СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ ХХI ВЕКА В «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ» ЦДЛ (Полная стенорамма Нины Красновой, ч. 1)

Nov 22, 2013 00:58

22.11.2013, 0:43

Читальный зал Евгения Степанова

Новости

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ ХХI ВЕКА В «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ» ЦДЛ

7 ноября 2013 года в Малом зале ЦДЛ, в рамках «Литературной гостиной Союза писателей ХХI века» прошёл увлекательный вечер.
Ведущий вечера Президент СП ХХI века, руководитель Холдинга «Вест-Консалтинг» поэт Евгений СТЕПАНОВ рассказал о работе Союза писателей XXI века и о планах на ближайшее время.
Поэты Юрий БЕЛИКОВ (Пермь), Юрий АРГО (Алексей ЮРЬЕВ), Нина КРАСНОВА, Михаил НИКОЛАЕВ, Зульфия АЛЬКАЕВА, Ирина ГОЛУБЕВА, Андрей БАРАНОВ, Людмила ОСОКИНА выступили со своими стихами.
Поэт-бард Сергей СВЕТЛОВ исполнил под гитару свои песни на стихи Афанасия Фета, Роберта Рождественского, Иосифа Бродского, Евгения Степанова.
Теперь вечера «Литературной гостиной Союза писателей ХХI века» будут проходить в ЦДЛ регулярно, один раз в два месяца. Информацию о них см. на сайте СП и в Бюллетене ЦДЛ.

