Click to view
Читая прекрасный цикл глубокоуважаемого
vad_nes о советских сказочниках, я в очередной раз увидел, как плохо я знаю советскую культуру, как плохо я её чувствую.
Причем этот факт естественным образом вытекает из моей личной истории, является вполне типичным для моего поколения.
Действительно, мои родители -- советские научные сотрудники, да ещё и понаехавшие в Подмосковье с бескрайних просторов Сибири, так что простого доступа к билиотекам бабушек и дедушек у меня не было, а собирать свою в 1980-ые было весьма непросто. Брали не то, что хотелось, а то, что получалось.
Так что под моё детское запойное чтение попали Пушкин, Лермонтов, Есенин, А.К. и А.Н. Толстые, Жюль Верн с Дюма, Шекспир и распечатки Булгакова. Из сказок удалось "вовремя" получить Гауфа, Милна, Трэверс, Линдгрен и Лагерлёф. И чего это меня так тянет всё время к "протестантской этике"? Думаю, и вовсе туда бы затянуло, да католики К.С. Льюис и Дж.Р.Р. Толкиен помешали :-) А вот Носов и Крапивин, Стругацкие и Булычев помешать не смогли: не получилось у родителей их добыть, пока я был мелким и формировал свой "богатый внутренний мир".
С советским кинематографом вышло ещё хуже: телевизор наша семья смогла купить только под самый конец СССР. И первый увиденный мультфильм -- советская "Варежка" -- заставил меня надолго вычеркнуть громоздкий теле-девайс из списка своих интересов. А когда я решил дать телику второй шанс, то попал на феерические приключения китайского обезьяно-демона с шестом и "Утиные истории". Так что кумиры моего детства и отрочества -- жадный селезень, мышка-изобретательница, багдадский парнишка и кенийский лев. Как и, полагаю, у заметного количества моих сверстников по всему миру.
Но тут есть интересный нюанс. Уж не знаю, как так вышло, но первый отсмотренный мною "взрослый" фильм, оставивший массу впечатлений -- это "Бегущий человек" с Арни. И перепахавший меня фильм про мальчика и его железного друга -- не про Электроника. Первый же отсмотренный фэнтезийно-исторический фильм -- "Храброе сердце" с Гибсоном -- пробудил "любовь" к Англии и аристократии вместе с нежеланием попасть на доску к тем, кто экономит стрелы, но не ирландцев ("Мертвые ничего не стоят").
Так что Hollywood отлично преуспел там, где без особых результатов трудилась в 1980-ые "Международная панорама": талантливо изобразил США и "Запад" в целом как "мир контрастов", в котором есть и отличные ребята, и алчные бюрократы, и жестокие, бестолковые и равнодушные бюрократические (и кибернетические) машины, от которых не стоит ждать чего-то разумного, доброго, вечного. А потом и любимые компьютерные игры зацементировали мой стихийный анархизм, убедив: War never changes.
И вот злонравия (с точки зрения обеих главных фракций предыдущего поколения-Х) достойные плоды: когда теперь ув.
e2pii1 намекает (если я его правильно понял) на то, что надо бы России было вежливо попресмыкаться перед этим "Западом" для получения инвестиций и всего хорошего, то я не отметаю с гневом эту мерзость и не соглашаю полностью с этой великой мудростью :-) Я просто смотрю в этот вот список:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_темпам_роста_ВВПВижу в верхней части списка Китай, Мьянму, Эфиопию, Лаос, Вьетнам; в нижней -- Пуэрто-Рико (территория США), Италию, Багамские Острова, Грецию, Японию, Грузию, Барбадос, Украину. Задумчиво потираю подбородок :-)
А потом смотрю вот на эту картинку: