В их оправдание можно сказать лишь то, что они не причина болезни, а её симптом. Уже поэты Серебряного века сами подталкивали к такому толкованию своих стихов - просто потому, что не знали и не понимали никакого другого.
Спорно. Серебряный век придавал понятию "поэт" обобщенно-мистический статус(Поэтовы затменья не предугаданы календарем (с)), что уже исключает номинализм. Маяковское "Я - поэт. Этим и интересен." - это уже снижение.
=Ты будешь сильно шокирована, если я скажу, что "Риторика" Аристотеля и для меня не канон? = - Абсолютно не буду шокирована, хотя вообще-то думаю, что самое лучшее и читабельное сделано по этому канону.
Я этим примером хотела подчеркнуть разницу между общекультурным и локальным, универсальным и индивидуалистическим. Несколько веков наработок в одном направлении, в одну копилку, опыт, находки, удачи и взлёты многих поколений, а с другой стороны - своя собственная выдумка, которая ни на что не опирается кроме эмоций автора и случайной его образованности. Вот это противопоставление мне кажется решающим в данном случае.
В том-то и дело, что образованность - не случайная. Это в тусовке нет права на выдумку - там на все установленная сектантская точка зрения. В мировой культуре право на выдумку есть - хоть Гете возьми, хоть Пушкина, хоть того же Катулла с его Аттисом.
Право на выдумку... Ну да, оно есть. Только если это просто выдумка, то и народ во всю пользуется своим правом не заметить и забыть. А если что-то хранится веками, это уже не выдумка, это открытие, в отличие от.
Совершенно верно. Это ницшеанское "создание ценностей". Никому она не нужна, а Марина её создала и силой своей личности всем навязала. Это же подход номиналистов. Нет идеального образца, с которым можно сравнивать, каждый в меру своего таланты создаёт свои ценности сам.
Ты меня путаешь.Запутала совсем.:) А Ромео и Джульетта, дон Жуан, Ричард Третий и почие, кого знать не знали, пока их поэт не создал и силой личности всем не навязал, - это все ницшеанство?! Шекспир в меру своего таланта создавал ценности сам! И Пушкиин!! И Гец фон Берлихинген!!! Кто его знал-то, этого бандита?!
Нет, они их не то чтобы создали, они их встретили, открыли, нашли, как-то так. Нашли в (идеальной) реальности, потому и получили такой огромный резонанс. А Марина Мнишек... Ну не может она для нас быть героиней в идеальной реальности. Для нас существенно, что она была полячка, католичка, и шла с войском на Русь узурпировать наш престол. Никакая романтика нам этого не перекроет.
А Гец был подонком, который предал всех по очереди, - это для немцев не важно? А Ричард, наоборот, был грамотный король, который много полезного сделал для страны, - это не важно для англичан?
Я немного не так выразилась, в отношении Цветаевой я говорила не о том, что было на самом деле с Мариной Мнишек, а о художественном образе. Шекспир пишет Абсолютное Зло, и он не упоминает такие детали, которые могут разбить образ, в частности, не пишет ничего про полезные для страны дела. А Цветаева про свою героиню пишет - и что полячка, и что католичка, и что вышла за Самозванца ради короны... Это область идеального, символического, тут поэт и должен проявить свою чуткость. Возможно, Шекспиру повезло, что современники короля Ричарда не оставили такого яркого следа в памяти народной, и он мог перекраивать материал как ему угодно. А Цветаева сама связала любимую свою героиню с Самозванцем - с Дмитрием Самозванцем, которого до сих пор все помнят и знают, и так помнят и знают, что он однозначно освещает всех появившихся рядом героев
( ... )
А еще я подумала: а в самом деле, почему? Только из-за таланта автора такая Мнишек обрела плоть и кровь? А обаятельный Мюллер Броневого? А Мазепа и его влюбленная Мария (а ведь по жизни - вообще Матрена!)? Нам нравится, когда враги - не функции, не пустое место, когда они интересны и что-то из себя представляют. И это - вполне в традиции.
Я не говорю, что это какая-то их особая вина или злонамеренность. Декаданс и деграданс носился в воздухе. Индивидуализм проталкивали со всех идеологических трибун в Европе уже не первое столетие. Потому это закономерный результат, но от этого он не становится более привлекательным. В некотором смысле и Бруно не виноват, что занимался герметизмом, но не хотела бы я, чтобы моей духовной пищей были его трактаты.
Reply
Reply
Я этим примером хотела подчеркнуть разницу между общекультурным и локальным, универсальным и индивидуалистическим. Несколько веков наработок в одном направлении, в одну копилку, опыт, находки, удачи и взлёты многих поколений, а с другой стороны - своя собственная выдумка, которая ни на что не опирается кроме эмоций автора и случайной его образованности. Вот это противопоставление мне кажется решающим в данном случае.
Reply
Это в тусовке нет права на выдумку - там на все установленная сектантская точка зрения. В мировой культуре право на выдумку есть - хоть Гете возьми, хоть Пушкина, хоть того же Катулла с его Аттисом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А Ричард, наоборот, был грамотный король, который много полезного сделал для страны, - это не важно для англичан?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment