Масленица (часть 6). Рождение мира.

Feb 27, 2017 01:18

Вот и подошли к истокам праздника Масленицы. О том, что она появилась в результате метаморфозы из Комоедицы, в результате различных церковных и светских запретов в ходе Никоновской реформы, мы поверхностно разобрались в прошлых частях. Но и Комоедица явилась неким симбиозом запрещенных христианской церквью праздников. Как ни странно, но все языческие праздники в той или иной форме сохранились до наших дней и сейчас считаются христианскими. В ходе христианской эволюции они растеряли исконный смысл, по объективным причинам сменили даты, но их суть не поменялась.

Раз уж мы ведем речь о Масленице, то необходимо отвлечься на краткий рассказ о трех из православных богов - Велесе, Макоше и Яре. неоязычники могут попытаться меня поправить и добавить еще десяток богов типа Хорса, Даждьбога, Мары, Волоса, Чернобога. Сразу скажу, о них и других если и пойдет речь, то с уточнениями как более поздних отражениях перечисленных выше или как о "молодых" позднеправославных богах, что в принципе одно и тоже.




Велес, о котором уже шла речь в Руси Лукоморской, В христианстве имеет два основных представления. Все творческое и волшебное досталось от него Николаю-Чудотворцу (Угоднику), а его скотоводческие и звериные наклонности через Волоса передались святому Власию. Соответственно и Большие Велесовы Святки (от Рождества Христова (кат.) 25 декабря до Крещенского сочельника (кат.) 6 января) И Малые Велесовы Святки (с 3 по 11 февраля) поделены между ними двумя, Но не только между ними.

Спутница Велеса Макошь, в данном случае в виде богини Мары (Морены) - богини зимы, жизни и смерти и богини Лели - богини весны. Именно со дня Мары (25 ноября) по день Лели (22 апреля) длилась зима. А 23 апреля приходил Ярило, это его день. Соответственно сть и христианские аналоги этих дат - это Юрьев день, Егорий весенний и осенний или день георгия победоносца. Обращу внимание на метаморфозы из Яра в Юру (Ярилов день, Юрьев день), и Юрий-Гюргий-Георгий-Егорий - одно и то-же имя. Отмечают эти праздники 23 апреля и 26 ноября.




Яр (Ярило) в обличии Хорса (бог белого солнечного света), именно его рождение празднуют с 25 декабря по 6 января, рождение Солнца. До дня зимнего солнцестояния 21-22 декабря день убывает, солнца стоновится все меньше, оно как бы умирает. А со дня 25 декабря день начинает увеличиваться и набирать силу, солнце рождается. Праздник бога Солнца распространен по всему миру. Наиболее известен он в римской, греческой и египетской мифологии. Гелиос и Аполлон, Соль и Аполлон, Ра и Хор - как западные кальки со славянских воплощения бога Яра - Ярило и Хорса.

Интересен факт отмечания праздника рождения бога Солнца во всех этих культурах и придания им большого, даже главенствующего характера, особенно у египтян. У них же особенно интересным был ритуал сопровождающий рождение солнца. Участники ритуала удалялись в глубь храма и в полночь выбегая от туда кричали: "ДЕВА РОДИЛА! Свет прибывает!". В Египте изображали новорожденное солнце в виде куклы, которую день зимнего солнцестояния изготовляли и выставляли на обозрение верующих.

А интересен даже не сам факт отмечания этого праздника, а придание уму особого значения, которое никак нельзя объяснить у жителей страны, где солнце нифига не долгожданно, а даже наоборот приносит своим жаром много хлопот, в отличии от северных стран, где от солнца зависела вся жизнь и рождение солнца зимой было очень ожидаемым.

Еще интересна дата которая считается днем рождения солнца, а точнее более позднего праздника пошедшего от этих Языческих праздников - Рождество Христово. В христианстве Рождество с переменным успехом справлялось то 25 декабря, то 7 января. И на сегодняшний день церковь не придя к согласию справляет Рождество в обе эти даты, католическая церковь в первую, а "православная" церковь во вторую. Причем в христианстве никак не объясняется такой выбор дат, ведь нигде в церковной литературе не говорится о дне рождения Исуса.




А отгадка этого разнобоя кроется в "язычестве". Так к примеру в Риме существовало двенадцать дней возврата к хаосу во время зимнего солнцестояния, в эти дни они устраивали оргии празднуя Сатурналии, то есть буквально устраивая хаос и беззаконие, в последствии эта традиция распространилась и на время Малых Велесовых Святок в виде европейских Карнавалов и нашей Масленицы.

