Я | ФОТОГРАФ. Иван Дементиевский. Интервью

Feb 14, 2014 10:58

Увидеть северное сияние - что может быть более захватывающим? Только возможность снять его! Известному фотографу, организатору фототуров Ивану Дементиевскому удалось «поймать» северное сияние. О нюансах фотосъёмки в условиях Крайнего Севера читайте в интервью, опубликованном на сайте nikon.ru.



- Иван, почему именно Крайний Север, да ещё зимой?

- Рискую показаться банальным, но я ехал за красивой природой. Если говорить о Крайнем Севере, то я побывал в Мурманской области, в Апатитах и Териберке. Был в Якутии, но летом. Ещё была экспедиция на Таганай - это, правда, не Крайний Север, а Южный Урал. Но хотя он и южный, поверьте, зимой там очень холодно!

И вот горы, сопки, заснеженные деревья, занесённые сугробами домишки, зимнее море. Во всём есть своя красота, везде можно найти «художественность». Надо только суметь разглядеть её.



- Вам удалось это?

- Наверное, для людей, которые живут там - в Мурманской области, на Южном Урале, - все эти красоты привычны, но у меня захватывало дух. У нас в Москве ведь нет таких гор или сопок, у нас другие пейзажи.



Или вот дорога в Хибины между Териберкой и Мурманском. Вокруг сопки, свет интересный.

А сам Мурманск или Териберка заснеженные, с украшенными инеем деревьями... На самом деле, хорошей зимней фотосъёмки не так уж много, лето снимают чаще. И, в общем, это вполне объяснимо - зимой приходится себя преодолевать. Например, когда мы были на Таганае, постоянно шёл снег, дул пронизывающий ветер, холодно. Там была заброшенная метеостанция, на которой мы очень долго ждали хорошей погоды. Дождались!



С другой стороны, всё уже отснято тысячу раз, поэтому хочется увидеть новое в привычном, найти какое-то необычное отражение. То же северное сияние... Существует не один и даже не десяток снимков, но хочется увидеть своими глазами и свой взгляд запечатлеть.



- Его ведь непросто поймать. Многие рассказывают, как надеялись, ждали ночами, но ничего так и не произошло. Как вам удалось снять северное сияние?

- Во-первых, мы подготовились информационно. Есть сайт, на котором с высокой степенью вероятности предполагают, что вот в такие-то дни можно ждать северного сияния. Эти прогнозы основываются на данных, получаемых со спутников, наблюдающих за солнцем.



Ну и, во-вторых, мы были полны решимости дождаться северного сияния. В Териберке мы провели трое суток - ровно столько, сколько по прогнозу должно было «работать» сияние. Через каждый час выходили, проверяли небо и возвращались в тепло.



Но на третий день, вернее ночь, нам повезло. В ту ночь я вообще не собирался выходить на «дежурство»: очень сильно простудился и лежал с высоченной температурой. Но посреди ночи прибежал Дима, показал получившиеся фото, и я понял: пора хватать камеру и выходить. На следующую ночь мы уже вместе мёрзли на улице, ждали всполохов, а потом снимали.



- Помните свои ощущения, когда в первый раз увидели сияние?

- На самом деле, впервые я увидел северное сияние не в этот раз, а ещё лет десять назад по дороге к Белому морю. Мы ехали в поезде, когда в небе полыхнуло, причём, сияние было не зелёное, а жёлтое. Очень интересно снег отсвечивает тем же цветом. И, конечно, ощущения были очень сильные, впечатление необыкновенное. Помню, безумно хотелось сорвать стоп-кран и снимать, снимать, снимать... Разумеется, мы этого не сделали, стоп-кран остался цел, нам только и оставалось, что сидеть, смотреть в окно и вздыхать. Но вот тогда и зародилась цель - ездить, ждать и снимать.



- И, наконец, мечта осуществилась...

