Ханс Мемлинг родился около 1435 года в немецком Зелигенштадте и как художник начал формироваться в Кёльне, впитав многие черты тамошней художественной школы. В возрасте 25 лет он перебрался в соседнюю Фландрию, переживавшую тогда свой золотой век, где обучался в брюссельской мастерской Рогира ван дер Вейдена - третьего по времени крупнейшего мастера Северного Возрождения после Робера Кампена и Яна ван Эйка. Когда в 1464 году мастер Рогир умер, Мемлинг переехал в Брюгге, где стал самым значительным фламандским живописцем своего времени.
Вечерний Брюгге
Почему художника привлек именно Брюгге? В XV веке город был одним из крупнейших и богатейших портов Европы, здесь находился двор герцогов Бургундских, которым в то время принадлежала Фландрия, здесь жило и бывало много состоятельных заказчиков из разных стран.
Легенда гласит, что Мемлинг попал в Брюгге как бедный раненый солдат армии Карла Смелого и его выходили монахини госпиталя Св.Иоанна. В действительности, Мемлинг приехал в Брюгге уже состоявшимся художником и вполне обеспеченным человеком, а госпиталь Св.Иоанна просто стал самым крупным заказчиком его работ.
Часовня госпиталя Св.Иоанна. Алтарь Обручения Св.Екатерины работы Ханса Мемлинга, 1479.
Госпиталь Св.Иоанна был основан августинским орденом около 1150 года, он является одним из самых старых больничных комплексов Европы и одним из старейших зданий Брюгге. Госпиталь расширялся на протяжении XIII-XIV веков, когда к зданию собственно лазарета пристроили монастырь, добавили хозяйственные помещения. Монахи и монашенки заботились о больных горожанах, паломниках и путешественниках, приходящих сюда на лечение.
Здания госпиталя Святого Иоанна на берегу канала Dijver.
Главный вход в госпиталь со стороны улицы Марии.
В старину большой зал госпиталя был разгорожен на несколько рядов полуоткрытых коек-палат. Одни ряды были мужскими, другие - женскими, был свой ряд и для умерших - их потом вывозили по реке, выгружая тела через крытую пристань.
Ян Берблок. Палаты больницы Святого Иоанна, 1778.
Комплекс сохранял больничные функции до середины XX века, когда орден монахинь-урсулинок, которому принадлежали все здания госпиталя, передал их городу Брюгге для организации музейной экспозиции.
Современный вид главного зала госпиталя.
Монахини-урсулинки около госпиталя. 1950е годы.
Сейчас госпиталь Св.Иоанна превратился в музей, который носит имя Ганса Мемлинга и владеет шестью работами художника - и это самая обширная коллекция среди музеев мира. Помимо картин самого Мемлинга, большинство из которых были заказаны госпиталем и никогда не покидали его стен, в музее выставлены работы его современников, госпитальное оборудование, медицинские инструменты, книги, утварь. Часть залов используется для временных выставок и конгрессов.
В выставочном зале на втором этаже госпиталя Св.Иоанна.
Скамьи у окон второго этажа, предназначенные для чтения.
Поскольку госпиталь был религиозным учреждением, то забота о душе пациентов была одной из его главных задач. К основному больничному залу были пристроены часовни, которые не отделялись от палат никакими дверями, так что больные могли видеть, что там происходит, заходить туда для молитв. В 1473 году госпитальное руководство (настоятель, настоятельница и два казначея) решило заказать для новой часовни большой трехстворчатый алтарь. Работу над ним поручили Хансу Мемлингу, который к этому времени уже прославился как художник.
Предположительный (авто)портрет Ханса Мемлинга в молодые годы.
Алтарь был завершен в 1479 году (см. фото выше) и получил название Мистического обручения Св.Екатерины, но его также называют и Алтарем двух Иоаннов, поскольку произведение посвящено Деве Марии и покровителям госпиталя - Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову.
Центральная панель алтаря (фрагмент).
