Плутарх. "Почему божество медлит с воздаянием"

Jan 23, 2008 09:42

Разные причины, самые разные.
1. От злого корня может быть хороший плод, нужно дать ему время вырасти.
2. Воздаяние не должно быть похоже на преступление, а должно как можно сильнее отличаться от него. Мы получаем урок милосердия и сдержанности.
3. С точки зрения вечности один день и тридцать лет почти не различаются, к тому же преступнику, заключенному в этой жизни, как в тюрьме, всё равно бежать некуда.
4. Преступление в самом себе несёт наказние, которое начинает осуществляться в ту же секунду, и спешить вообще незачем.
5. Город или род есть единое целое, потому возмездие через несколько поколений приемлемо и справедливо. Во-первых, это дополнительное наказание преступнику - видеть, как из-за него страдают его близкие. Во-вторых, потомок негодяя скорее всего тоже будет негодяем, и мучая на первых взгляд невинового правнука какого-нибудь тирана, божество на самом деле предотвращает преступления ещё более страшные, чем совершил прадедушка. На нас, людей, не угодишь: то мы жалуемся, что возмездие наступает поздно, то ропщем, когда преступление искореняется заранее.
Последнее соображение перекликается с четвертым видом бессмертия: все неприятности и мучения заслужены, только никто не знает наверняка, чем именно.

философия

Previous post Next post
Up