В связи с недавным обсуждением нашего вопиющего обамонепочитания, возникли две любопытные мысли касательно нашего же отношения к верховной власти как таковой и лицам, оной располагающими.
Для их проверки и шлифовки сейчас собираю примеры "властителей-героев" в соверменной популярной отечественной литературе.
Любопытно услышать, встречались ли вам в последние годы главгерои художественных произведений, сочетающие
- и положение на самой верхушке общественной пирамиды (неважно, описываются в произведении наши пенаты, Древний Рим или таинственное Среднеморье... зато министры/советники и прочие батяни-комбаныты для такой статистики решительно не подходят);
- и хотя бы минимальную адекватность своей роли и своей натуре.
Если в романе/повести/рассказе раскрыты механизмы функционирования высшей власти -- совсем хорошо.
"Высота" или "низость" жанра, равно как и качество исполнения представленного образа первостепенного значения пока не имеют :-)
На текущий момент собранный материал можно предварительно систематизировать, выделить несколько типичных героев.
- Сержант-спецназовец, решивший показать кузькину мать очередному миру.
Пример: романы А. Бушкова о Станиславе Свароге. Главгерой таких романов зубами крошит кирпич и нелепые каверзы врагов-умников. Механика и психология государственной власти раскрыты слабо или нераскрыты вовсе, уровень сопереживания таким персонажам, равно как и их популярность в обществе, близки к нулю.
- Таинственный мудрец, незаметно управляющий миром при помощи сакральных знаний.
Пример: роман Б. Акунина "Квест". Не знаю, какого эффекта хотел добиться автор, однако в итоге у него правители-Судьи вышли какой-то невероятной мразью, для собственного развлечения организовавшей людям Чингисхана, Наполеона, Сталина и Гитлера. Качество сопереживания таким персонажам, равно как и их восприятие в обществе, сугубо отрицательные.
- Случайная жертва обстоятельств или Судьбы.
Примеры: пьяница Ар-Шарлахи из романа Лукина или Михаил Пермский из "Сердца пармы" Иванова. Качество "исполнения" таких героев, оказавшихся во главе государства помимо своей воли, по странной случайности весьма высоко. Равно как и их популярность... Таким ребятам действительно веришь, их бедам сочувствуешь.
- Герой-властитель, стеной стоящий на пути чужой власти, на пути "Большего Зла".
Пример: Берен Белгарион из "По ту сторону рассвета". Вот таким героям-правителям мы готовы простить практически все. За таких не особо задумываясь идут в бой и смерть другие персонажи романов
Примеров правителей-реформаторов или правителей-завоевателей, способных вызвать хоть толику симпатии современная российская литература, ПМСМ, не знает.
Отсюда следует парадоксальная мораль:
1. В современной России правителю не имеет смысла бороться за народную любовь. Нет такой опции в нашем подсознательном. Нет смысла пытаться зажечь людей идеями преобразований (дурными или хорошими -- неважно), не стоит манить их мечтой о завоеваниях.
2. Единственный вариант -- представить себя как оплот на пути некоей серьезной внешней/внутренней угрозы. Что, собственно, давно осознала действующая власть.
3. Кризис и "перезагрузка" отношений с Америкой здорово подорвали эту идеологическую опору нашей власти. Олигархи уже никого не пугают, угроза "оранжевого переворота" и американского ига стремительно теряет свою темную ауру. А значит власть в самое ближайшее время будет вынуждена или искать новую "легитимирующую угрозу", или просто уйдет.
Upd2024. Прогноз из 2022 года: https://nikolamsu.livejournal.com/196696.html