Я | ФОТОГРАФ. Сергей Горшков. Вслед за исчезающим миром

May 22, 2013 19:30

Сергей Горшков родился в Сибири в 1966, его карьера в фотографии началась 12 лет назад. Учредитель российского Союза фотографов дикой природы, своей целью Сергей ставит сохранение богатства природы с помощью фотографии. Он дважды удостаивался звания «Российский фотограф года», выиграл награду «Фотограф дикой природы» Би-Би-Си в 2007, 2009 и 2012, отмечен целым рядом различных премий. Сергей организует личные выставки и семинары по России и Европе, его работы публикуются в журналах по всему миру. Сергей Горшков издал 3 фото-книги: «Медведь», «Исчезающий мир Камчатки» и «Прогулка кошки». Штатный фотограф российского National Geographic, ныне он работает в российской Арктике и снимает документальный фильм о работе фотографа. В промежутках между экспедициями Сергей Горшков живет вместе с семьей в Москве.



Мое рождение как фотографа

Я родился в отдаленной сибирской деревне. Сегодня может казаться странным, но когда я рос, у нас не было телевизора, и нашим единственным развлечением было время, проведенное на природе.

Почему я начинал снимать? Самое простое объяснение, я думаю, состоит в том, если бы не фотография, я бы никогда не услышал рев леопарда на реке Окаванго и гудение гусей, пролетающих над таймырской тундрой.



Я не смог бы почувствовать арктический ветер на острове Врангеля и жар раскаленной лавы, извергающейся с вулканов Камчатки.

Я снимаю, потому что это позволяет мне общаться с дикой природой. Это моя страсть, и я посвящаю ей большую часть своего времени. Я пытаюсь жить рядом с животными в их мире, чтобы потом я мог поделиться своими впечатлениями со зрителем.



Меня часто спрашивают, как я начал заниматься фотографией. Это началось с моей первой поездки в Камчатку. Я был так ошеломлен богатством природы, что решил купить фотоальбом местных пейзажей на память. К сожалению, в тот день, когда я уезжал, я не смог найти такой фотоальбом, и тогда-то я впервые подумал: «Вернусь и сделаю свои собственные фотографии».

Потом была поездка в Африку, которая изменила всю мою жизнь. Не секрет, что я любил охотиться. Фактически, до того момента в моей жизни, я видел диких животных в основном через прицел винтовки.



Но когда я увидел леопарда, то был так зачарован его красотой, что просто не смог выстрелить в него. Мое сердце билось так, словно хотело выпрыгнуть из груди. Именно тогда я понял, что не смогу выстрелить из оружия, а вместо этого занялся фотографией и начал снимать. Я смог наслаждаться природой и делал красивые снимки, позволившие запечатлеть мои приключения. Желание взять в руки оружие снова у меня больше никогда не возникало.



Иногда мелочи могут изменить всю жизнь человека, как тот самый день, когда я увидел леопарда. Можно сказать, что именно тогда и произошло мое рождение как фотографа. Я не стыжусь своего прошлого, но осознаю, что фотографируя дикую природу, я могу удовлетворять свои охотничьи инстинкты без необходимости отбирать у животного жизнь.

Спустя несколько лет у меня появилось свободное время, и я вернулся на Камчатку с Nikon F5. На Курильском озере я начал снимать свои первые фотографии о медведях, животных, которые стали увлечением всей моей жизни и моей визитной карточкой.



Я снимаю дикую природу уже много лет, но я все еще не могу назвать себя профессионалом. Я все еще учусь методом проб и ошибок.

Ошибаюсь я часто, но я научился анализировать свои ошибки, чтобы учиться на них и продолжать совершенствоваться.



Отражая мир, в котором я живу

Фотографии дикой природы не являются для меня способом заработка. Я никогда не смотрел на них как на способ зарабатывать, хотя возможность общаться с дикими животными обогащает меня духовно. То, что я делаю, является в равной степени и наукой, и приключением, и искусством, и я счастлив, что фотография помогает мне понять природу и отразить мир, в котором я живу. Я не хочу менять это и превращать увлечение в работу, потому что тогда чувство восторга и свободы уйдут. Сначала я делал фотографии для себя. Чем больше я их делал, тем лучше становились результаты, и тем сильнее становилось желание показать свою работу людям.

Я поставил своей целью быть связующим звеном между дикой природой и зрителем. Я делаю всё, что могу, чтобы показать неуловимую красоту природы, - ускользающую красоту.

Во время своих приключений я слишком часто видел, что происходит, когда человек вмешивается в природу, и каковы последствия такого вмешательства. С течением времени меня все больше стал беспокоить этот вопрос. Мир, который я вижу, находится в серьезной опасности, а в последние годы ситуация стала резко ухудшаться. Если мы срочно не сделаем что-нибудь, чтобы изменить это, все, что мы видим сегодня, скоро станет нашим воспоминанием.



