Апокрифы Пушкина.
Продолжаем начатое в
Лукоморье -
Исчезнувшие города (часть 10). Русь Лукоморская. (vol.1) И снова Пушкин...
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Какие небылицы и кто шептал Александру Сергеевичу?
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
Этот эпиграф к "Руслане и Людмиле" очень интересен... Чем?
Такое ощущение, что поэт пытается акцентировать внимание читателей что "труд игривый", некая приписка к тексту, наподобие "...запрещенная в РФ организация...", которая защищает автора от обвинений в распространении запрещенной информации - "песни грешные мои", которые по всей видимости можно смотреть только "украдкой".
Так, что же такое запрещенное в "детских" стихах Пушкина было?
Ну само по себе упоминание Лукоморья подводило под "статью о сепаратизме" ведь еще жива была память у народа о гражданской войне с "Сибирским царевичем" - Емельяном Пугачевым.
И в довесок к этому "языческие" (православные) мотивы повествования могли подвести Пушкина "под монастырь".
На конец ХVII - начало ХVIII века пришелся период глубочайших общественных потрясений на Руси, слома всего прежнего, веками закрепленного, жизненного уклада. То была эпоха исчезновения с исторической арены целых социальных пластов, сословий. И, что очень важно, потеря былых свобод, издревле почитаемых в народе.
Под видом сохранения древних рукописей, они (рукописи) собирались у народа и массово уничтожались. Старые (неправильные) церкви в лучшем случае перестраивались и дорабатывались под новые каноны либо начинали использоваться под подсобные помещения или вовсе сносились. С надгробных плит сбивались надписи, а самые неправильные плиты демонтировались. Всеми способами строилось новое, прекрасное "европейское" государство, параллельно вытравливая все "неправильные" воспоминания из народа.
Гонения на старообрядцев, староверов и прочих инаковерующих не утихали почти три века после Никоновской реформы и победы "Православного Христианства" - некоего симбиоза Православия и Христианства, когда окончательно из пантеона богов на Руси были вычеркнуты все боги кроме Хорса - Христа. И только к 1905 году в России объявили о свободе вероисповедания.
И как в такой обстановке Александр Сергеевич мог написать, то, что ему "шептала старина болтливая"? В Европе времен "Реформации" вольнодумцы поступали просто, выдумывали неких, предположим древнегреческих философов и нечаянно "находили" у себя в погребе "древние труды". Ну не сожжет же праведный огонь Платона или Геродота...
Кстати о сожжениях... Все знают из учебника истории, что после фразы: "E pur si muove!" Джордано Бруно успешно сгорел на костре. Но мало кто слышал о том, что на самом деле он был казнен за богохульство и ересь. А за выссказывания о деве Марии и Христе, да и за побег из монастыря пришлось отвечать по полной...
Но речь не о нем. а о "нашем всём"...
Пушкин, же, с его утонченной душой поэта поступил по другому, все превратил в шутку и сказку завуалировав все "небылицы"...
Отложим чуть поиски Лукоморья "земного", ради Лукоморья "сказочного"... И далее немного почитаем нашего великого поэта...
Продолжение следует...