В центре восседает на троне Дева Мария. Слева от нее изображена Святая Екатерина, которая становится "невестой Христовой" когда младенец Иисус надевает ей на палец кольцо. С другой стороны читает книгу Святая Варвара, узнаваемая по ажурной башне, где она была заточена. За женщинами находятся два ангела (один из них улыбается - редкое для XV века изображение эмоции) и фигуры Святых Иоаннов. Иоанн Креститель указывает рукой на Христа а Иоанн Богослов благословляет свой кубок с ядом.
Левая панель алтаря, посвященная Иоанну Крестителю (фрагмент).
На этой панели Саломея получает запрошенную ею у царя Ирода награду - голову Иоанна Крестителя. Но Мемлинг, возможно как никто другой в его время, умел в одном полотне рассказать целую историю: на самом дальнем плане он показал, как Иоанн крестит в реке Иисуса, слева вверху Саломея танцует пред Иродом и Иродиадой свой танец, за который царь обещает ей исполнить любое желание, справа вверху видны фигуры двух учеников Иоанна, которых он послал к Христу. А посмотрите на мрачное лицо Ирода, опасливый взгляд Саломеи, на выражение, застывшее на отрубленной голове...
Правая панель алтаря, посвященная Иоанну Богослову
Иоанн изображен на острове Патмос в момент записи своего Откровения. Мемлинг предпринял грандиозную попытку проиллюстрировать Откровение в едином произведении, буквально насытив его деталями и визуальными цитатами из Апокалипсиса. Здесь и книга с семью печатями, и 24 старца, и семиглавое чудовище, и саранча, пожирающая людей, и крылатые звери, и четыре всадника Апокалипсиса...
Всадники Апокалипсиса (фрагмент правой панели)
"И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными."
Конь бледный (деталь правой панели).
Босху, шедшему вслед за Мемлингом, было с кого брать пример в построении многофигурных фантастических композиций...
Подробности картин Мемлинга можно рассматривать бесконечно. Он одним из первых стал активно использовать пейзаж и в религиозных сюжетах, и в портретах. Вставлял он в свои работы и городские виды, и жанровые сценки. Вот одна из деталей алтаря Обручения Св.Екатерины, находящаяся в правом-верхнем углу центральной панели, слева от головы Иоанна Крестителя
Обмер винных бочек (деталь центральной панели алтаря)
Огромное наклонное сооружение - это портальный кран, приводимый в движение шагающими в колесе работниками. Он выгружает бочки с вином для обмера - эта операция была привилегией госпиталя с XIV века, так что появление сюжета на картине совершенно неслучайно: художник как бы документирует связь важной работы с заказчиком алтаря.
Похоже, что этот же самый кран фигурирует и в произведениях художников следующего поколения:
Симон Бенинг. Октябрь. Миниатюра из Фламандского часослова (Брюгге), ок.1530.
Трудно определить, в каком конкретно месте работал этот кран, поскольку Брюгге изрезан многочисленными каналами и имел несколько городских портов, но, судя по плотной застройке и каменному мостику, это была центральная часть города. Можно представить разгрузку бочек, например, у здания старой таможни на нынешней площади Ван Эйка:
Площадь Ван Эйка, вид с канала Spiegelrei.
Или на одной из набережных канала Грёнерей, где рядом располагался рынок...
1.
2.
3.
Но вернемся к Мемлингу. Меньше чем через год после переезда в Брюгге он получил гражданство, заплатив за это сумму, равную месячному жалованию ремесленника. В 1467 году Мемлинг стал членом гильдии Святого Луки, которая была цеховым объединением художников (гильдия называлась по имени апостола Луки, который, как считается, первым изобразил Деву Марию). Для вступления в гильдию требовалось, чтобы художник был гражданином города и имел собственное жильё, а для получения статуса мастера он еще должен был быть женатым - и, похоже, все эти условия Мемлинг выполнил. Как мастер, он смог открыть собственную мастерскую и набирать учеников, при этом их работы становились его собственностью.
