Для того чтобы осознать всю сложность проблем, которые решила советская власть в ходе коллективизации, необходимо правильно понимать что из себя представляла дореволюционная деревня
( Read more... )
Это я еще не все изложил. Там очень много интересного, на несколько статей - и еще погуще есть, например про жестокость наказаний. Чаще всего - самосуд и насмерть. И коллективная порука, если из города приедет следователь и начнет расследование: "Да мы его почти не били, он сам от испуга умер". Причем убийства строго коллективные - что-то вроде забивания камнями у древних иудеев. Они собственно только тогда и законны (в крестьянском праве), когда всем селом, "все миром" избили до смерти.
Мысль автора в том, что явления типа самосуда - не некая бессистемная стихия, а элементы конкретного, осмысленного и упорядоченного, просто глубоко архаичного права. Он указывает на то, что реакции на преступления были везде одинаковыми, последовательными, как у современного суда.
Может это и преувеличение и возведение случаев в принцип. Но я слышала от живого и честного человека рассказ о деревенских самосудах межвоенного времени, когда обвиненного в краже забивали насмерть всей деревней.
У меня были родственники (дедушки, бабушки, их братья и сестры), жившие в деревне при (благославлённом при Горбатом) НЭПе, слово "НЭП" было ругательством, при том, что последующая их жизнь (включая коллективизацию) совсем не была сахаром.
Да нет, как раз все становится на свои места - если только на селе у нас, как оказалось, существовало аж несколько судебных инстанций архаичного права - суд сельской сходки, суд старосты, суд стариков, суд родственников и самосуд (всей общины). Таинственная русская культура, которую народ якобы нес в душе через столетия, невзирая на, приобретает вполне реальные и физические очертания. После 1861 года власти, чтобы хоть немного вернуть крестьян в правовое поле, сделали волостные и межволостные суды, которые руководствовались смешанным правом - то законами РИ, то местным "шариатом". Крестьяне были очень недовольны и старались не доводить дело даже до волостного суда, где сидели такие же мужики и знатоки "шариата".
Так-то оно так, но стоит заметить, что повсюду крестьяне таковы. Вспомнилось сразу, как описывал французских крестьян Экзюпери, а это было в середине 20 века.
Так еще классики указывали на идиотизм сельской жизни, имея в виду дремучесть системы общественных отношений, диктуемых материальными условиями существования сельской жизни, основанной на натуральном хозяйстве.
Если бы Вы внимательно прочитали мою реплику, то заметили бы мое пояснение, что в данном случае классики понимали под "идиотизмом". А о прелестях деревенской жизни я прекрасно наслышан - сам пару лет назад свалил жить в деревню из комфортабельного города именно за этим, и не жалею.
>>...решить все накопившиеся за сотни лет проблемы.Это не совсем точная формулировка. Проблемы сотни лет в деревне не накапливались. Она при феодализме была законсервирована и существовала стабильно, живя натурально-общинным хозяйством не одно тысячелетие. И если бы не проблемы, пришедшие извне, просуществовала бы в таком состоянии и дальше еще столько же. Проблемой стало возникновение капитализма вне деревни на основе прибавочного продукта извлекаемого из крестьянства феодалами. При этом, как ни странно, само изъятие прибавочного продукта феодалами как раз стабилизировало деревню. Это напоминало отвод избытка тепла от двигателя, чтоб он не перегревался и не выходил из строя. В противном случае избыток прибавочного продукта приводил бы к конфликтам, уменьшению мотивации к труду или другим дестабилизирующим факторам. Кстати это было одной из причин форсированности коллективизации, поскольку соввласть после революции взяло на себя роль очень доброго царя-барина, оставлявшего крестьянину излишек прибавочного продукта достаточный для "
( ... )
Comments 49
Reply
Reply
Reply
Reply
У меня были родственники (дедушки, бабушки, их братья и сестры), жившие в деревне при (благославлённом при Горбатом) НЭПе, слово "НЭП" было ругательством, при том, что последующая их жизнь (включая коллективизацию) совсем не была сахаром.
Reply
После 1861 года власти, чтобы хоть немного вернуть крестьян в правовое поле, сделали волостные и межволостные суды, которые руководствовались смешанным правом - то законами РИ, то местным "шариатом". Крестьяне были очень недовольны и старались не доводить дело даже до волостного суда, где сидели такие же мужики и знатоки "шариата".
Reply
Reply
Судя по всему вы цитируете текст РЕАЛЬНОГО, настоящего историка.
Я считал, что в России историков нет, а тут на тебе...
Reply
Reply
В любом случае мне текст понравился. Он совпадает с другими источниками и нет явных искажений. Добросовестно и качественно сделано.
Reply
Так-то оно так, но стоит заметить, что повсюду крестьяне таковы. Вспомнилось сразу, как описывал французских крестьян Экзюпери, а это было в середине 20 века.
Reply
Reply
Ну, почему идиотизм. Жизнь в природе, в полной от нее зависимости, ежеминутное прислушивание к «шорохам» - это неизбежное язычество.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment