Дневник москвича 1940 - Часть II

Jun 29, 2015 13:00

20/VIII 40 г. 15 ч Дом "Похитителя" в Х.

Еще 14 с/м из Б. Театра я позвонил: 1) Валерьяну - по интересующему меня делу и 2) Е.Д. - поздравил с образованием Эстонской Сов. Республики. О Мартирос. и Матевос. новостей не узнал. Первый - назначил мне встречу на 15 с/м (скверное перо - боюсь, что много не напишу)
Таким образом 15 с/м, сдремнув пару часов, после стояния во вчера упомянутой очереди, я встретился с Валерьяном. Круг все более и более замыкается: он прямо мне сказал, что не хотел вчера меня расстраивать; дело-же окончательно лопнуло. Так сказать, в виде маленького утешения он предложил мне поехать в Измайловский Парк К. и О., где за воспоминаниями было в результате немного пива и вина.





Измайловский Парк культуры и отдыха им. Сталина. Главный вход, 1940



Измайловский Парк культуры и отдыха им. Сталина, 1940

На обратном пути, я на минуту заехал к Синициным (после отсутствия лет 6 или 7); от брата узнал, что Евгений на "курорте"; пообещал заехать 19 с/м, что вчера вечером и сделал, узнав все новости.
16 с/м я должен был поехать в "Павшино" по делу "похитителя", что я с радостью сделал, расчитывая попасть в Архангельское, в котором я не был лет девять. Узнав всё, что было нужно по делу, я отправился полем в Архангельское.



Архангельское, середина 50-х

День был жаркий, идти не менее пяти километров, но предвкушая наслаждение, вдыхая аромат полевых цветов и созерцая их красочность (вкладываю здесь 4 сорванных по дороге цветка), я легко добрел до ворот парка знаменитого вельможи.



Подмосковье. Архангельское. Вход в усадьбу, 1950

Добрёл и увы! - разочаровался: теперь здесь Дом Отдыха Воен. Комсостава и частных лиц не пускают. Обидно вообще пройти зря 10 километров полем (в оба конца), да и запрещенный плод сладок. Все это заставило меня вступить в дипломатические переговоры сначала с привратником, а затем по телефону с дежурным по дому отдыха.
В результатате через некоторое время отдыхающие могли наблюдать перебегавшую с места на место по парку фигуру, сразу угадывающую где какие находятся достопримечательности. (Я торопился, т.к. времени было уже 16 часов, а в 20 час. я должен был быть в Б. Театре)
Не смотря на то, что до самого поезда я ни на минуту не присел и исколесил в общей сложности более пятнадцати километров я получил огромнейшее наслаждение.
За эти годы все здания и парк реставрированы и производят огромное впечатление благоустройства. К парку подведено великолепное гудронированное шоссе, по которому гладко скользят бесшумные авто.
Вся скульптура (когда-то частично с отбитыми носами и руками) окончательно реставрирована, все терассы приведены в порядок и благоухают феерическими коврами цветов; причем на спуске к Москва-реке устроен ряд новых прекрасных терасс с балюстрадами и скульптурой.



Парк в Архангельском, 1940

Надо видеть и невозможно описать всю прелесть панорамы как от главного дома по направлению к реке, так и со стороны реки - к дому, которую представляет зрителю талант Ленотра. Столь-же чудесен и ландшафт, который открывается на реку и противоположный берег с новых нижних терасс.



Подмосковье. Архангельское.Вид на Москва-реку от санатория МО, 1950

Я обошел все памятники, несколько более задержавшись: 1) у Минина и Пожарского, 2) у замечательной статуи последней Юсуповой (снятой с гробницы), 3) у благородной бронзы Прометея и, конечно, 4) у бессмертного Александра Сергеевича. Полюбовался и изумительным мавзолеем, так напоминающим мне всегда Казанский собор в Ленинграде, производящий своей легкостью ещё большее впечатление на меня. Был и у театра, но он весь в лесах и сейчас смотреть там нечего. К сожалению почему-то погиб знаменитый тунель из акаций около первых терасс и от него остался почти один лишь каркас.