Новые проекты, новый смысл

С того момента, как я взял в руки камеру, моя жизнь приобрела новый смысл. Я продал свой бизнес и получил свободу для творчества: теперь моя жизнь - это я сам, моя камера и дикие животные. Я делаю то, что люблю и фотографирую то, что мне хочется. Моей личной целью является запечатлеть дикую природу России, и я бесконечно благодарен Камчатке за тот урок, который я там получил, урок понимания природы и своего профессионального долга.



Важность мультимедиа

Я часто организую семинары и замечаю, что иногда бывает трудно сохранить внимание слушателей, рассказывая истории и показывая слайды. А вот несколько видеоклипов, сделанные в той или иной местности, бывают чрезвычайно полезны. Но видео предназначено не только для семинаров, конечно. Есть много случаев, когда с помощью него можно передать характер места или его настроение намного лучше, чем с помощью изображения. Одним из таких случаев было извержение вулкана Толбачика на Камчатке в 2012. Я вылетел, чтобы сделать серию снимков для российского журнала National Geographic. По прибытии я сразу понял, что в этом случае видео просто необходимо, чтобы лучше передать то, что я видел, и чем больше видео, тем лучше. Только видео может передать мощь и очарование фонтанов и рек изливающейся лавы в её движении. В прошлом мне приходилось брать дополнительную видеокамеру в экспедиции. Сегодня Nikon D4 позволяет мне создавать высококачественные видео файлы одним нажатием кнопки.



Надежность в любой ситуации

Природа редко дает шанс легко сделать прекрасный снимок. Чтобы сделать хорошие снимки диких животных, я должен ждать много часов в дождь, снег и лед. Я никогда не знаю, когда это случится, но когда судьба дает мне такой шанс, я всегда должен быть готов к нему. Именно поэтому у меня должна быть такая камера, которая мне это обеспечит. Что еще более важно, мое оборудование должно противостоять ужасной погоде и различным экстремальным ситуациям.

Часто мне задают вопрос, не подводила ли меня камера Nikon, но дело в том, что я сам создавал для нее гораздо больше проблем, чем погода или условия съемки. Много раз я ронял свой Nikon или случайно мочил его в воде. Медведи и львы бросались на камеры, кусали их, портили, несколько камер были украдены в аэропортах. Но, невзирая на все эти ситуации, ни разу не было так, чтобы сами камеры Nikon подвели бы меня. Их надежность бесценна. В местах, где я снимаю, нет ремонтных мастерских или магазинов, а погода может быть чрезвычайно экстремальной. Такая обстановка - испытание для любого оборудования, но Nikon выдерживает его на ура.



Что находится в моем рюкзаке

Я уже давно определился с содержанием моего рюкзака. На съемках дикой природы я использую две камеры с различными линзами. Сейчас я использую камеру Nikon D4 и следующие объективы: AF-S Nikkor 24-70mm f/2.8G ED, AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II, AF-S Nikkor 200-400mm f/4G ED VR II, AF-S Nikkor 300mm f/2.8G ED VR II, AF-S Nikkor 600mm f/4G ED VR.



С этим набором объективов я могу cнимать на любом расстоянии.

Мой выбор объективов обычно зависит от поставленной задачи. Например, на Камчатке можно сделать хорошие снимки со средним зумом. В открытой Арктике другие условия, там легко испугать животных, нужен большой телескопический объектив, чтобы снимать на большом расстоянии. Для этого я с нетерпением ждал новый AF-S Nikkor 800mm f/5.6E FL ED VR.



Я люблю зумы, конечно, когда я хочу убрать из кадра несущественные детали или в случае использования телефото объективов, я также могу подчеркнуть основной предмет съемки, смягчая фон. Не будет преувеличением сказать, что как минимум половина моих фотографий диких животных сделана с помощью AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II и еще около 30% процентов с AF-S Nikkor 200-400mm f/4G ED VR II. Для остальных я использовал AF-S Nikkor 24-70mm f/2.8G ED.



Каковы мои фавориты в фикс-объективах? Я думаю, что могу сузить их количество до трех: AF-S Nikkor 24mm f/1.4G ED, AF-S Nikkor 50mm f/1.4G, AF-S Nikkor 300mm f/2.8G ED VR II.



Я много лет не пользуюсь вспышками. Их нельзя использовать для фотографии диких животных. Однако я обнаружил, что светочувствительная матрица Nikon D4 позволяет мне делать нужные мне снимки без дополнительного освещения.



Благодарим Сергея Горшкова за предоставленные материалы из его альбомов в Facebook. Текст: nps.nikonimaging.com.

Друзья, если вам интересно участие в нашей рубрике Я | ФОТОГРАФ, присылайте нам сообщение с кратким рассказом о себе и ссылками на ваши работы. Ждем ваших писем, а также ваших комментариев к интервью Сергея. Ну и, конечно, не забывайте добавлять наш блог в друзья!

животные, Я | ФОТОГРАФ

Previous post Next post
Up