Как фотографировать зимний пейзаж

Dec 17, 2013 11:08

Мы продолжаем серию статей, посвящённую съёмке зимних пейзажей, и рады представить вашему вниманию советы знаменитого фотографа дикой природы.
Когда Муз Петерсон (Moose Peterson) говорит о съёмке зимних пейзажей, вы не можете его не слушать. Но если вы такие же, как мы, то вы непременно станете за ним ещё и записывать. У знаменитого фотографа животных и дикой природы есть опыт и знания о предмете. Он понимает красоту зимнего мира и умеет справляться с трудностями.

И, поскольку мы записывали за ним, мы можем поделиться его советами с вами.



Река Файрхол, Йеллоустонский национальный парк
D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/500 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Вне белого

То, что раньше было проклятием зимних фотографий, теперь в прошлом. Вы уже догадались: это синий или серый снег. Вот то, что было: экспонометр считал подавляющее белое пространство одной огромной передержкой, и, чтобы компенсировать это, система автоэкспозиции камеры устанавливала более короткие выдержки или меньшее отверстие диафрагмы; либо сокращала количество света, которое попадало на плёнку или матрицу. Проще говоря, экспонометр не понимал, что вы хотели заснять именно всю эту белую поверхность. Муз помнит те дни и то, что он должен был использовать +1/3 или +2/3 или более компенсации экспозиции, чтобы впустить больше света и сделать белый белым.



Кейстоун, Южная Дакота
D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED , 1/500 секунды, f/5.6 , ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Сейчас это уже не проблема. «С любой цифровой зеркальной фотокамерой Nikon я ставлю матричный экпозамер и приоритетную выдержку диафрагмы, вот и всё, - говорит Муз. - Я уже не должен заниматься компенсацией экспозиции». И если снег получается передержанным - это не проблема. «Белому снегу не нужны детали, чтобы ваш ум осознал, что это снег. В фотографиях, которые вы снимаете, вам не нужно видеть отдельные снежинки». Кроме того, возможно, что тени будут заполнены отражённым от снега светом. «Вам не придётся иметь дело с большим количеством теневых участков, - говорит Муз, - и вашему экспозамеру также не придётся с этим сталкиваться. Диапазон экспозиции будет находиться в основном в освещённой части».



Норрис Базейн, Йеллоустонский национальный парк
D3, PC- E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED, 1/250 секунды, е/8 , ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Всё может выглядеть совсем по-другому, когда нет солнца. «В пасмурный или облачный день вы можете получить синеватый оттенок снега. Я совсем не против, ведь это позволяет показать, насколько холодна погода. Какого цвета холод, в конце концов? Синего».

Но если вы хотите «отбелить» снег, компенсация экспозиции +1/3 или +2 /3 должны сделать своё дело. Сфотографируйте, проверьте результат на экране и скорректируйте по мере необходимости.

Кроме того, имейте в виду, что, когда вы снимаете на снегу, есть вероятность, что вы будете не просто фотографировать снег. Там может быть человек, дерево, животное, дом… возможно, снеговик. «И, повторюсь, снег - это гигантское полотно, которое отражает окружающий свет, - говорит Муз. - Отражённый свет будет более мягким, что выгодно подсветит вашу картину».



Невада, Монтана
D3x, AF- S NIKKOR 24mm f/1.4G ED, 1/1500 секунды, f/1.4, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Снег - не единственное, что может отражать свет. Взгляните на первую фотографию, сделанную на рассвете в Неваде, в штате Монтана. «Сарай весь освещён, потому что утренний свет осветил другой сарай тёплых тонов, ставший гигантским золотым отражателем. Конечно, я оформил композицию так, чтобы исключить большой золотой отражатель - амбар из снимка. Но то, что вы видите в результате - дело рук отражённого света».

Контраст

Зимней фотографии не нужно быть полностью белой, чтобы рассказать о зиме. Например, посмотрите на фото, снятое на реке Мэдисон в Йеллоустонском национальном парке.