Лестницы и террасы регулярного партера парка Архангельское, 1940

Погуляв и по той части великолепного парка, где сосны и другие деревья растут в девственной неприкосновенности, я с поэтическим настроением вернулся в Москву.





- о -

"Пиковая Дама" - изумительная вещь! Сейчас в Б. Театре она идет в новой постановке. Я слушал эту оперу и в старой. Интересно было сравнить. Раскрывается занавес - сцена в Летнем Саду и я несколько разочаровался. Декорации хороши: скульптура, отражающаяся в воде двух бассейнов (живопись) и настоящий бьющий в глубине сада фонтан, но я никогда не видел такого уголка в Ленинграде и в этом смысле прежняя постановка с огромным вековыми деревьями (сейчас же сад был наполнен молодыми деревцами) более соответствовала моим воспоминаниям о Летнем Саде... Но перед глазами прошли последующие картины и мною овладел восторг. Смолич (постановщик) и Дмитриев (художник) превзошли все мои ожидания...

Совершенно исключительна по помпезности сцена великосветского бала-маскарада с огромными малахитовыми колоннами, с выходом императрицы в апофеозе. Однако бурю аплодисментов всего зала, едва только раздвинулся занавес, вызвала по существу интимная сцена встречи Лизы и Германа на Невке. Зал рукоплескал бесподобно сделаной гранитной набережной со львом по левую сторону, дворцами по правую, с сугробами снега и фонарями; уходящей в бесконечную перспективу. И по-истине было за что приветствовать постановщиков. Я вижу второй раз в жизни, когда публика аплодирует тотчас-же за поднятием занавеса и не оркестру и не артистам, а постановке (Первый раз это было лет семь-восемь тому назад у Вахтангова на "Коварство и Любовь", когда постановщик (кажется, Симонов) и художник Акимов изумили всех, как-бы прологом: подымается занавес, посредине сцены огромный серебряный диск, в центре которого стоит старик Миллер и дирижирует (оркестр играет где-то за сценой); вот и всё, но эффект был колоссальный)
Пели все очень хорошо (больше всех мне понравились Полина (Гагарина) и Герман (Большаков), но от Политковского (Томский) и Нормцова (Елецкий) я ждал большего.
Мой трепет за "Что наша жизнь?" (я всегда с грустью вспоминаю в этот момент случай с Евлаховым, сорвавшим раз при мне одну ноту в этой арии) оказался не основательным; Большаков провёл эту сцену отлично.



Григорий Филиппович Большаков (1904-1974)

Вцелом-же впечатление таково, что я до сего времени нахожусь в его власти, как не угасает во мне и впечатление от "Лебединого Озера" и еще долго буду находиться. В этом, безусловно, заслуга в первую голову двух гениев: Чайковского и Пушкина...
(Вкладываю программку и либретто "Пиковой дамы")





22
19 ---- 40 г. 10ч. 21 м. Б-ка Ленина
VIII

На улице пасмурно. Начали покрываться позолотой деревья и когда я утром шел по маленькому парку на окраине города близ Х. отлельные желтые листики печально медленно падали на землю... Дела мои окончательно заходят в тупик. Что-ж, во всяком случае за эти почти три месяца я ничего не проиграл, зато многое выиграл...
Сейчас боевая задача 24 с/м попасть на карнавал в Ц.П.К. и О. и, быть может, на этом "закончить поход", хотя хотелось-бы побывать еще на II-ой Всесоюзной (вернее I-ой, т.к. прошлая в 22 г. была Всероссийской) Сельхоз-Выставке, к впечатлениям о которой я и перехожу, т.к. 17 с/м - день моего имени вместе с "похитителем" я был снова там.

- о -



Что-бы охватить выставку целиком хотя-бы поверхностно, надо побывать на ней много раз, т.к. она и обширнее предыдущей (22 г.) а главное содержательнее, полнее и, естественно, соответствует тому росту нашей страны, который отличает теперешний вполне зрелый возраст С.С.С.Р. от только-что начавшей возрождаться родины (1922 года), после огненных бурь гражданской войны. Я-же был на выставке всего два раза, следовательно я даже не сумел обойти всю ее территорию, не говоря уже о том, что бы ухитриться заглянуть во все ее павильоны.



