Мы уже рассказывали о том, как снимать
на рассвете и
днём, а теперь хотим продолжить серию материалов и рассказать о том, как снимать в вечернее время.
Помните, что многие сумеречные снимки обязаны своим эффектом небу.
Особенности освещения
Поскольку воздух вбирает влагу от земли или воды при нагревании в течение дня, во второй половине дня происходят изменения цвета (спектрального состава) освещения, не всегда наблюдаемые утром. Тёплый воздух удерживает больше влаги. При движении солнца к закату воздух охлаждается и больше не в состоянии удерживать влагу. Она конденсируется в форме маленьких капелек, остающихся во взвешенном состоянии. Когда происходит резкое понижение температуры, образуется туман, в особенности, над морем.
Большую часть времени туман настолько слаб, что образует нечто вроде лёгкой дымки. Она может «приглушить» свет; и вторая половина летнего дня может казаться сумрачной и унылой, несмотря на яркое солнце. На фотоснимке это выражается «придавленными» тонами и цветами, что приводит к общему серому тону. Это может не только повлиять на качество света, но и привести к необходимости на полступени увеличить диафрагму. Кроме того, влага и пыль рассеивают лучи света. Когда солнце высоко, рассеиваются синие лучи и поглощаются красные, а цветовая температура становится выше нормальной. Проявляющаяся на фотографии холодная металлическая синева редко выглядит привлекательно.
По мере приближения солнца к горизонту ситуация улучшается, поскольку оно начинает пробиваться сквозь лёгкую дымку, раскрывая воздушную перспективу. Иначе говоря, на закате, когда солнце садится, атмосфера преломляет и отражает коротковолновое синее излучение и пропускает красное длинноволновое излучение. Таким образом, рассеивается очень малая часть синего излучения и пропускается сравнительно интенсивное красное излучение. Именно поэтому на закате можно наблюдать и плавные переходы тонов, и эффектные сочетания цветов.
Чем больше времени прошло с момента заката, тем более синим становится свет. Красный цвет превращается в пурпурный, а светлые объекты ярко выделяются на фоне окружающего пейзажа. Это обстоятельство можно использовать для придания особой выразительности снимкам. В это время в домах зажигают огни, и если здания включены в сюжет, то их освещённые окна ещё более усиливают выразительность сумерек.
Время съёмки
Лучшее время для съёмки слабо освещённого пейзажа начинается примерно за полчаса до заката и заканчивается через полчаса после него, поскольку в данный период небо окрашено в красивые оттенки; резонируя в розовых, пурпурных, красных, оранжевых цветах, оно, в конце концов, переходит в загадочный синий. Такое небо гораздо более интересно в плане съёмки, чем ночное, поскольку в данном случае у нас есть возможность уменьшить выдержку, а также выделить объекты в кадре.
Чем севернее в Северном полушарии и южнее в Южном, тем дольше будут длиться сумерки. За Северным и Южным Полярным кругом в некоторые времена года сумерки длятся всю ночь, на экваторе же их продолжительность исчисляется минутами.
Заранее определите, откуда и что вы будете снимать. Когда наступают сумерки, в зависимости от того, где вы находитесь, у вас может быть от 10 до 40 минут на съёмку, так что нужно быть готовым к любым неожиданностям. Можете сделать несколько тестовых снимков, чтобы понять, как это будет смотреться в кадре и избавиться от отвлекающих внимание объектов.
Композиционный момент
Если вы снимаете пейзаж в сумерках, можете включить в кадр диагональный ряд деревьев, забор, изгородь или фермерский домик. Аналогично, в случае с морскими видами такими объектами могут послужить маяк, скала или пирс.
Техника
Лучше всего использовать широкоугольный объектив, который сможет охватить всю сцену, например,
AF-S DX NIKKOR 10-24mm f/3.5-4.5G ED,
AF-S DX Zoom-Nikkor 12-24mm f/4G IF-ED или
AF DX Fisheye-Nikkor 10.5mm f/2.8G ED.
