Не так давно всего за пять дней Евгений Еремеев успел побывать и на Мертвом море, и в Эйлате, и во многих других местах Израиля. И, конечно же, автор не смог проехать мимо Иерусалима. Его впечатления от города были двойственными, как он сам признаётся:
«За 5 дней путешествия по Израилю мы, разумеется, побывали далеко не во всех частях страны, но, тем не менее, у нас сложилось впечатление, что есть Иерусалим, а есть другие города. Это город религий, обычаев, именно здесь сосредоточен самый колорит. Лично я бы даже описал своё пребывание в Иерусалиме как нечто бесподобное, но в то же время абсолютно непонятное.
Давайте же вместе разбираться в еврейском вопросе.
В Иерусалим мы приехали ночью с четверга на пятницу. Это означает, что на покупку продуктов у нас есть утро пятницы, а дальше начинается шабат, что автоматически приводит к дополнительным трудностям.
Покупать продукты и воду оказалось дешевле на рынке, но всё равно это будет ощутимо дороже, чем в Москве. Обратите внимание на водопроводную систему, везде она выглядит именно так.
Парковки в Израиле дорогие (400-800 руб. в день), но это не единственная проблема. В шабат все подземные паркинги закрываются, и машину можно будет забрать только по окончании «акта безделия». Среди наземных стоит обратить внимание на муниципальные стоянки, которые ночью и в шабат становятся бесплатными, но днём их можно оплатить не более чем на 2 часа, поэтому в пятницу с 8 утра до часа дня мы разбили свой туризм на этапы и трижды доплачивали за стоянку.
Свой осмотр города мы начали с религиозного квартала. Его не рекомендуют посещать группами более 4 человек, вызывающе одетыми, фотографировать в этом квартале тоже не приветствуется. В шабат лучше вообще не соваться, есть большой шанс потерять немалую долю здоровья.
Как я уже и сказал, фотографировать здесь нельзя, но очень хочется, поэтому делаем это максимально осторожно. Такого сосредоточения ортодоксальных евреев вы практически нигде больше не увидите.
С виду район бедный, но в этом нет ничего удивительного, ведь население посвящает себя религии.
В этом районе проще найти свободное место на парковке, но я бы не рискнул воспользоваться здесь автомобилем в шабат.
Давайте переместимся в Старый город.
Начнём с Храма Гроба Господня.
Разумеется, здесь огромное количество русских.
Очередь в кувулкию растягивается на полтора часа. Я, как человек далёкий от религии, рассматриваю храм исключительно из архитектурных соображений, и в этом плане здесь всё великолепно.
Однако прикоснуться к святому немного хочется, поэтому заглядываем внутрь через крохотное отверстие.
Даже если у вас нет религиозных предпочтений, я бы всё равно посоветовал посвятить храму минут сорок - час.
Здесь очень красиво пробивается внутрь дневной свет.
Считается, что это плита, на которой обмывали тело Христа перед погребением.
Идём гулять дальше.
Стена Плача разделена на две неравные части: женскую и мужскую. Подходить к ней стоит только в головном уборе, который любой желающий сможет получить при входе на территорию.
На Храмову гору попасть в пятницу нельзя, вход только для мусульман. Смотрим со стороны.
В этот момент ко мне подлетел ортодоксальный еврейчик и повязал на запястье красную ниточку. За этот резвый ход он попросил денег. Я сказал, что не располагаю мелочью, на что получил предложение разменять. Такой вариант меня не устроил, и я начал стягивать ниточку с руки, за что получил её бесплатно. Я посчитал разумным эту ниточку не снимать до конца пребывания в Израиле, чтобы обезопасить себя от подобных выходок. Моему сотоварищу удалось сторговать ниточку с 20 долларов до 5: торгаш, блин.
Тем временем, мы нашли арабский квартал абсолютно типичным, поэтому решили вернуться к евреям.
Ну, или почти.
Шабат уже начался, улицы опустели, ортодоксальные евреи стали попадаться всё реже.
Вроде бы еврей евреем, а чемодан в шабат тащит. Грех?
Поздно вечером все верующие евреи начинают бежать в одном направлении.
Нужно было либо спасаться, либо бежать за ними. Исторически, когда евреи бегут, то берут с собой драгоценности, поэтому бежим за евреями.
Оказалось, что конечная точка - снова Стена Плача. Здесь собираются тысячи евреев, молятся, танцуют. Обычного человека сюда не пускают, смотрим через заборчик.
Вообще-то фотографировать нельзя. В одного товарища за съёмку полетел стул. О запрете на съёмку постоянно сообщает специально обученный человек. Всё ради нашей же безопасности.
У стены всё остаётся без изменений, никакой кульминации, специального гостя или чего-то ещё феерического, поэтому идём дальше нагуливать аппетит.
Да, кстати, остановились мы в Jerusalem Hostel.
Почти у всех отелей открыт выход на крышу. Мы достаём бутылочку еврейского вина, закусываем её таки еврейскими апельсинами и отправляемся спать. Завтра рано утром в Эйлат.
Благодарим
e-format за предоставленный материал. Понравился ли вам его рассказ? Ждём ваших комментариев и напоминаем о возможности
добавить наш ЖЖ в друзья.
Другие наши материалы:
Я | ФОТОГРАФ. Петр Григорьев. Норвегия Я | ФОТОГРАФ. Александр Краснов. Быт полярной станции Я | ФОТОГРАФ. Виталий Тайсаев. Байкал Я | ФОТОГРАФ. Евгений Еремеев. Метро Стокгольма Я | ФОТОГРАФ. Юлия Бурулева. Пролетая по Южной Америке