ВСХВ. Возле Центрального входа, 1939-1941

Собственно первый раз познакомился с Выставкой еще в 1939 году, буквально накануне ее открытия, когда перед от`ездом в В. из Москвы я вечером специально отправился туда, но, естественно, тогда я мог видеть только территорию у выставки: вход и то, что можно было разглядеть через него.



Главный вход на ВСХВ, 1939

Еще тогда меня приятно порадовало обилие электросвета, которым в виде репетиции была залита как вся территория выставки, так и под`ездные пути.



ВСХВ. На главной аллее ночью, 1939-1941

На моих-же глазах заканчивали сварку части огромной статуи стремящихся вперед рабочего и колхозницы из нержавеющей стали. Эта статуя венчала собой советский павильон на Международной выставке в Париже, пару лет до этого. Автор скульптур - женщина - Мухина. Благодаря своей художественности, удивительной экспрессии и оригинальному, собственно, пожалуй, впервые в С.С.С.Р. тогда примененному материалу представляет собой нечто выдающееся



Около ВСХВ, "Рабочий и колхозница", 1939

Прежде всего Выставка поражает высокохудожественной стильностью своих сооружений, отличающихся прочностью материала с применением бетона, камня и даже мрамора, что наводит меня на мысль о превращении ее в постоянную (вот, ведь, уже второй год она открыта и павильоны подолжают сооружаться вновь). Каждая республика (пока еще без Молдавской и Прибалтийских, но уже с Карело-Финской; последняя представлена всего с полмесяца тому назад) имеет свой павильон; Р.С.Ф.С.Р. представлена несколькими павильонами, об`единяющими тот или иной край; например "Дальний Восток", "Сибирь", "Сев. Кавказ", "Яросл. Калин. и Смоленск. области", "Северный край" и т.д.



Вид на павильоны Дальнего Востока, Ленинграда и Северных областей, 1940



ВСХВ, павильон Сибирь, 1939



ВСХВ. Павильон "Северный Кавказ", 1939-1940

Есть и специализированные павильоны, напр. "Зерно", "Хлопок", "Механизация", "Животноводство", "Печать", "МОБР" (?) и т.д.



Павильон Хлопок, 1939-1941



Павильон Животноводство, 1939



Павильон Механизация, 1939



Павильон МОПР, 1940

Много монументальных скульптур, например колоссальная гранитная фигура Сталина, пограничника, лошади с жеребенком, быков, "рогов изобилия" с фруктами и прочее.



ВСХВ. Площадь Механизации, 1939



ВСХВ. Скульптура Сталина, 1941



ВСХВ. Скульптура пограничника у павильона Дальнего Востока, 1939



ВСХВ. Скульптура пограничника у павильона Дальнего Востока, 1939



ВСХВ. Рог Изобилия и Павильон «Сибирь», 1939



ВСХВ. Рог Изобилия, 1939

Среди скульптур помимо отмеченой мною группы с Парижской выставки, особенно замечательны: статуя колхозника и колхозницы с поднятыми снопом на высокой башне, являющаяся эмблемой выставки и фигура на коне легендарного Чапаева (работа б. "беспризорника", ученика абрамцевской школы), венчающая собой павильон "Поволжье".



ВСХВ. Башня у главного входа, 1939

Фигура Чапаева по красоте, художественности и тонкости работы, пожалуй, лучшая скульптура выставки.



ВСХВ. Павильон Поволжье, 1939-1941



ВСХВ. Скульптура Чапаева на павильоне "Поволжье", 1939-1941

Вся территория утопает в цветах и всевозможных деревьях и специально разработанных опытных кусочков полей. Среди этого пестрого ковра встречаются бассейны с журчащими фонтанчиками, а за павильоном "Механизации" и "Животноводства" (они расположены рядом) находится даже большой водоем, посредине которого бьет огромнейший, a la петергофский Самсон, фонтан.



ВСХВ, фонтан "Колос", 1939

Здесь-же на берегу находится большой живописно спроектированный ресторан.



