская железная дорога. Её построили в конце 19 века, чтобы связать два императорских курорта, Боржоми и Бакуриани, с Тифлисом.
На этом снимке мы видим поезд на станции Бакуриани:
Высокое разрешениеСнимок интересен тем, что датирован июнем 1912 г., т.е. всего несколькими неделями ранее приезда Прокудина-Горсокого в Боржом. Очевидно, что на таком поезде сам фотограф добирался до курорта из Тифлиса.
Однако из Боржома в Тимотесубанский монастырь он поехал наверняка по шоссе, на лошадях.
На этом Гугловском снимке я обозначил весь маршрут путешествия.
Высокое разрешение Первый снимок под названием "Чёрная речка" был сделан уже в нескольких верстах от Боржома:
Высокое разрешениеИдентифицировать это место я пытался с 2008 г., но сделать это удалось лишь несколько дней назад с помощью современной фотографии, на которой видна та же скала и характерный силуэт гор:
Высокое разрешение Подпись к снимку подтвердилась, в отличие от большинства других в боржомской серии, которые оказались перепутанными между собой.
Первым населённым пунктом на пути в Тимотесубани была деревушка Даба, которую Прокудин-Горский обозначил как "Дабский монастырь":
Высокое разрешениеВ контрольном альбоме этот снимок был вклеен по ошибке над подписью "Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Боржом", которая была нами сопоставлена с другой фотографией.
После идентификации деревни Даба стало возможно определить место съемки фотографии с загадочной подписью "Каменные ворота и крепость Узвариан":
Высокое разрешениеНичего похожего по звучанию на "Узвариан" не упоминается ни в одном источнике, однако присмотревшись, я заметил, что те же развалины видны на предыдущей фотографии:
Таким образом, стало ясно, что развалины укреплений находились в Дабе, причём стояли они прямо на шоссе. Вероятно, именно этот факт оказался для них роковым: на современных снимках видно, что от каменных развалин не осталось и следа:
Высокое разрешение А реконструированное шоссе проходит теперь в туннеле под отрогом горы:
Самое удивительное, что мне не удалось найти ни в одном источнике каких-либо упоминаний о существовании каких-либо крепостных сооружений в Дабе! Такое впечатление, что этот памятник Средневековья стёрся из исторической памяти вместе с руинами и лишь пара снимков Прокудина-Горского теперь напоминают о его былом существовании.
Надо сказать, что Прокудин-Горский не случайно назвал деревню Даба "Дабским монастырём". Он там действительно был. Точнее, в данном случае "Дабским монастырём" Прокудин-Горский и другие авторы того времени называли Георгиевскую церковь 1333 г. в селе Даба близ Боржома. К сожалению, никаких дополнительных сведений о монастыре мне пока найти не удалось.
Этому небольшому, но очень интересному храму Прокудин-Горский посвятил два снимка.
"Общий вид Дабского монастыря":
Высокое разрешение Современный вид:
Высокое разрешение "Вход в Дабский монастырь":
Высокое разрешениеОбратите внимание, стены храма в начале 20 века были исписаны граффити туристов, что отмечалось особо даже в путеводителях того времени!
Современный вид:
Здесь хорошо видна главная "изюминка" этого небольшого храма - тонка резьба по камню.
Далее Прокудин-Горский запечатлел курортное село Цагвери (Цагверы), в котором находился свой минеральный источник. Это был, так сказать, "малый Боржом".
"Цагверы. Вдали I минеральное ущелье":
Высокое разрешениеНа снимке видны добротные дома, некоторые из которых служили дачами для курортников, хотя путеводитель того времени почему-то называет эти дачи "убогими".
Второй снимок села Цагвери я нашёл у Прокудина-Горского в альбоме "Разное и этюды" с подписью... "На Урале"!
На самом деле ему, очевидно, соответствует авторская подпись "В Цагверах. II минеральное ущелье" к которой по ошибке был подклеен снимок абхазского села:
Высокое разрешениеИдентифицировать этот снимок мне помогла характерная деревянная "черепица" на крыше сарая, которой никогда не было на Урале, но встречается именно в Грузии.
Окончательно мою версию подтвердили старые открытки Цагвери, на которых видны те же скалы:
Дальний план:
Современное фото:
На этой Гугловской трёхмерке я обозначил ракурсы съемки обоих цагверских видов:
Есть ещё загадочный снимок "Цагверский источник":
Высокое разрешениеВверху с лошадью стоит тот же офицер, что и на снимке "Евгениевский источник" в Боржоме. Вероятно, он сопровождал Прокудина-Горского, равно как и важный господин с бородой, присутствующий сразу на четырёх снимках этой серии (например, он позирует на развалинах крепости в Дабе).
Согласно дореволюционному путеводителю, Цагверский источник находился "в 1 версте от шоссе, в глухом месте ущелья, среди лесной чащи, куда ведёт тропинка".
