Лукоморье.
"У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том..."
Александр Сергеевич, когда писал эти строки не подозревал, как он этими словами и навредил и помог истории. С одной стороны, он заострил внимание на этом топониме и на него обращают внимание больше чем на тот же Серпонов. Но с другой стороны историки не серьезно стали относиться к этой местности, считая ее выдумкой картографов и не пытаясь задуматься от куда произошло такое интересное название и что оно значит.
Так М.Ф. Розен в догкладе на топономической комиссии в 1970 году назвав Лукоморье и прочие исчезнувшие топонимы сказочными, закрыл их тему: -"Но на карте Сансона, как и на многих других картах того времени, еще продолжает существовать сказочная страна Лукомория и города Грустина и Серпонов."
При этом города которые сохранились до наших дней и существовавшие на картах до их якобы основания "Романовыми" он тоже с легкостью объясняет в русле официальной истории: "Витсен безусловно пользовался такими русским чертежами, которые до нас не дошли. Так, например, в вершине Оби у места слияния Бии и Катуни он, показал город Катунаон, т.е. Катунский. На самом деле здесь был построен Биекатунский острог только в 1709 г. Но, видимо, существовали русские чертежи с проектами будущих крепостей и названиями на них, которым и воспользовался Витсен."
Попробую не отмахиваться от изучения этого материала и попытаться разобраться от куда есть пошла земля Лукоморская...
Для начала посмотрим какие упоминания Лукоморья дошли до нас. А потом попробем понять, что они значат.
Лукоморье как топоним встречается во многих западноевропейских картах (Г. Меркатор, 1546; И. Гондиус, 1606; И. Масса, 1633; Дж. Кантелли, 1683, Витзен 1714 г.).
Как уже писал ученые скептически относятся к исчезнувшим топонимам на картах заподноевропейцев. Такие названия, как Грустина, Серпонов, Иером, Лукоморье игнорируются и считаются если не выдумкой, то нарисованными наугад по рассказам неграмотных туземцев.
"На карте Герберштейна, составленной к. 1546 г., в вершине Оби было показано огромное озеро, названное им Китайским. Герберщтейн писал, что река Обь имеет ширину до 80 верст и, видимо, считал, что такая мощная река должна вытекать из очень большого озера Название озера также, видимо, придумано им самим"(М.Ф. Розен).
Но даже если картографы того времени составляли карты частично с усного описания, эти карты дают отличный материал для размышления. Так-как иманно таким способом сохранились старые устные названия местностей, которые не были сохранены никаким другим способом.
В толковом словаре Владимира Даля читаем: «ЛУКА ж изгиб, погиб, кривизна, излучина; заворот реки, дуга; низменный и травный или лесистый мыс... Иногда лука принимается, обратно, в значении залива, затона, заводи. ЛУКОМОРЬЕ ср. морской берег». То же самое подтверждает и языковед Макс Фасмер («залив моря»), и другие филологи.
Видимо подобным объяснением пользовались те немногие ученые, что все-таки пытались понять почему этот топоним имеет накое название. И решили, что Лукоморье - местность лежащая в изгибе (луке) Оби. Только вот причем тут море? (обратим внимание на надпись "...Куманские казаки...")
В восточнославянской мифологии Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо - ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных загово́ров и молитв.
Это описание, похоже, появилось как симбиоз нескольких сказаний о прародине славян. О Лукоморье - от куда вышли предки многих славяно-арийских народов и о Даарии - от куда появились вообще все предки Славяно-Ариев, но в более древние времена.
И Пушкин писав о Лукоморье именно этими сказаниями и пользовался описывая дуб... И что интересно - в черновиках рукописи "Руслана и Людмилы" кот ходил не "на лево и на право", а "вверх и вниз".
Иногда Лукоморьем называли древнее «Северное царство», где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца - такая трактовка зафиксирована в исследованиях А. Н. Афанасьева и А. А. Коринфского.
У Карамзина в «Истории Государства Российского» прямо упоминается Лукоморье: "Уверяли, что там, на берегах океана, в горах, пылает неугасимый огнь чистилища; что в Лукоморье есть люди, которые ежегодно 27 Ноября, в день Св. Георгия, умирают, а 24 Апреля оживают снова".
Эти слова указывают именно на "Северное Царство" где ночь и день дляться по пол года. Только так можно объяснить ежегодное умирание и воскрешение. Обратим внимание на древнейшие тексты Ригведа (1700-1100 годы д.н.э.) и Авеста (1200 годы д.н.э.), которые повествуют о прародине древних ариев, поглощаемой каждые полгода полярной ночью. Но когда наступает полярный день и Солнце показывается над горизонтом, оно больше не садится - описывает круги по горизонту ещё полгода. Практически же такое вращение Солнца может наблюдаться только на Северном полюсе.
Подобные сведенья существуют еще с V в. до нашей эры когда Геродот, описывавший Скифию, рассказывал: "Путь туда пересечен высокими горами, через которые никто не в силах перейти. Плешивцы рассказывают, чему я, впрочем, не верю, будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними другие, которые спят шесть месяцев в году". Тут более точно написано "спят", то есть указывая, что ночь длится пол года.
Более подробно все "чудеса" Лукоморья описаны у Герберштейна в "Записках о Московии": "Река Cossin вытекает из Лукоморских гор ; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь Венца , а ныне его сыновья. От истоков той же реки начинается другая река, Cassima , и, протекши через Лукоморье, она впадает в большую реку Tachnin , за которой, говорят, живут люди чудовищного вида: у одних из них, наподобие зверей, все тело обросло шерстью, у других собачьи головы, третьи совершенно лишены шеи и вместо головы у них грудь или длинные руки, но без ног."