Евгений СТЕПАНОВ:
- Несмотря на дождливую погоду, мы все пришли сюда, в ЦДЛ. У нас сегодня здесь, в Малом зале, «Литературная гостиная Союза писателей XXI века». Мы впервые проводим здесь нашу «Литературную гостиную». Раньше мы проводили наши встречи в разных местах - и в Союзе писателей, как вы помните, и в Добролюбовской библиотеке. А вот в этом году нам предоставили помещение в ЦДЛ, бесплатно. И мы теперь будем проводить наши мероприятия один раз в два месяца в Малом зале ЦДЛ. Нас поставили в план вместе с Союзом писателей России, Союзом писателей Москвы. Спасибо администрации ЦДЛ, которая даёт нам такую возможность.
Сегодня у нас вечер, посвященный авторам Союза писателей XXI века. Я волнуюсь, оттого что такие замечательные у нас силы. Наш Союз самый небольшой по численности, но, я считаю, самый яркий по активности и по талантам. Потому что у нас самые лучшие писатели! Практически самые яркие здесь и присутствуют здесь. Правда, Вероника Долина не пришла, но она то ли в отъезде, то ли на съемках, то ли ещё где-то. Она тоже член нашего Союза. Я никого, честно говоря, не приглашал сюда специально. Я только дал в фейсбуке объявление о вечере. Кто смог, тот пришёл.
Организация у нас - всего 250 писателей. У нас нет цели расширить нашу организацию. И мы за каждого человека несем ответственность. Все члены Московского отделения Союза писателей XXI века имеют право пользоваться поликлиникой, предоставляемой Литфондом. Кто еще не прикреплен к этой поликлинике, тот может подойти ко мне после вечера, я объясню, что нужно сделать. Так же, как члены других союзов писателей, Союза писателей Москвы, Союза писателей России, мы имеем такую возможность.
Ну и самое главное - это то, что мы выпускаем свои журналы, свои газеты. Со следующего года мы добьемся того, чтобы все наши издания были печатными. Есть у нас такая возможность. У нас есть авторы и в Америке, и в Германии, и в других странах. Сколько нужно человеку экземпляров газет, журналов, столько мы и будем их издавать и печатать. Газета «Поэтоград» у нас в Интернет-версии выходит. Теперь можно будет читать ее и в печатном виде. То есть ты, как говорится, заказываешь эту газету, и тебе присылают её по почте. Но самое главное - это, конечно, ваши стихи, ваша проза, ваши таланты, ваши поэмы, песни, частушки. Всё это мы будем всячески поддерживать. В этом году мы выпустили Антологию «Жанры и строфы современной русской поэзии», трёхтомник. Многие из вас уже видели его, я сейчас еще раз покажу вам его. Он уже стал раритетом и бестселлером. (Евгений Степанов показывает всем трёхтомник. - Н. К.) Мы сделали три завоза этого трёхтомника в магазин «Москва», и все книги практически распроданы. Это небывалая история в моей практике, потому что вообще-то люди берут поэтические книжки неохотно, но вот эти книги люди раскупили. А в следующем году, я думаю, мы сделаем еще два тома. В итоге будет пятитомник. Два новых тома будут посвящены не формам и жанрам русской поэзии, а конкретным поэтам, персоналиям. Вот тот, кто пришел на этот вечер, тот и попадёт в этот двухтомник, а кто не пришёл, тот пусть потом не обижается.
(Смех в зале.)
Ну что ещё? Про поликлинику я сказал. У кого есть такая потребность в поликлинике, вы обязательно подойдите ко мне, я скажу вам, куда и к кому подойти по поводу устройства в эту поликлинику.
Что еще нужно сказать?
Мы продолжили выпуск нашей газеты «Литературные известия» на мелованной бумаге. Сейчас мы ввели там такую постоянную рубрику: «Поэзия Союза писателей XXI века». В 10-м номере будет поэзия. Так же я рад, что в этом году мы выпускаем МИД-овскую газету, она называется «Наша Смоленка». То, что мы стали выпускать ее, это произошло довольно неожиданно для меня и, можно сказать, случайно. Эту газету курирует лично легендарный дипломат Владимир Николаевич Казимиров, который был послом в шести странах. Как вы знаете, он поэт, пишет стихи, очень интересные, и очень любит эту газету. У нас в каждом номере «Нашей Смоленки» публикуются стихи поэтов-дипломатов: Анатолий Адамишин, - он был первым замом министра иностранных дел, Игорь Андропов - это сын Юрия Владимировича Андропова, он был послом в Греции. Мы печатаем наших дипломатов, и их творчество, и официальные материалы, конечно. Печатаем даже стихи министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова.
Вот, собственно, чем мы занимаемся, наш небольшой Союз писателей, мы проводим, конечно, литературные вечера, мероприятия, но самое главное - это наша издательская деятельность. Я считаю, что все-таки наш Союз имеет определенные преференции, и мы даем возможность нашим писателям выступить в периодике. Ни у одного Союза писателей таких возможностей нет. Наши друзья - Союз писателей Москвы, старейшая, крупнейшая организация - у них только альманах «Кольцо А», и то только в Интернет-версии. Я, как могу, помогаю этому замечательному, высокохудожественному альманаху, который сейчас редактирует патриарх русской литературы, мой старший товарищ Кирилл Владимирович Ковальджи, мы бесплатно размещаем материалы альманаха на портале «Читальный зал», я - член редакционного совета этого альманаха. Но у Союза писателей Москвы нет ни одного печатного издания. А про Союз писателей России мне даже говорить тяжело, потому что там ситуация безрадостная. Вы знаете, что все «толстые» журналы в девяностые годы стали частными. «Новый мир» не принадлежит Союзу писателей, «Знамя» не принадлежит Союзу писателей. Это теперь частные журналы. Должен сказать, что у Союза писателей России федеральных печатных изданий практически не осталось. И нет у СП России такого великолепного альманаха, как «Эолова арфа», который редактирует и который издает Нина Краснова. Кстати сказать, Нин, я прочитал полностью твой альманах. Просто великолепно! Огромный толстый альманах издает всего один человек, Нина Краснова.
Сегодня мы представим здесь творчество друг друга. И опубликуем, наверное, в нашей газеточке стенограмму (обращается к Нине Красновой), да, Нин?

Нина КРАСНОВА:
- Да, Жень.

Евгений СТЕПАНОВ:
- Сделаем фоторепортаж. Ну и потом подумаем, где нам сделать еще и дополнительные публикации.
(В зал входит поэт Михаил Николаев.)
О, Миша, привет! Проходи, дорогой, проходи, присаживайся.
Я думаю, наш вечер мы сегодня начнем с того, что… у нас в гостях сегодня замечательный поэт и наш друг и один из основателей нашей организации, член Высшего творческого совета, Юрий Беликов, который прилетел к нам из Перми, мой учитель, потому что когда-то я был совсем начинающий автор, этот поэт, этот человек был уже членом редколлегии журнала «Юность», и я приносил туда свои заметки, а Юрий Беликов, помню, даже и напечатал одну из них, маленькую, в журнале «Юность», в 1987 году. Я этот журнал до сих пор храню. Юра недавно в нашем издательстве выпустил книгу «Я скоро из облака выйду». Замечательная книга, она претерпела довольно сложную судьбу, потому что там был допущен небольшой недочёт, но мы исправили этот недочёт, всё перепечатали заново - как говорится, грех с души сняли. Юра сегодня уезжает в Пермь. Вчера была презентация этой книги в Булгаковском доме. Я думаю, что первому мы Юрию Александровичу Беликову и предоставим слово. Юра, скажи несколько слов и прочти стихи из своей книги. Юрий Беликов! Пожалуйста.