Проблема с этим снимком состоит в том, что Цагверский источник на старых фотографиях выглядит совершенно иначе:
Кроме того, на снимке Прокудина-Горского, по-видимому, вообще не источник, а горячая серная ванная. Ни один из людей на снимке не держит кружек для питья, да и вид для источника совершенно антисанитарный.
Опознать это каменное сооружение не удается уже более 5 лет. Я склоняюсь к версии, что это серная ванная в Боржомском парке, где и сейчас такие действуют.
Конечным пунктом поездки Прокудина-Горского был монастырь Тимотесубани. Также как и в случае с Дабским монастырём, он представлял из себя не монастырь в русском понимании, а отдельно стоящий храм, Успенскую церковь 12 века. О ней есть
статья в англоязычной Википедии. Сообщается, что это самый большой и интересный архитектурный памятник "Золотого века" грузинской средневековой архитектуры времён царицы Тамары (1184-1213).
Прокудин-Горский сделал два общих вида монастыря, из которых мы покажем здесь один.
"Тимотис-Убанский монастырь":
Высокое разрешение Современный вид:
Церковь включена в список 100 мировых памятников, требующих особого внимания (2004 год), составленный экспертной группой “World Monuments Watch”.
Далее Прокудин-Горских сделал пару снимков с архитектурными деталями монастыря.
"Арка перед входом в Тимотис-Убанский монастырь":
Высокое разрешение В настоящее время эта арка отреставрирована.
‘Вход в Тимотис-Убанский монастырь’ [крыльцо храма Успения Богородицы 12-13 вв.]:
Высокое разрешениеЭтот снимок был вклеен над подписью "Внутри развалин Тиматис-Убанского монастыря", однако я сопоставил её с другой фотографией Прокудина-Горского.
Современный вид:
В процессе исследования коллекции оказалось, что снимков Тимотесубанского монастыря у Прокудина-Горского на самом деле было больше.
Один и нашёл в альбоме "Разное и этюды", куда он был подклеен вообще без всякой подписи. В ноябре 2008 г. я установил, что на безымянном фото мы видим фрески Успенской церкви Тимотесбуанского монастыря:
Высокое разрешение С вероятностью 99% именно этому снимку Прокудин-Горский предназначал название "Внутри развалин Тиматис-Убанского монастыря", которое было записано в его полевом блокноте.
Вот та же колонна в храме на современном фото:
Надо сказать, что фрески эти, сделанные не позднее 1220-х гг., весьма ценные и знаменитые, им посвящено много научных публикаций. Например: Роспись Тимотесубани - La peinture murale de Timothesoubani: Исслед. по истории груз. средневековой монум. живописи / Е. Л. Привалова, 257 с. ил., 34 л. ил., цв. ил. 30 см., Тбилиси Мецниереба 1980.
Интересно:
Грузинская фреска соединяет в себе иконографические традиции Византии и Ближнего Востока. Наравне с древним искусством перегородчатой эмали, фреска является одним из основных направлений развития церковного искусства Грузии.
Недавно в Москве появился Храм, расписанный грузинским иконописцем - Храм вмч. Георгия Победоносца в Грузинах.
В зеркале купола изображен Христос во славе с предстоящими Богородицей и Предтечей - преображенной тварью в ангельском окружении. Такое изображение в куполе Христа с предстоящими (Деисус) является особенностью Грузинской Церкви и восходит к росписи храма Тимотесубани близ Боржоми конца XII-начала XIII века (Газета Московский «Церковный вестник », № 8 (237), апрель 2002 г.).
Наконец, есть ещё один загадочный снимок, который, весьма вероятно, был сделан в Тимотесубани.
Это "Этюд девушки" из альбома "Разное и этюды":
Высокое разрешение Этому снимку не повезло, у него утрачена третья часть пластины с одним из цветовых каналов, тем не менее, два оставшихся более-менее передают цвета.
Несколько месяцев назад я стал внимательно разглядывать задний план и обнаружил там характерную деревянную "черепицу", по которой был идентифицирован снимок со скалами в Цагвери. Также виднелась грубая каменная кладка.
Я полагаю, что в кадр попала крыша навеса у развалин арки Тимотесубанского монастыря:
Есть даже одинаковая "баранка" (?) на стволе дерева:
Что делал дама с зонтиком в развалинах монастыря? Это как раз не вопрос, в начале 20 века там было популярное место "пикников" для отдыхающих в Боржоме и Цагвери. Группа туристов, включая нарядно одетую даму, даже попала на дореволюционную открытку с видом Успенского храма:
Высокое разрешение Тут ещё остаётся вспомнить, что вскоре по возвращении из Боржома Прокудин-Горский издал серию открыток в пользу "Боржомского дамского благотворительного общества", это были его единственные фотооткрытки после 1908 г.! Уместно предположить, что дама с зонтиком как раз из того общества и, быть может, именно ей Сергей Михайлович дал слово издать эти благотворительные открытки. Надеюсь, что когда-нибудь мы узнаем больше...
P.S. При написании поста были использованы реставрации (помимо моих) братьев В. и К.Ходаковских, а также Duffy's Tavern.