Дом Мемлинга находился в квартале Сен-Жиль, где жили многие брюжские живописцы, и выходил на улицу Синт-Йорисстраат (Св.Георгия). Вскоре художник приобрел и еще один дом на соседней улице Яна Миреля. Три снимка из этих мест:
Goudenhandrei - канал Золотой руки, разделяющий кварталы Сен-Жиль (справа) и Св.Вальбурги (слева)
Улица Sint-Jorisstraat (Св.Георгия), где стоял дом Мемлинга. Сейчас на том месте находится сквер-стоянка между современными домами №20 и №22.
Улица Carmersstraat когда-то вела к старинному кармелитскому монастырю XIII века. Он был разрушен французами в 1797 году.
Мемлинг был весьма успешным и, можно сказать, плодовитым художником. Уже в год вступления в гильдию он получил важный заказ на огромный триптих Страшного суда от торгового дома Медичи. Эта работа сразу сделала его знаменитым, хотя заказчик ее так и не получил, - при перевозке триптих был украден гданьскими пиратами и до сих пор находится в Польше.
Страшный суд, 1473. (Кликабельно, фото - Википедия.)
Затем последовали большие заказы от госпиталя Св.Иоанна: об алтаре Обручения Св.Екатерины речь уже шла выше, а другой алтарь называют по имени заказчика - брата Яна Флоренса. По-видимому, этот триптих также был предназначен для одной из часовен госпиталя.
Триптих Яна Флоренса (1479) в музее Мемлинга.
Сюжет алтаря разворачивается слева направо, от рождения Иисуа, через поклонение волхвов, ко введению во храм. Особенно нравится мне левая панель, где Мария выглядит очень человечно:
Левая панель (фрагмент)
"Рождество" и "Поклонение волхвов" происходят в одной и той же полуразрушенной конюшне, которую художник нарисовал под разными углами. А вот "Введение во храм" на правой панели показано в обстановке, хорошо известной современникам Мемлинга - это интерьер собора Святого Доната, когда-то самой большой церкви Брюгге.
Собор Св.Доната был основан в X веке первым графом Фландрии Арнульфом I. Он стоял в самом сердце города, на площади Бург, откуда собственно и пошел весь Брюгге. В нем хранились мощи святого Доната (или Донатиана) Реймского. Здесь же в 1441 году был похоронен великий Ван Эйк. Увы, до наших дней этот собор не сохранился, он был разрушен французами в 1799 году.
Район площади Бург на плане XVIII века. Собор Св.Доната находится в левом-нижнем углу.
Ян Баптист ван Меиннчхове. Площадь Бург в Брюгге, 1695. Собор показан слева.
К счастью, многие здания Бурга сохранились со времен Мемлинга. Посмотрите на снимки, которые сделаны практически с того места, где когда-то находился собор Св.Доната - возможно я стоял там рядом с утраченной могилой Ван Эйка...
Площадь Бург. В центре Ратуша (XV век), слева от нее здание городского суда и канцелярии (XVI век), справа - базилика Святой крови (XII-XV век)
Площадь Бург, западная часть. Слева вход в базилику Святой крови, справа на заднем плане дозорная башня Белфорт.
Вход в базилику Святой крови, где хранятся капли крови Спасителя, по преданию привезенные в Брюгге графом Дитрихом Эльзасским в 1150 году.
Арка, соединяющая здание суда и Ратушу. Правда Мемлинг ее увидеть не успел - она была построена в 1527 году, через 33 года после смерти художника.
С Ратушей, точнее с ее главой, связана и еще одна работа Мемлинга - триптих Вилема Морелля, хранящийся ныне в брюжском музее Грунинге. Заказчик работы - Вилем Морель - был бургомистром Брюгге, меценатом и одним из "моральных авторитетов" для горожан. На триптихе, который считается первым нидерландским семейным портретом изображены пять сыновей и одиннадцать дочерей Мореля. Посмотрите как интересно пишет Мемлинг лица, особенно детские:
Левая панель триптиха Мореля, ок. 1478 (фрагмент). Вилем Морель с сыновьями.
Мемлинг искал гармонию во всем, что его окружало. Просветленность образов, лирическая настроенность, умиротворенность, приятие мира стали у него основным лейтмотивом, стилем, который оставался неизменным на протяжении всего творческого пути.
Продолжение здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/226318.html .