Дневник москвича 1940 - Часть III

Jul 06, 2015 23:25

23
19 ---- 40 г. 12ч. 15м. Х.
VIII

Дня три тому назад в газете появилась заметка, что немцы дали несколько выстрелов по Англии (именно по Англии) из дальнобойных орудий через Ламанш с берегов материка.



Fire in Surrey docks, 7 September 1940

Сегодня радио сообщает, что 22 с/м из дальнобойных тяжелых орудий, установленных в Булони и Кале, немцы произвели настоящий обстрел Англии через Ламанш; англичане вынуждены были предпринять встречный авианалет на эти батареи. Днями занятием Бербеза итальянцы завершили полностью завоевание британского Сомали, нависнув угрозой над Аденом.
Вообще, "гордый альбион" никогда не переживал столь тяжелых дней. Англичане сообщают, что с 8 с/м по 22 с/м они потеряли около 200 самолетов, а немцы свыше 700.
Бог Марс уверенно гигантски шагает вперед...

- о -

Что-бы закончить свое повествование о "моей недели", я должен сказать несколько слов о 18 с/м, которым она и завершилась, будучи сменена тихой текущей неделей, ничем, кроме посещений б-ки Ленина (история Соловьева) незамечательной.
18 с/м был традиционный вот уже более десяти лет, авиа-праздник во всей стране и, в частности, в Тушино.



Тушинский аэродром, 1935-1940



На авиапарад, 18 августа 1937 года



Авиапарад в Тушино, 1935

На разстоянии километров восьми, не было времени подойти ближе, я наблюдал за ним. Все сцены в воздухе, которые можно было наблюдать с этого разстояния я не видел, - помешали несколько родственники "похитителя"; однако перед моими глазами прошли следующие картины: основной парад 180-ти самолетов, стремительный полет знаменитой краснокрылой пятерки истребителей, гибель (условная) истрибителя вступившего в бой с бомбардировщиком и, пожалуй, самое эффектное из виденного мной массовый воздушный бой: картина чесменского морского боя, перенесенного на воздух, с той только разницей, что живописная картина чесменского боя засняла лишь один, пусть самый величественный момент боя; здесь-же все было в беспрерывном движении: на голубом пространстве залитом солнцем величественно, словно фрегаты, развертывались тяжелые воздушные корабли.



Тушинский аэродром, 1938

Около них извивались ловкие "ястребки" - истребители; все это изрыгало огонь, беспрерывно мелькавший в виде маленьких молний, не смотря на яркое солнце, на всех кораблях и корабликах...



Тушинский аэродром, 1935

День закончился празднованием моих "чертовых именин" с "непременным членом" всех торжеств, говорят истинным завоевателем Америки - алкоголем.
Был с одним из присутствующих, чрезмерно понадеевшимся на свой организм инцидент; я-же оказался на высоте более, чем когда-либо. Вечером я любовался чудной ясной лунной погодой. Я смотрел на это, всегда интригующее меня, светило - самое большое, видимое с Земли, зеркало, в которое так любит смотреться солнце и еще и еще раз мысленно воскликнул: "О, серебряный шар! Я твердо верю, что мечта Жулавского и других осуществится, человеческая нога вступит на твою грудь и это будет еще в двадцатом веке"...
Разве почти все мои мечты детства не осуществляются уже теперь?...

- о -

Последняя неделя может создать такое впечатление, что эти почти три месяца я только и делаю, что "купаюсь как сыр в масле". Это, конечно, совсем не верно, т.к. редкий день я не размышляю о создавшемся у меня положении полном трагизма в настоящем, даже с угрызениями совести, и ужасами, предстоящими в будущем: пахнет ни только "началом конца", но и самим концом. Редкий день я не занят ни только в мыслях, а и в беготне в тщетных поисках найти то отверстие, сквозь которое для меня откроется запроэктированный, вот уже три месяца тому назад, выход из положения, выход легко осуществимый полгода, даже месяца четыре тому назад и никак не удающийся сейчас. А "об`яснения в любви" с "похитителем" (впрочем с ним-то мы быстро сговорились) и, главное, с его родичами, влекущие за собой почти ежедневные унижения?... А ежесекундное (днем, ночью, на улице, в театре, в парке, в трамвае и т.д.) состояние человека, над которым занесен Домоклов меч?... - Все это и многое другое ни как не свойственно понятию, определяемому фразой "как сыр купается в масле". Но в тоже время именно это обстоятельство порой и толкает меня жить и чувствовать как никогда, пульс жизни: хоть день, да мой...
Все-же, как я указал, кажется, вначале этой тетради, эти почти три месяца прошли главным образом под знаком культуры, хотя эта культура нередко достигалась и таким образом: Время 4 часа дня, мне нужно встретить "похитителя" в 12 ч. ночи, девать себя некуда, т.к. билет в библиотеку находится дома у меня (куда показываться мне не следует), в кармане 1 р. 50 коп., из коих мне не менее 25 к., т.к. я нахожусь в центре, надо истратить на трамвай.
Хочется уже есть, ранее-же 1 ч. ночи я голод свой не утолю, настроение "ре-минор", но одет я в свой английский костюм. Я доезжаю трамваем до Калужской площади, покупаю на 44 коп. 200 грамм соленой самсы и на 34 коп. - 200 грамм хлеба и иду по Калужской улице.



