Некритическое восприятие новой информации у людей, приступающих к изучению неизвестной им ранее дисциплины. К.С. распространен в подростковой среде, когда познавательные, эстетические и нравственные представления находятся в процессе формирования и становления. Школьники и студенты младших курсов легко поддаются влиянию учителей и преподавателей, как правило, ориентируясь лишь на статусные позиции последних. Если преподавание ведется по учебникам, написанным в нормативной стилистике, не оснащенным библиографическим аппаратом, К.С. может привести к искаженным представлениям не только о читаемом предмете, но и научной деятельности как таковой. Весьма показательно дело Добренькова, когда обнаруженный и доказанный плагиат был воспринят большинством студентов социологического факультета МГУ как нормальное и вполне допустимое в рамках учебного процесса действие.
Наибольшее распространение Х. отмечено среди выпускников вузов, имеющих государственную аккредитацию. Новоиспеченные аспиранты, в том числе, под воздействием
колостративного синдрома, отождествляют успехи в учебном процессе с наличием призвания к научной деятельности. Первых, как правило, они достигают посредством приобретения навыков успешного прохождения отчетных периодов (сессий), что, в большей степени, указывает на высокие адаптационные способности, нежели склонность к научной работе. Директивные методы по совмещению учебного и исследовательского процессов, внедряемые Министерством образования в российские вузы, формируют благодатную среду для быстрого распространения Х., поскольку не выходят за рамки отчетно-показательных мероприятий и дискурсивно переопределяют суть научной работы.
К.С. является нормальным состоянием развивающейся личности и не свидетельствует о каких-либо психофизических отклонениях. Наиболее полно К.С. учитывался в системе средневекового образования, в котором изначально учебный процесс строился вокруг мастера, передающего ученику свой опыт и знания. Лишь с развитием стандартизации и механизации образовательных технологий, тотальным государственным контролем за средним образованием и лицензированием высшего, К.С. стал источником многих профессиональных заболеваний, таких как
витальный синкретизм,
лекцит,
образовательная агнозия и
терминологический коннективизм.