Река Мэдисон, Йеллоустонский национальный парк
D3, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/750 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

«Что вы делаете, когда снимаете? - спрашивает Муз, а затем сам же и отвечает, - Вы рассказываете историю. К примеру, снимая фото на реке Мэдисон, я направил автофокус на деревья, освещённые солнцем, что гарантирует: на фото они окажутся чёткими. Но это также сместило экспозицию по направлению к солнцу так, что тени в левой стороне фотографии стали чёрными. Я оформил композицию для этого снимка с помощью обрамления, чтобы показать этот эффект, этот контраст. История, которую я рассказываю здесь - о том, что грядут перемены, идёт весна».

Цвет

У зимы почти всегда есть свой цвет - вы просто должны найти его. Иногда в поисках света вы сможете найти и цвет. Сарай в Неваде, к примеру, показан в своём истинном цвете, так как Муз сделал снимок ранним утром. И, когда вы поймаете свет, проверьте его направление. «Ищите боковое освещение, - говорит Муз. - Оно придаст большую чёткость предмету вашей съёмки, так как тени подчёркивают текстуру и детали».
На фото ниже на шишке можно заметить тонкий отблеск цвета. Муз сделал фотографию в Норрис Базин Йеллоустоунского национального парка. «На фото видно, как выглядел пейзаж на самом деле, а не то, как видела его камера. Это был пасмурный день, поэтому я увеличил яркость цвета камеры, а автоматический баланс белого увеличил до параметра A3, чтобы сделать снимок более тёплым». Диапазон увеличения тёплых оттенков в камере имеет градацию от A1 до A6, есть также диапазон увеличения холодных оттенков от B1 до B6. Как и следовало ожидать, диапазон А прибавляет янтарный тон изображению, а диапазон B - синие тона.



Норрис Базейн, Йеллоустонский национальный парк
D3, PC- E Micro NIKKOR 45mm f/2.8D ED, 1/60, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

«То, что я сделал, называется тонкой настройкой фотографии, - говорит Муз. - По сути, вы делаете фото зимнего пейзажа более тёплым или холодным». Насколько надо охладить или сделать более тёплым пейзаж, который вы снимаете? Все зависит от вашего вкуса и настроения, сфотографируйте пейзаж при разных настройках и сравните результаты.

Муз также напоминает нам, что чем холоднее воздух, тем лучше цвет. «Холодный воздух чище, - говорит он, - в зимнем воздухе часто присутствуют кристаллы льда, которые вызывают преломление света. Вы получите действительно яркую цветную картинку. Чтобы достичь этого, лучше всего фотографировать на восходе или на закате в течение самых холодных часов зимних суток.



Гора Бриджер, Монтана,
D3, AF- S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, 1/45 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Муз называет фотографию, снятую в горах Бриджер в Монтане, «одним из пяти лучших восходов» в своей жизни. Чтобы получить этот снимок, ему пришлось оказаться на месте в 4:45 утра в темноте, холоде, во время снежной бури. «Некоторые из лучших фотосъёмок происходят в то время, когда начинаются и заканчиваются зимние снегопады, - объясняет он. - Настоящая драма происходит тогда, когда свет пытается прорваться. Я сделал эту фотографию, когда буря заканчивалась». Поэтому советуем сверяться с прогнозами погоды или заглядывать в метео-приложение на вашем смартфоне.

Зона комфорта

«Зимние съёмки хороши тогда, когда вы чувствуете себя комфортно, - говорит Муз. - Важно правильно выбрать обувь. Ищите высокотехнологичные снегоступы, которые рассчитаны, чтобы держать ваши ноги в тепле даже в большой холод. Другие необходимые вещи - перчатки и шапка. Я - фанат перчаток, признаю это. Я всегда во время шопинга на ярмарках присматриваю новую пару перчаток. Если вы планируете съёмку зимой в течение нескольких часов, я рекомендую перчатки для лыжников. Они идеальны - очень гибкие, с хорошей изоляцией. Для съёмок в течение всего дня мой выбор - перчатки для скалолазов. Они имеют дополнительную изоляцию в верхней части и держат руки в тепле. Шапка? Это дело вкуса - вам лучше всего знать, что подойдёт лучше всего именно для вас».