ВСХВ, фонтан "Колос" и ресторан "Главпиво", 1939



ВСХВ. Ресторан Главпиво, 1939



Оформление входа в пивной бар "Главпиво" на территории ВСХВ, 1939

По всей территории много всевозможных павильончиков-закусочных или торгующих с`естными припасами и фруктами. Имеется несколько зрелищных помещений. (В первый раз я попал в цирк; было очень неплохо и тоже все стильно; второй раз 17 с/м были взяты билеты на джаз Эдди Рознера; однако из-за непогоды выступление джаза было отменено).



ВСХВ.Эстрадный театр, 1939

Для выставки очень характерна пестрота публики, придающая ей особую красочность. Здесь всегда можно встретить и представителей средней Азии, и Кавказа, и Сибири, и нашего запада; причем в национальных всех цветов радуги костюмах... Все это беглые впечатления, так сказать, с птичьего полета. Когда-же начинаешь ближе знакомиться с тем или иным павильоном, то приходишь в еще большее восхищение и... упираешься в невозможность охватить всё.



ВСХВ с птичьего полёта, 1939

Вот, например, павильон "Армении" с холодным бассейном, в котором торжественно плавают красавицы форели из озера Севан.



Павильон Армянская ССР. ВСХВ, 1939



Павильон Армянская ССР. Главный зал. ВСХВ, 1939

Вот, павильон Грузии, с настоящей рощицей плодонесущих мандариновых, апельсиновых, лимонных и др. деревьев.



Павильон Грузинской ССР. ВСХВ, 1939



ВСХВ. У павильона Грузинской ССР, 1939

Вот, "Повольжье" с действующей моделью гидростанции в Куйбышеве на фасаде и с действующим макетом всего грандиозного Куйбышевского гидроузла внутри павильона.



Павильон Поволжье. ВСХВ, 1939



Павильон Поволжье. Панно Куйбышевская ГЭС. ВСХВ, 1939

Вот действующий макет обработки полей хлопка с ползущими миниатюрными тракторами и плугами.
Вот, пожалуй, самый лучший на выставке лен Калининской и Смоленской областей. И все это среди обилия груд прекраснейших плодов. Горы фрукт, овощей, орехов, и прекрасные разноцветные горы, возвышаются в каждом павильоне. Прелестную белоснежность придают кустики, коробочки хлопчатника и кипы хлопка павильонам, представляющим республики и области-производители этого великого египтянина.



ВСХВ. Интерьер Павильон Хлопок, 1939



ВСХВ. Часть хлопкового зала павильона Таджикской ССР

Каждый-же павильон полон и промышленными продуктами сельского хозяйства; здесь нередко показывается на фото или и в действительности процесс производства. Много в павильонах и художественных панно, отображающих или героическое прошлое края, или его цветущее настоящее. В павильоне животноводства я видел коров дающих свыше 60-ти литров молока в сутки (кажется максимум 64,5 литра, порода семинтальская), быков далеко переваливших своим весом тонну, нервных стройных рысаков и мощных битюгов и першеронов.



На выводном кругу ВСХВ, 1954



Выводной круг ВСХВ, 1954

Видел кукурузу, до верха которой я не достану рукой, видел свободно растущий закавказский бамбук толщиной в мою руку и многое, многое другое.
И всё это только при осмотре не более половины выставки при самом беглом, поверхностном обозрении и при недостатке во времени, что бы подробнее записать все виденное и сохранившееся в памяти. Цвети-же и дальше культурнейший уголок Москвы!... Цвети и заставляй расцветать еще сильнее в сердцах многочисленных посетителей любовь к матери-природе!



Розарий Нальчикского участка перед рестораном "Золотой колос", 1950-1960

- о -

17 с/м вечером разразилась гроза с бурей, что придало выставке своеобразное величие, а множество огней, бесчисленно раз отраженных мокрым асфальтом, залило всю территорию потоками света, придав ей феерическое очарование...
И давно я не выпивал с таким настроением водку, с каким в эту бурю на выставке; на открытой веранде было выпито с "похитителем" несколько рюмок в честь моего имени

- о -

Как бы хотелось еще и еще раз попасть в этот благословенный уголок.

1940, дневник москвича

Previous post Next post
Up