Большая Калужская улица, 1940-1947

На ней я не был более трех лет. Она реконструирована и мне доставляет большое удовольствие обозревать ее асфальтированную перспективу с бегущими авто и троллейбусами (трамваи сняты уже года три), с красивыми новыми фонарями, с великолепными старыми дворцами, утопающими в зелени, и новыми выстроенными или строящимися зданиями.



Большая Калужская улица. Укладка асфальта, 1936

Мое неравнодушие с детства к архитектуре, сменившееся в конце двадцатых годов вечной любовью, заставившей меня даже приступить к изучению вообще стилей и в частности стилей Москвы (поездки в трамвае из конца в конец со специальной книжечкой, описывающей замечательные здания Москвы по улицам, расположенным в алфавитном порядке), делает меня заправским "туристом", с закинутой назад головой, бредущим по магистрали...



Большая Калужская (Ленинский проспект), 1939-1941



Большая Калужская улица, 1939-1940

Но в голове непрестанно мелькает мысль: как найти лазейку, сквозь которую я бесплатно-бы смог проникнуть в Ц.П.К. и О. Все предполагаемые мною возможности тщетно использованы. Так как времени уже около 6 ч. вечера, я задерживаюсь на некоторое время около репродукторов у входа в Парк с Калужской и как истый цивилизованный человек прослушиваю последние известия по радио у стэнда с анонсом какого-то концерта, незаметно для окружающих закусывая и бросая за стэнд головки хамсы. Удовлетворив пищей мое тело и мозг, я шествую далее. Вот главное здание Академии Наук, расположенное в прекрасном дворце с двумя каменными псами у входа (вместо традиционных львов), точно строитель предчувствовал, что этим псам более, нежели львам, подобает охранять вход в Храм Науки, если не потому, что в жизни это занятие обычно поручается собакам, то хотя-бы по оригинальности в архитектуре...



Здание Президиума Академии наук СССР, 1949



Академия наук СССР, 1934-1940

Я вхожу во двор и уже не столько потому, что ищу лазейку в Парк, сколько, что-бы еще и еще раз полюбоваться зданием обхожу его кругом. Сзади вижу раскрытые деревянные ворота, в которые спокойно и невозмутимо входят мои ноги и... я в Зеленом Театре... В результате журналы, музыка, лекция и прочее к моим услугам.



Зеленый театр в ЦПКиО, 1939

Маленький вариант: ситуация та-же; тот-же и капитал; те-же и хлеб и хамса с разницей, заключавшейся лишь в том, что головки и хвостики хамсы прятались не за стэндом а в "свободном полете" летели в воду реки.



Пушкинская набережная от Зеленого театра, 1937

Но в этот день у меня был в кармане билет в кино на чудный тонфильм "Большой вальс" (премьера) на самый первый ряд стоимостью ровно в один рубль (вход в парк стоит 60 коп.; здесь-же за 1 рубль я был в кино и парке, с его музыкой, лекциями, выставками, изумрудной зеленью, фонтанами, прелестной набережной и скульптурами)



Кинотеатр в ЦПКиО, 1939



У входа в ЦПКиО, 1939-1941



ЦПКиО. Девушка с веслом, 1939

Последний вариант мною употреблялся очень часто. И странно, раз со мной случилось даже маленькое "чудо": я только-что "сытно" покушал хамсы и запил свой "обед" газированной водой (5 коп. - стакан), как вдруг неподалеку от себя на лавочке я заметил спелый яблок, забытый недавно видевшей здесь парочкой. Так-что у меня получился "лукулловский обед" с фруктами, тем более драгоценный, что яблоки тогда (это было месяца 1 1/2 - 2 тому назад) только-что впервые появились в Москве.



В Парке Культуры, 1939

Во-истину: "возрите на птиц небесных: ни сеют, ни жнут, и отец ваш небесный питает их"...