«Остальное - дело здравого смысла: многослойная утеплённая одежда».



Йеллоустонский национальный парк
Снято на Nikon D3x, AF-S VR Zoom- NIKKOR 200-400mm f/4G IF-ED, 1/3 секунды, ISO Lo-1 (эквивалентно ISO 50), приоритет диафрагмы, матричный экспозамер.

Защита техники

«В прежние времена нужно было защищать технику от непогоды, - говорит Муз, - а сейчас я беру с собой на мороз до минус 20 разные цифровые камеры Nikon, от COOLPIX до D3X, и никогда с ними не бывает никаких проблем».

«О чем вам надо позаботиться, так это о том, как внести вашу технику в тёплое помещение, в здание или автомобиль. Не дышите на стекла, если вы сможете избежать скопления излишней влаги с самого начала, у вас потом не будет проблем с влажностью».

«Когда я не снимаю, я держу технику в сумке для фотокамеры. Когда я возвращаюсь ночью в дом или гостиницу, вся техника холодная и, если я просто выну её из сумки, я получу конденсат, а это именно то, чего мне не нужно. Итак, я вынимаю камеру и остальное снаряжение из сумки, кладу его на стол или кровать, вынимаю карту памяти, заворачиваю всё в чистое белое полотенце и держу там всю технику, пока она не нагреется до комнатной температуры. Весь конденсат впитывается полотенцем. Нет никакой спешки, но сделать это необходимо. Когда вся ваша техника нагреется до комнатной температуры, уложите её обратно в сумку, и вы будете готовы к следующему съёмочному дню или следующему разу.



Йеллоустонский национальный парк
Снято на Nikon D3x, AF-S VR Zoom-NIKKOR 200-400mm f/4G IF-ED, 1/1.5 секунды, f/32, ISO Lo-1 (эквивалентно ISO 50), приоритет диафрагмы, матричный экспозамер.

«А если я провожу в автомобиле весь съёмочный день, то закутываю технику в белое полотенце каждый раз, когда достаю её из сумки».

Идите прямо к цели (ни в коем случае!)

«Подумайте о том, где вы ходите, - говорит Муз, - и когда. Вы же не хотите пройти через площадку в поисках предметов для съёмки или ракурсов, а затем осознать, что доселе нетронутое поле снега испорчено следами ваших ног. Думайте наперёд».

Куда ветер дует

На четвёртом фото, сделанном в районе реки Файрхол в Йеллоустоунском национальном парке, вы видите пар, поднимающийся от реки при ветре. «Я всегда ищу места, где ветер дует. Когда есть пар или снег, или кристаллы льда в воздухе, картина говорит зрителю: «Холодно!». Опять же, какова ваша история? Смысл какой?».



Озеро Мамос, Калифорния
D3S, AF- S NIKKOR 50mm f/1.4G, 1/3030 секунды, f/5.6, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Одним словом - зима. И хотя Муз ездит в некоторые экзотические места и даже проводит зимний семинар в Йеллоустоуне, он снимает и в своих родных краях. Фото выше он снял на своём дворе, а следующие два изображения - рядом с домом.



Бентон Кроссинг, Калифорния
D3s, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/ 1000 секунды, f /8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Так что если вы счастливчик и живёте в таком месте, где зимой выпадает снег, или если вы собираетесь съездить туда, где снег есть, всегда держите камеру под рукой.



Бентон Кроссинг, Калифорния,
D3s, AF- S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, 1/60 секунды, е/8, ISO 200, приоритет диафрагмы, матричный замер экспозиции

Расскажите, а вам удалось сделать фотографии зимой? Если да, будем рады увидеть их в комментариях. Также не забывайте о возможности добавить нас в друзья одним кликом.

Также рекомендуем другие материалы блога:
5 советов по съемке на морозе для любителей
Зима в городе. Как сделать незабываемую фотографию?
Съемка в разные времена года
Особенности съемок в разные времена года. Часть вторая
Как снимать в горах

пейзаж, природа и погода, советы

Previous post Next post
Up