Все эти чудеса легко объясняются "дикостью" европейцев, впервые увидевших шаманов.
И людей одетых в меха, в шубы и используюхих лыжи с лыжными палками и т.д.
У герберштейна есть еще интересные сведенья о лукоморцах перекликающиеся с трудами Карамзина: "От устья реки Иртыша до крепости Grustina два месяца пути, отсюда до Китайского (Kitai) озера по реке Оби, которая, как я сказал, берет свое начало из этого озера, более трех месяцев пути. От этого озера в весьма большом числе приходят черные люди (homines nigri, Schwartze leuet), не владеющие общепонятной речью (sermo communis), и приносят с собой разнообразные товары, которые покупают народы грустинцы (Grustintzi) и серпоновцы (Serponowtzi). Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью. Рассказывают, что с людьми из Лукоморья происходят удивительные, невероятные и весьма похожие на басню (вещи): именно, говорят, будто каждый год и точно 27 ноября, в день, посвященный у русских святому Георгию, они умирают, а на следующую весну, [чаще всего к] 24 апреля, оживают наподобие лягушек снова . Народы грустинцы и серпоновцы ведут с ними необыкновенную и невиданную нигде более торговлю. Когда наступает время, установленное для их умирания или засыпания, они складывают товары на определенном месте; грустинцы и серпоновцы уносят их, оставив меж тем свои товары по справедливому обмену. Если те (НГ лукоморцы (Lucomortzi)), снова возвратясь к жизни, увидят, что их товары унесены по слишком несправедливой цене, то [требуют их назад. От этого] между ними возникают частые раздоры и войны."
Если присмотреться к этой гравюре 16 века изображающих типичных лукоморцев (остяков), то можно увидеть "египетского фараона" на "колеснице" запряженной в оленей, а за ними, видимо во время тех самых "раздоров и войн", стоит лукоморец с винтовкой.
Еще существует мнение что в «Слове о полку Игореве» Лукоморье упоминается возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Днепра. И добавляя пушкиновское: "Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор." Выдвигают версию о черноморской локализации Лукоморья.
Но в "Слове..." нет и слова о Лукоморье, там говорится "изъ (ь) луку (ѣ) моря" (др.рус) и "изъ луки морcкой" (1800г), то есть конкретно о изгибе моря, а не о топониме как в современном преводе. Сравните
"А поганаго Кобяка изъ луку моря,
отъ железныхъ великихъ плѣковъ половецкыхъ,
яко вихръ, выторже"
и
"Степь до лукоморья пересек.
А того поганого Кобяка
Из железных вражеских рядов
Вихрем вырвал - и упал, собака".
Да и "дядька Черномор" не обязательно должен выходить из Черного моря. Обь впадает в Карское море, Kara Sea (англ.) Кара - в тюркских языках «чёрный». Так, что Черное море у нас не только на юге. А если быть точным то во описываемые времена, скорее всего, было только на севере, так-как Черное море изначально называлось "Чермное" (червоное) то есть - "Красное". Если этого мало, то раньше Карское море называлось Нярзомским (Нарземским) морем, этимология которого неизвестна. Предположу свою... Из "Niaren More" - "Noire Mer" (Черное море, фр.).
Хотя народы переселяясь с места на место часто называют новые поселения некогда родными названиями, так и лукоморцы расселяясь в европейском направлении могли принести топоним "Лукоморье" далеко на запад. С чего я взял что они расселялись на запад? Все просто... Все еще в школе изучали лукоморцев, только под другим названием - "половцы".
Лукоморье упоминается как одно из мест обитания половцев в древнерусских летописях. И половцы в них именовались "лукоморцами".
Половцы (кипчаки, кыпчаки, куманы), тюркоязычный народ, в 11 в. - в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Пришли во второй половине 12 века из Заволжья, расселились от Волги до Дуная.Составляли основное население Золотой Орды, ассимилировав пришедших монголов и передав им свой язык. Вошли впоследствии в состав татар, башкир, казахов, карачаевцев, кумыков и др.
Расселяясь на запад в начале прошлого тысячелетия Лукоморцы образовали мощный костяк народов Европы. Помимо славянских народов, официально признанными "переселенцами" известны народы фино-угорской языковой группы, венгры, финны, эстонцы. В наших краях осталась их родня ханты и манси, потомки народов Югории распологавшейся в Лукомории.
Матвей Меховский в своем Tractatus de duabus Sarmatiis («Трактат о двух Сарматиях», 1517 г.) уверенно отождествлял половцев с готами, что не согласуется с установившимися в науке представлениями, но полностью отвечает приполярной версии локализации Лукоморья.
Отвлекся на половцев, это отдельная большая тема о "Руси половецкой"))
На сегодня остановлюсь и подведу итоги. Лукоморье - это северная территория на восточном берегу Оби возле Китайского озера (моря), которую населял развитый народ ведущий активную торговлю с соседями и обладающий достаточно обученной армией. Упоминания о Лукоморье встречаются начиная с индийских вед и Геродота до отечественных и зарубежных историков и географов 19 века. Часто встречающийся топоним на картах 15-19-х веков. Лукоморье и его обитатели популярный сюжет в народных преданиях и сказаниях. Расселяясь на запад лукоморцы стали основой европейской цивилизации.
Даже если какой-то вывод и не полностью был сегодня раскрыт, то в следующей части рассказа о Лукоморье эти пробелы будут восполнены.
Продолжение следует... (vol.2) Источник Руси Лукоморской