Юрий БЕЛИКОВ:
- Я рад видеть здесь всех знакомых и незнакомых мне поэтов. С Ниной Красновой мы последний раз виделись много лет назад в уже упомянутой редакции журнала «Юность»…

Нина КРАСНОВА:
- …Да, Юра, много лет назад…

Юрий БЕЛИКОВ:
- Да. Так получилось, что я, приезжая, прилетая из Перми в Москву, ночевал в редакции журнала «Юность», в кабинете главного редактора, больше мне было негде, а Юрий Александрович Влодов, замечательный поэт, к сожалению, несколько лет назад ушедший от нас, он ночевал в кабинете зама главного редактора.
(Смех в зале.)
У нас была теневая редколлегия. И, кстати, поскольку меня зовут Юрий Александрович и поскольку его звали Юрий Александрович, то там ходила такая шутка: Юрии Александровичи не велели… обращайтесь к Юриям Александровичам…
(Смех в зале.)
Но это я просто к слову вспомнил, раз Женя Степанов заговорил про журнал «Юность» и про ту маленькую заметку, благодаря которой, собственно, состоялось наше с ним знакомство, переросшее в длительное сотрудничество и в дружбу. Я сейчас с удивлением узнал, что я, оказывается, был его учитель, учитель Евгения Степанова. А теперь и я, и другие учимся у него. Учимся, кстати, и тому, как, извините за тавтологию, делать дело, потому что он один из немногих новых людей на писательском горизонте и на издательском горизонте человек, о котором, по-моему, через какое-то время будут писать «ЖЗЛ». Может быть, Женя поручит это мне.
(Смех в зале.)

Евгений СТЕПАНОВ (со смехом):
- Пока еще поживём.

Юрий БЕЛИКОВ:
- Да нет, я собираюсь делать это при жизни нашего Президента… я имею в виду Степанова…
(Смех в зале.)

Евгений СТЕПАНОВ:
- Нет возражений. Не возражаю.
(Смех в зале.)

Юрий БЕЛИКОВ:
- Да. Так вот я хотел бы сказать, говоря о Евгении Степанове, что это человек… который умеет отвечать за свои слова, обладает таким редким в наше время качеством. Я в последнее время очень мало встречаю людей… раньше они были… которые отвечают… я не хотел бы сказать - за «базар», отвечают за свои слова. И вот Степанов - это именно тот человек, который не бросает слов на ветер. И если у Жени Степанова что-то не получилось, он четко делает, переделывает это, но, как правило, у него всегда всё получается. Я знал много редакторов центральных газет и «толстых» и «тонких» журналов, потому что где я только ни работал после «Юности», и в «Комсомольской правде»…

Евгений СТЕПАНОВ:
- …и в «Труде»… и…

Юрий БЕЛИКОВ:
- И вот где бы я ни работал, ну и вот сейчас некоторым образом в «Литературной газете»… вот как-то вот мало людей, которые отвечают за свои слова (и обещания). Как-то вот они говорят и - раз! и потом всё забывают. А вот Степанов - это тот человек, который ничего не забывает.

Евгений СТЕПАНОВ:
- Я всё помню, про всех…
(Смех в зале.)

