...Я продолжал читать до наступления ночи.
На следующее утро мы покинули лагерь. Когда мы шли по лесу, я смотрел на молодых товарищей. Коммунистическая партия Индии (маоистская) - это коммунистическая партия, но она также отличается от партий, которые я знал и в которых вырос. Вот один пример.
Маркс писал, что идеи господствующего класса становятся господствующими идеями всего общества; разумеется, я не раз читал и выслушивал это, когда в юношеские годы состоял в комсомоле. Но мне и другим "западным" коммунистам - молодым и не очень - тогда не объясняли в наших учебных курсах эту идею так, как она объясняется в "Программе подготовки руководящих кадров".
"Мы говорим, что мы коммунисты, но мы родились и выросли с ценностями господствующих классов. Когда мы вступаем в партию, эти ценности не исчезают сами по себе. Кроме того, мы живем в обществе, в котором такие феодальные и буржуазные ценности широко распространены и, вполне естественно, влияют на нас. В таких условиях необходимо постоянно бороться, чтобы изменить самих себя. Некоторые из наших неправильных ценностей глубоко укоренены в нашем подсознании и опираются на различные страхи... Хотя мы при определенных условиях можем их подавить, в других условиях они возвращаются с еще большей силой".
В Индии эти укорененные в подсознании ценности
"также сложным образом связаны с кастовой системой и представлениями о врожденном превосходстве (и подчиненности), где у каждой кастовой группы есть чувство превосходства по отношению к нижестоящим группам в иерархической лестнице. Идеология феодализма и брахманизма настолько глубоко укоренилась, что она оказывает воздействие на всех, в том числе на жертв системы, хотя на стоящих у вершины лестницы она влияет сильнее. С этой идеологией приходит самоуверенность, эгоизм, нетерпимость, презрение к труду и другие разнообразные проявления чувства собственного превосходства" (с. 184)
Если бы я написал эту главу в "Программе подготовки руководящих кадров", я бы подчеркнул, что это особенность не только Индии. В других частях мира идеи и ценности господствующих классов принимают иные формы. Я могу сегодня по телевидению увидеть, как ценности фашистов Хорти восьмидесятилетней давности появляются из коллективного бессознательного и принимают материальную форму на улицах Будапешта, где марширующие в униформе группы людей снова кричат "nem, nem soha" - нет, нет никогда - против Трианонского договора 1920 года (самое поучительное здесь то, что эти группы являются опорой нынешнего правительства Венгрии, к которой только что перешло председательство в Европейском союзе!)
Коммунистическая партия Индии (маоистская) усвоила уроки Мао Цзэдуна и культурной революции в Китае и пытается осуществить то, чего не смогли сделать европейские коммунисты; бороться против укорененных в подсознании определяющих реакционных ценностей. Одним из недостатков официальных коммунистических партий в Европе с тридцатых до девяностых годов было то, что сама идея необходимости борьбы против таких подсознательных определяющих реакционных ценностей в массах рассматривалась как антипартийная идеология Фрейда и Райха.
Маоистская концепция "без коммунистических ценностей, подлинная пролетарская партия не сможет появиться, мелкобуржуазные ценности разложат ее изнутри и постепенно разрушат ее революционную сущность" доминировавшей тогда ортодоксальной коммунистической идеологией тоже рассматривалась как чистой воды реакционный идеализм.
Когда я шел вместе с молодыми товарищами и мои колени ныли от боли, я думал обо всех этих теоретиках в тогдашнем Советском Союзе, т.н. странах "реального социализма" и "евро-коммунистах", которые написали кучу книг, осуждая Мао Цзэдуна как идеалиста, реакционного идеалиста за то, что он указал на важность данной проблемы. Возможно, некоторые из них еще живы, и являются свидетелями того, как их общество медленно разлагается вокруг них.
Myrdal, Jan. Red Star Over India: As The Wretched of The Earth are Rising. Kolkata, 2012. Pp. 115-117.