- о -

Кстати, о "Большом вальсе"... Это очень и очень хороший американский звук фильм от 1938 года, представляющий собой большой (и главный) кусок биографии короля вальса Иоганна Штрауса (сына). Я не берусь судить о тождественности этой картины с жизнью Штрауса (мне ещё по докладу Немировича кажется, в 1928 году и ранее, по печати, известно о тех вивисекциях, которые проделывают американцы даже с такими всем известными мировыми произведениями, как "Анна Каренина"), но о воздействии ее на зрителей и о художественной ее (за это время я посмотрел ее еще два раза) можно смело сказать: "Подлинно - искусство!"



Большой вальс, афиша 1938

И таких картин по гармоничному сплетению всех кадров и музыкальности (тут, конечно, заслуга самого Штрауса), мы давно не видали" ("100 мужчин и одна девушка" на много хуже). Великолепна постановка, великолепна игра всех артистов, особенно трех главных: Штрауса, его жены Польди и примадонны Королевской оперы Карлы Доннер; последняя, как и премьер той-же оперы - тенор, обладают изумительными голосами с непередаваемыми эффектами в финалах каждой их арий или дуэтов; Доннер и Штраус великолепно танцуют.

image Click to view



Вобщем Москва около двух месяцев белеет новою болезнью: "штраус"-янка и это, конечно, хорошо, что войну на западе у нас отражает такая болезнь, нежели гражданскую войну у нас отражала "испанка" во всей Европе. Вальсы "Жизнь артиста", "Венский лес", "Над голубым Дунаем" (кстати, устье которого как раз в это время вернулось к нам) можно слышать и в кино, и по радио и в концертах!; было даже неск. концертов посвященных исключительно музыке Штрауса...

- о -

Однако были и другие варианты... И как контраст хлебу, хамсе за то и культуре, я мог привести 18 июля (случайно скйчас восстановил дату), когда особо "ярко" появился этот "другой вариант". (Перерыв: схожу как раз за хлебом насущным")

24
19 ---- 40 г. 13ч. 47 м. Х.
VIII

Против моего ожидания вчера я очень быстро сговорился с "похитителем" о карнавале, имеющем состояться сегодня в Ц.П.К. и О. Я уже побрит. Вопрос теперь только в погоде, которая, не смотря на сильный прохладный ветер при ясном солнечном небе, отличается чрезмерной духотой; боюсь как-бы не было дождя. Кроме того деньги на билеты есть, но билетов пока нет, хотя в прошлом году, приехав в Парк около 12 ч. ночи, я все-же достал билет и... неплохо провел время...

- о -

Еще позавчера радио и газеты сообщили из американских источников, что в Мексике совершено покушение на великого врага рода человеческого - Троцкого его единомышленником из близких. Сегодня газеты сообщают, что 22 с/м лондонское радио сообщило о том, что 22 с/м Троцкий скончался от пролома черепа.
Что-ж, старинная поговорка: "Собаке - собачья смерть"; впрочем собака на много благороднее и симпатичнее этого выродка человеческого - пусть и неплохого оратора.



Газета Правда, 24 августа 1940

Сегодня-же газеты впервые сообщают, что англичане обстреляли из дальнобойных орудий со своего берега через Ламанш Кале, находящееся в руках немцев. Последние ведут интенсивный обстрел Англии с берегов континента.; англичане отвечают воздушной атакой на немецкие батареи. Массовые налеты немцев на Англию сейчас сменились налетами отдельных самолетов и маленькими группами; англичане отвечают тем-же.



Ковентри, Англия. Кафедральный собор, 1940

Общая атмосфера на земном шаре продолжает накаливаться и вместо свертывания войны или ее локализации на горизонте все более и более проглядывается ее расширение

- о -

Я неск. месяцев не видел Василия З... Как-то я заглянул было к нему на квартиру жены, но как-раз, подходя к под`езду, встретил ее в обществе какого-то уже в летах еврея и она мне премило сообщила, что с Васей развелась (сейчас они снова вместе; впрочем, я Васю не видел с месяц и возможно он уже опять в разводе). 18 c/м я твердо решил его разыскать и об`ехав Лен. Шоссе, Тверскую-Ямскую, в первом часу дня постучался в дверь Рыбного переулка



Здание Всесоюзной Торговой палаты на улице им. Куйбышева (Рыбный переулок - справа), 1937-1939

