В Китае экзамен держать мог хоть крестьянин; другое дело, что на подготоку к экзаменам - зверскую многолетнюю зубрежку - требовались заметные деньги: студент в семье не работник, грызет науку не разгибаясь, и без домашнего репетитора не обойтись. Эта же самая экзаменационая система понемногу и перемалывала завоевателей-монголов или маньчжур. Они ее сначала сами восстанавливали, видя, что так и налоги собирать ловчее, и управлять надежнее, - а потом сами как зайчики шли сдавать на должности, а ведь все образование представляло собой бронебойную промывку мозгов и окитаивание, никаких прикладных дисциплин, независимо от уровня экзамена, вплоть до дворцового, эти будущие управленцы вообще не сдавали. Схоластика и поэзия, поэзия и схоластика. Незадолго до Синьхайской революции 1911-го года экзамены на сюцая успел сдать наш Колоколов, который вообще варар, заморский черт и оккупант.
Ваш первый абзац я хотела сама написать, но не могу сообразить, что это нам даёт.
Такое образование это аналог духовного образования в России или Европе. На всех светских должностях люди с сугубо теологическим образованием... Это разница? Можно за это зацепиться? Чему это способствует, а чему мешает? В первом Риме такого не было, насколько я понимаю. Хорошо это или плохо?
Я имел в виду, что неправильно все же говорить о "социальном слое" при абсолютном демократизме системы. В конце концов, имущественный ценз тут был следствием не политики, а общего несовершенства мира - просто кому-то надо пахать землю. А бывало и так, что бедная община скидывалась на подготовку своего ломоносова, и хотя служил он далеко от дома (с кумовством в этом смысле боролись строго), но, вернувшись домой в отставку - сыт, пьян и нос в табаке, - мог и долги вернуть, и в делах помочь, и смену выучить. Служилый земляк дает приподняться всей деревне.
По второму - разница, вроде бы, выходит та, что в Китае (да и у нас) культурная ассимиляция могла справляться с заметными объемами иноземцев, а в Европе и задача такая не ставилась, и образованных дикарей на должности не брали даже парагвайские иезуиты; даже крещение мало что меняло. Уж не знаю, чего тут больше: идеологии или конкретно-исторической обусловленности.
Если в двух словах - к Чингису действительно брали всех. К его наследникам - уже не всех. И разные наследники брали по-разному - на Востоке больше, на Западе - меньше.
В Китае крестьянин или иностранец тоже могли стать императорами. Там даже было прописано право народа на вооруженное восстание :)
И в управленцы рангом пониже русичи во всяком случае не включались.
Князь, получивший ярлык в Орде - это и есть "управленец рангом пониже". Пониже хана, но в принципе равный ордынскому министру или генералу.
В Орду входили не только русские территории. Там, в других улусах, русские могли быть управленцами?
Вы имеете в виду Золотую Орду в частности или Монгольскую Империю в целом? Орда слишком быстро приняла ислам, что само собой усложнило любой карьерный рост для русских. Ну и отрезала Русь от других наследников Чингисхана. Хотя один из них успел завести себе гвардию из русских телохранителей.
Как бы вы определили главное отличие Китая от Рима? от Орды?
Например, в античном Китае не было республиканских институтов, из которых черпала еще Византия. Китай всегда был монархией.
Китай (Рим, Россия, Британия, далее везде) - империи-долгострои. Строились медленно и постепенно, на протяжении веков. Завоевали еще клочок земли - обустроили на свой вкус, установили свои законы и порядки, иногда ассимилировали или еще как-нибудь иначе привязали новых подданных\граждан к метрополии. Потом двинулись дальше.
Монголия - империя-скороспелка. Собралась ватага лихих парней, набежали, пограбили... Поэтому и рассыпались так быстро.
Comments 8
Эта же самая экзаменационая система понемногу и перемалывала завоевателей-монголов или маньчжур. Они ее сначала сами восстанавливали, видя, что так и налоги собирать ловчее, и управлять надежнее, - а потом сами как зайчики шли сдавать на должности, а ведь все образование представляло собой бронебойную промывку мозгов и окитаивание, никаких прикладных дисциплин, независимо от уровня экзамена, вплоть до дворцового, эти будущие управленцы вообще не сдавали. Схоластика и поэзия, поэзия и схоластика. Незадолго до Синьхайской революции 1911-го года экзамены на сюцая успел сдать наш Колоколов, который вообще варар, заморский черт и оккупант.
Reply
Такое образование это аналог духовного образования в России или Европе. На всех светских должностях люди с сугубо теологическим образованием... Это разница? Можно за это зацепиться? Чему это способствует, а чему мешает? В первом Риме такого не было, насколько я понимаю. Хорошо это или плохо?
Reply
По второму - разница, вроде бы, выходит та, что в Китае (да и у нас) культурная ассимиляция могла справляться с заметными объемами иноземцев, а в Европе и задача такая не ставилась, и образованных дикарей на должности не брали даже парагвайские иезуиты; даже крещение мало что меняло. Уж не знаю, чего тут больше: идеологии или конкретно-исторической обусловленности.
Reply
Ну, вы понимаете.
Reply
В Китае крестьянин или иностранец тоже могли стать императорами. Там даже было прописано право народа на вооруженное восстание :)
И в управленцы рангом пониже русичи во всяком случае не включались.
Князь, получивший ярлык в Орде - это и есть "управленец рангом пониже". Пониже хана, но в принципе равный ордынскому министру или генералу.
Reply
Китай я мало знаю, не за что зацепиться. Вы вот разбираетесь... Как бы вы определили главное отличие Китая от Рима? от Орды?
Reply
Вы имеете в виду Золотую Орду в частности или Монгольскую Империю в целом? Орда слишком быстро приняла ислам, что само собой усложнило любой карьерный рост для русских. Ну и отрезала Русь от других наследников Чингисхана. Хотя один из них успел завести себе гвардию из русских телохранителей.
Как бы вы определили главное отличие Китая от Рима? от Орды?
Например, в античном Китае не было республиканских институтов, из которых черпала еще Византия. Китай всегда был монархией.
Китай (Рим, Россия, Британия, далее везде) - империи-долгострои. Строились медленно и постепенно, на протяжении веков. Завоевали еще клочок земли - обустроили на свой вкус, установили свои законы и порядки, иногда ассимилировали или еще как-нибудь иначе привязали новых подданных\граждан к метрополии. Потом двинулись дальше.
Монголия - империя-скороспелка. Собралась ватага лихих парней, набежали, пограбили... Поэтому и рассыпались так быстро.
Reply
Reply
Leave a comment