Ещё одной важной частью комплекта являются пульт для удалённого спуска затвора и такой как пульт дистанционного управления ML-L3. Существует множество разновидностей пультов д/у. Вы можете быть уверенны, что случайно не заденете камеру во время экспонирования, что может привести к размытию кадра, ухудшению резкости и чёткости. Если у вас нет пульта дистанционного управления, вы можете использовать автоспуск.
Технические детали
Ключ к созданию безупречных кадров на закате, также как и на рассвете, заключён в долгом экспонировании, то есть в длинных выдержках, так что устойчивый штатив, несомненно, остаётся самым главным помощником в этом вопросе. Поместив камеру на опору, можно выбрать меньшую светочувствительность, сократить количество шума, и в то же время выбрать настолько длинную выдержку, насколько это необходимо, не беспокоясь о размытии.
Когда солнце опустилось ниже горизонта, всё вокруг освещается не прямым светом, а рассеянным от неба. Если в это время экспозицию измерять по яркости неба, то ландшафт будет выглядеть на снимке силуэтом; если же по яркости ландшафта, то будут потеряны нежные оттенки неба. Нужно решить, что более важно для конкретного сюжета, и соответственно выбрать экспозицию. В любом случае, сумерки позволяют фотографировать при освещении, которого нельзя увидеть ни в какое другое время суток.
Использование автоматического баланса белого может привести к получению блёклых цветов, так что лучше всего установить баланс белого вручную или выбрать в меню значение 5500К, это обычный цвет дневного света. Желательно снимать в RAW, поскольку в дальнейшем всегда можно будет изменить баланс белого при обработке.
В зависимости от световых условий важно понять, откуда производить замер, так что лучше перевести камеру в режим матричного (мультисегментного) замера экспозиции, и сделать несколько «считываний» по элементам сцены, чтобы оценить оптимальное значение. Лучше начинать со средних тонов, а не со светов и теней. При работе с зум-объективом используйте приближение, чтобы произвести замер по какой-то детали снимаемого объекта, а затем переведите объектив в обратное положение, чтобы скомпоновать кадр.
Еще один приём - брекетинг экспозиции. Используйте режим приоритета диафрагмы и произведите замер по одному участку сцены. Определитесь с экспозицией и следите за гистограммой для обеспечения точных результатов. Сохраняйте значения диафрагмы и ISO постоянными, но меняйте выдержку на полшага. В дальнейшем вы сможете скомпоновать эти кадры в один во время редактирования.
Используйте гистограмму, чтобы контролировать экспозицию. Она может показать, что некоторые части снимка переэкспонированы. В идеале в вашем кадре будет отображено небо после заката или синяя вуаль сумерек, но, в то же время, детали на переднем плане все ещё должны быть различимы.
По мере сгущения сумерек наши глаза начинают терять чувствительность к цвету, и фотографии, снятые в это время, могут оказаться более насыщенными, чем представляется визуально. Уличные фонари, освещённые витрины магазинов, огни и фейерверки прекрасно гармонируют с сумеречным освещением и выглядят значительно лучше в это время, чем в полной темноте. Однако подробнее о том, как снимать в сумерки и в ночном городе мы поговорим в следующей части, а сейчас подробнее остановимся на вечерней съёмке пейзажей за городом.
Снято на Nikon D800e
Ну а теперь традиционно представляем фотографов, которых мы хотим поблагодарить за иллюстрации к нашему материалу:
Дэвид Кеохкерян,
Сергей Гаркуша,
Анатолий Рейн,
Владислав Шерман,
Михаил Боярсков,
Дмитрий Чушкин,
Atomic.Zen.
Дорогие читатели, мы будем рады если вы добавите наш блог
в друзьяв друзья, а также оставите свои замечания и комментарии к статье. Спасибо!