- "Войдите!"... Я вхожу и вижу Васю (он в те дни был без работы; вскоре устроился) и... другого Василия Андр. в обществе какой-то лэди. Встреча была радостно-неожиданна! Андр., наконец-то ставший на путь, приехал с севера в Москву в отпуск и остановился у Зак. Он возмужал (и вскоре резко меня поразил своим каким-то лошадиным ржаньем, звучащим как-то неестественно.) Тем не менее для меня он остался младшим членом дорогой семьи, с которой у меня связано масса прекрасных воспоминаний с детства, да и вспомнились совместные переживания с его старшим братом в 1937 году; наконец он сам был мне весьма симпатичен в расцвет своей юности, 12 лет тому назад, когда ему было лет 20: стройный, красивый, с оригинальными выходками, я был чрезвычайно рад встречи, хотя и отнесся к нему с некоторой настороженностью - ведь все-же время накладывает свою печать; тем более, что для него эти годы были временем окончательного формирования. Лэди вскоре ушла. У ребят накануне в обществе Филиппа и др. был "гранд-парад", к моему приходу они уже успели слегла "реставрироваться", а радость их встречи со мной была полна энтузиазма и вскоре мы чокались, уже не помню за что - вероятно, за что-то хорошее. Беседам после столь длительной разлуки не было конца...
В. Андр. с женой развелся, она уже снова замужем (вспоминается знаменитая сценка в кино "малая Дмитровка.6". Давно-ли?...), но он сейчас с ней встречается. Часа в четыре мы шикарно обедали в ресторане "Москва".



Ресторан «Москва», 1938-1939



Ресторан на террасе гостиницы «Москва», 1938

Позже (получив от В. Андр. 30 рублей,) я solo (он поехал по своим делам) был в Эрмитаже (между прочим второй раз смотрел "Большой Вальс")



Сад «Эрмитаж», 1935

А в 22 часа, по условию, мы с ним снова встретились (Зак. был занят женой) и вечер вместе с ночью закончили в Метрополе. Настроение было великолепнейшее, т.к. я люблю бывать в Метрополе, в особенности по воспоминаниям начала тридцатых годов...
"Здесь джаз, здесь пир горой, цветных прожекторов меняющийся цвет (сейчас его нет), и вина искрящейся рекой на каждый тост текут в ответ"...



Гостиница «Метрополь», 1934-1936



У гостиницы «Метрополь»,1939

Теперь в "Метрополе" стало хуже, но все-же это самый приятный ресторан. Ночевал я в Рыбном.
На утро реставрация, после которой я договорился по телефону встретится с Талой Тум., но как-то встреча (на улице) не состоялась; очевидно, разошлись (так, между прочим, я больше Талу и не видел и ничего не слышал о ней до сего дня). Позже заехал к Мише И.; не был принят его женой. Еще позже по совпадению окоро глав. телеграфа был встречен самим Михаилом И. На его приглашение: "Как живешь, что не заходишь?... Заходи!...", с досадой отвечал: "Зачем?... - что-бы быть выставленным, как надавно это сделала твоя жена"...
И не дав ему руки пошел своей дорогой... Что с ней случилось - не знаю; вероятно какая-то муха их кусает. Ведь я-же не успел рта как следует разинуть, подымаясь по лестнице к их двери (она как раз провожала мужа Кати), когда получил возглас: "Миши нет..." (точно я не знаю, что он днём работает) и почувствовал, что сейчас дверь может захлопнуться перед моим носом.
Ни слова не ответив, я повернул на лестнице обратно и вышел. Вот ещё финал 25-ти летней с Мишком дружбы. И именно будь кто-нибудь, а-то И-вы, которые и меня и я их знают до мельчайших подробностей, с которыми я был связан столькими узами, в том числе целыми реками вина!...
Ясно я не мог это оставить так, на дав им почувствовать свое презрение... Очень любопытно, что встреча с Мишей произошла почти тотчас-же за инцидентом. Но Бог с ними. Ведь я конце-концов они оба больные люди, еще сильнее подверженные влиянию алкоголя, чем я... Вот и "другой вариант". Удивительнее всего то, что я ни к кому из них не чувствую последнее время ни злобы, ни досады, даже временами их почему-то всех жалею (точно их судьба всех обидела и лишила чего-то драгоценного). Такое чувство у меня и к Мише К., хотя последнему и только одному ему (быть-может потому, что я его всегда называл "кристаллом") я не могу простить то, что он сломал такое чудное сооружение (Увы! Оказавшееся тоже хрупким), как Дружба. Впрочем он, наверное, меня обвиняет в этом...

Надо отметить в виде резюмэ о 18 с/м (и о двух последующих встречах), что В. Андр., не смотря, на его некоторую положительность, и вообще доброе отношение к нам с Зак., все-же стал парнем не нашим, как говорят, в нем появилась нотка какой-то вульгарной грубости (этот лошадиный смех, например, резкость в выражениях), большое ничем неоправданное самомнение при оставшейся малокультурности с купеческим хвастовством (в особенности с пьяна)
В этом наши мнения с Зак-ым о нем сошлись. Кстати, о Зак. Всего я с ним виделся четыре раза и последний раз, как я уже указывал выше, около месяца тому назад, мы с ним совершили один курьезный до смеха поступок a la "12 стульев" Ильфа и Петрова. Все это конечно кончилось ничем, но любопытно как курьёз.

1940, дневник москвича

Previous post Next post
Up