Тем не менее у понятия "возвращения к хаосу" есть вполне вменяемое объяснение. Но для этого надо вернуться к нам на север в Сибирь. У якутов до сих пор понятия "мир" и "год" тождественны, и в конце года они говорят "Мир прошел", подразумевая что в течении года мир дряхлеет, умирает, "становится изношенным". И смерть мира и "изношенное" состояние в ходе праздников на зимнее солнцестояние возвращает мир в исходное состояние, в состояние хаоса, то есть в то время когда все существовало как возможность и все было возможным, то есть к временам сотворения мира. В ведических сказаниях разных народов есть легенды о "водах первобытного хаоса и Мировом яйце, из которого вышел перворожденный Вселенной творец и создатель мира", не исключение и славянская культура. Эти легенды отразились в сказках, например про Кащея-бессмертного у которого смерть была в яйце И погубить его нельзя было, так-как разрушив Вселенское яйцо погиб бы сам мир.




Так вот именно эти 12 дней с 25 декабря (Рождество кат.) до 6 января (благовещенье) и были днями хаоса.
Когда Солнце (год, мир) уже погиб, а благую весть волхвы еще не принесли, нового мира, как бы не существовало, существовал хаос. 25 декабря солнце делало "солнцеворот", когда оно заканчивало свое движение на юг и начинало возвращаться на север. Именно тогда на встречу новорожденному Солнцу выходили волхвы (от Велеса, жрецы бога Велеса, одевались, как и положено в шкуры, ходили с посохом) его встречать. Они находились в пути 12 дней и вернувшись приносили благую весть, что Солнце возвращается, оно и мир родились вновь. И именно этот момент, а не 25 декабря считалось Рождеством Солнца, молодого бога Хорса, в последствии с приходом христианства - Христа.




Казалось бы причем тут Масленица? Все просто, я уже говорил о "комоедицах" которые предшествовали "масленице". Так вот первая Комоедица пошла от Великих Велесовых Дней о которых и шла речь выше.

Этот праздник начинался с кануна дня Коляды который у славян знаменует новогодний цикл. Считалось что в этот день рождалось новое солнце-дитя Хорс. Делали сноп или соломенную куклу, символизировавшую Коляду, которые с песнями приносили в избу. Младенца Коляду захватывает Марена и превращает его в волченка. Когда снимут с Коляды волчью шкуру и сожгут ее на весеннем огне, Коляда предстанет во всей своей красе. И его на возу отправляют на юг, встречать Солнце. Видны отголоски похода жрецов Велеса на встречу Солнцу. В данном случае Коляда, как образ Велеса, в последствии преобразовавшийся в другого Колю, Николая-Чудотворца.




В день зимнего солнцеворота свершалось "кормление" Мороза. Дед Мороз - это зимний лик бога Велеса, хозяина Нави, Владыки Мертвых). Кормили Навьего Деда кутьей, кашей из пшеничных зерен с сухими фруктами и медом. Это связано было с почитанием предков. Ряженые в обличьях и масках выходцев из Нави и в личинах животных, ходили по домам, пели колядки песни, желали хозяевам добра и и блага на весь текущий год и получали в замен угощения с праздничного стола, а так же кутью, так-как считалось что в обличии ряженых к живущим в Яви приходят души умерших предков. Святые вечера длились до Щедрого вечера (Щедреца) (31 декабря). В этот вечер устраивались пиршества в честь дня Марены и Велеса (Маланки и Василя) (1 января)




После чего начинались Страшные (Ворожные) вечера, считалось, что в эти дни открыты ворота в Навь и от туда в Явь проникает нечистая сила. Так же эти дни были идеальны для ворожбы и гаданий. Считалось, что самое точное годание бывает на канун Зимних Турниц (Водокрес), когда Велес в зимнем своем облике, облике тура, закрывает Врата Нави, а мир Яви упорядочивается из первичного хаоса.




Считалось, что Искра Небесного Огня (Креса) из Кузницы бога кузнеца Сварога падает в воды Земли, наделяя их чудодейственными свойствами. Ещё верили, будто в это время Велес благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.




Примерно так выглядел праздник прородитель современного Рождества, Святок, Нового Года, Благовещенья, Крещения и Первой Комоедицы - прородительницы Масленницы. Но так-как к моменту появления Масленицы Комоедица осталась только одна, то и обрядность доставшаяся Масленнице с древних времен в основном от праздников более весенних. Хотя и так просматриваются некоторые аналогии.

В связи с тем, что вариантов обрядов, порядков проведения и имен персонажей праздников, за времена "двоеверия" и христианства развелось великое множество, то постарался предложить некую усредненную версию из наиболее частых упоминаний. Сомневаюсь, что удастся точно воссоздать изначальный вид праздника, но общее представление уже можно составить.

На сегодня закончу, а впереди еще пара праздников и их метаморфозы.

А ранее о Масленице читаем в...

Праздник Масленицы (часть 1). Финал.

Масленица (часть 2). Антология.
Масленица (часть 3). Внеплановая.
Масленица (часть 4). Медвежья.
Масленица (часть 5). Геополитическая.

Макошь, Хорс, рождество, комоедица, Иисус Христос, масленица, новый год, Велес, Мелания, мифы

Previous post Next post
Up