Юрий БЕЛИКОВ:
- Ну а теперь я покажу вам всем свою книгу, которая вышла в издательстве Евгения Степанова «Вест-Консалтинг». (Юрий Беликов показывает всем свою книгу цвета сероватого неба.) Вот так она выглядит, довольно, по-моему, удачно. Моя книга называется «Я скоро из облака выйду». Внутреннее наполнение ее таково, что каждый раздел я назвал «Облако» - «Первое облако», «Второе…» и так далее, и до «Восьмого облака». У каждого из них есть свое название. Допустим, «Первое облако» называется - «В переводе с дельфиньего», а «Седьмое облако», где опубликовано давнее эссе Юрия Влодова обо мне, называется - «Неопознанный махатма». Раз уж я заговорил о Юре Влодове, а здесь вот присутствует его вдова, поэтесса Людмила Осокина, значит, несколько слов я скажу об этом эссе. Оно было написано в 1992 году, и Юра хотел, чтобы оно было опубликовано в журнале «Юность», но на страже там стоял, если кто помнит, такой матёрый человечище, как Натан Маркович Злотников, зав. отделом поэзии, а потом он был консультантом главной редакции, и он начал меня искушать… Он очень не хотел, чтобы это эссе Юрия Влодова было опубликовано в «Юности», и он, значит, начал меня искушать вот каким образом… Если вы помните, он любил уменьшительные ласкательные суффиксы и, касаясь темы внутренней литературной политики «Юности» вообще, он говорил мне так: «Юрочка, у нас существует табель о рангах. Вот сначала нужно, чтобы автор напечатал колоночку, потом страничку (страничечку), и только пото-о-ом разворотик…»
(Смех в зале.)
Помню, Виктор Сергеевич Липатов когда услышал эти слова, он среагировал на это так, он сказал: «Я ему дам разворотик».
(Смех в зале.)
Так вот, не хотели публиковать в «Юности» эссе Влодова. И Злотников начал искать мне кого-то ещё, из известных поэтов. «Юрочка, хотите о вас напишет Юрочка Ряшенцев?» - Я с Ряшенцевым практически не был знаком. Как и что он будет писать обо мне и о моих стихах, если он не читал моих стихов? Как-то странно. Я говорю: «Да нет, не хочу». - Тогда он начал поднимать планку: «А вот хотите? тогда о вас напишет Юрочка Кублановский?» - Я говорю: «Нет». Ну, тут Натан Маркович совсем раздосадовался на меня. В принципе он подталкивал меня практически к предательству - я должен был предать своего друга… ну, это не в моих правилах, вот. Но зато вот сейчас это эссе вошло в мою книжку естественным образом, здесь же есть мои стихи, посвященные Влодову. А что мне прочитать для вас? Ну давайте я прочитаю парочку своих стихотворений.

Евгений СТЕПАНОВ:
- Давай, конечно.

Юрий БЕЛИКОВ:
- Ну вот, допустим (Юрий Беликов листает свою книгу «Я скоро из облака выйду»)… все вы помните, что в 2010 году мир начал зазубривать название одного исландского вулкана, которое сложно произнести, и произносить его может только один из тысячи людей, и я попробовал… и написал такой «Монолог непроизносимого». Возможно, это о многих из нас.

Юрий Беликов

МОНОЛОГ НЕПРОИЗНОСИМОГО

Название исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, по мнению
некоторых лингвистов, могут правильно произносить лишь 0,005
населения Земли, но весною 2010 года он заставил о себе
заговорить весь мир.

Эйяфьятлайокудль!
Ни Раша, ни USA,
ни прочая попса имён таких не знают,
но стоит мне взметнуть свой пепел в небеса -
и ваши самолёты не летают.

Эйяфьятлайокудль?
Не выговоришь. Но,
когда уже до ангелов доходит,
когда явил Господь своё глазное дно, -
меня любой Везувий переводит.

Эйяфьятлайокудль…
По-русски говоря -
эй, явь, яд, лай откуль?
Внемли, Тредиаковский:
а ежели с цепи стозевная твоя
цитата сорвалась - и застит свет в окошке?..

Но человек, он сам в мозгу своём плодит
фантомы чудищ - жаров ли, остуд ли,
что троглодит! Да спал бы троглодит
не люди коль, -
эйяфьятлайокудль.

Я жду… когда осядет пепел…
Не во мне -
во человецех поздно или рано.
Я не хочу быть вывернут вовне,
мне ни к чему бессонница вулкана.

Ты не бессонницу - ты сон мой растолкуй.
Зачем я сплю? Кого б ошеломило,
что булькает
эй-яфь-ят-лай-окудль
сладчайшей колыбельною для мира.

Давайте я прочитаю небольшое стихотвореньице… Дожди в Москве надоели уже, но всё же я про дождь прочитаю.

Юрий Беликов

***

Чтобы в шлёпанцах шёл за окошком одышливый дождь,
долго шарил в карманах, потом коробком шебуршал,
отсыревшими спичками чиркал, шипящими сплошь,
и вынянчивал вспышку, а после в затяжку дышал.

Извлекал из-за уха сугубо простой крандаш
и всё то, что сегодня привиделось мне за окном,
плотно заштриховал бы - до синего ворона аж! -
тем сугубо простым, чуть крошащимся карандашом.

Спасибо.

(Продолжение следует)

Нина КРАСНОВА
Previous post Next post
Up