- Да, нынешней зимой, когда мы в феврале поехали в Мурманскую область. Это время было выбрано неслучайно. С одной стороны, мы всё же ехали именно для того, чтобы увидеть северное сияние. С другой стороны, нам ведь могло и не повезти, сияние могло не «зажечься». Нужно было подстраховаться, чтобы поездка не оказалась пустой, и было бы, что поснимать помимо сияния. Но зима на севере - это сплошная ночь, а в конце февраля световой день уже достаточно большой, и, в случае неудачи, мы просто запечатлели бы зиму в Мурманской области.



- Какой камерой вы пользовались? И нужны ли были дополнительные приспособления?

- Для съёмок я использую Nikon D4. Из дополнительных приспособлений требуются, пожалуй, только штатив и дистанционный пульт или тросик.



А вот с чем были сложности, так это с наведением на резкость. При изменении фокусного расстояния даже уже выставленная на зуме резкость иногда пропадала. Приходилось по несколько раз перестраховываться, делать пристрелочные снимки, и всё равно иногда фокус не попадал туда, куда нужно было. Что касается фокусного расстояния, то, конечно же, нужен широкий угол: чем больше, тем лучше. И вообще у меня сложилось впечатление, что в такую поездку необходимо брать зум 24-70 2,8 и, как минимум, один светосильный фикс широкоугольник.



- Какие трудности в зимней фотосъёмке?

- Самая большая сложность в том, что очень холодно. Надеваешь на себя буквально всю одежду, что привёз с собой, но на морозе через некоторое время она начинает пропускать холод. Так что или надо больше двигаться, или брать термос с горячим чаем. В общем, непросто.



Камере тоже приходится не сладко. На морозе она остывает и, как только попадает в тёплое помещение, начинает запотевать. На технике образуется конденсат, и если камеру от этой проблемы не избавить, она легко может выйти из строя. Я даже слышал от одного знакомого рассказ о том, как он хотел быстро высушить холодный объектив и положил его рядом с печкой, отчего у объектива лопнула передняя линза.



Я считаю, это серьёзный момент, который необходимо учитывать при организации фотосъёмки. Чтобы избежать проблем с камерой, надо чётко спланировать отдельно съёмки в помещении, отдельно - на улице, потому что бегать туда-сюда не получится. Либо надо иметь две камеры, как, собственно, и было у меня.



- А если камера одна?

- Если она одна, то отсняли на улице, пришли в дом, дали камере согреться. Причём, согреваться она должна тоже постепенно, при резких перепадах температур может лопнуть стекло. Чтобы этого не произошло, я её упаковываю в фоторюкзак, который не даёт камере быстро согреваться. Ещё следует иметь в виду, что на морозе аккумуляторы быстро садятся. Так что необходимо иметь запасные.



На Таганае была другая проблема. Там постоянно ветер, очень высокая влажность. И вся техника на улице покрывается тонким слоем инея. Когда я в первый раз это обнаружил, то заволновался, не навредит ли это камере. Оказалось - ничего страшного, всё работало. Самое главное - выходить в такую погоду с холодной камерой. Если она будет тёплой, снег на ней будет таять и появится вода, которая может попасть в саму камеру. А на холодную камеру снег просто падает, но не тает, и его можно легко смахнуть перчаткой.

Кстати, такая же высокая влажность и в Тириберке - из-за близости Баренцева моря. И именно в сильные морозы бывало очень много испарений. Они, во-первых, оседают на фототехнике, в том числе, и на передней линзе. Это никак не улучшает качества картинки: чёткость нарушается, объектив постоянно приходится протирать. А, во-вторых, испарения от моря заслоняют чистое небо, что делает съёмку невозможной. Так что выбор места съёмки зимой - тоже определённая проблема.



- А вы сами что больше любите: зиму или лето?

- А я люблю всякую погоду. Даже в такую, какая недавно была в Москве, - слякоть, серое низкое небо, - можно сделать хорошие снимки.

Благодарим Ивана Дементьевского за интервью. Оригинальный текст был опубликован на сайте Nikon.

В комментариях делитесь впечатлениями от интервью, а ещё будем рады увидеть вас в друзьях нашего блога.

Также рекомендуем:

Фотографируем море
Как снимать на рассвете
Как снимать в дневное время суток
Как снимать в вечернее время
Как снимать ночью в городе

пейзаж, Я | ФОТОГРАФ

Previous post Next post
Up