Продолжение. Начало здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/226229.html Брюгге иногда называют "сонным городом" и основания для этого есть. Не то чтобы городская жизнь была слишком тихой - такое просто невозможно в одном из самых посещаемых мест Европы, - но облик Брюгге словно застыл во времени, как будто город все еще находится на рубеже XV-XVI веков.
Брюгге, мост Св.Бонифация
Так получилось, что Ханс Мемлинг поселился в городе как раз во время его наивысшего расцвета, а под конец своей жизни увидел, как Брюгге начал засыпать.
Ханс Мемлинг, автопортрет. Деталь триптиха Донне, ок. 1475.
В 1477 году бургундский герцог Карл Смелый, владевший Фландрией и имевший в Брюгге пышный двор, был убит во время битвы при Нанси. Его дочь и единственная наследница Мария Бургундская вышла замуж за Максимилиана I Габсбурга, будущего императора Священной Римской империи. Но в 1482 году Мария неожиданно умерла после падения с лошади, и династия герцогов Бургундских прервалась. Фландрия попала под власть Габсбургов, управлять ею стал Максимилиан, но делал это неумело, доведя страну до восстания, после чего покинул Брюгге вместе со двором. В довершение к политическим ненастьям произошло и природное: обмелела река, и гавани Брюгге больше не могли принимать крупные суда. Основная торговля пошла через порт соседнего Антверпена. Всё это подорвало экономику Брюгге - город продолжал существовать, но сил и средств для развития у него уже не было, и он стал постепенно увядать, превращаясь в тихую провинцию...
Площадь Валплейн
Дома на канале Dijver
На первый взгляд, неурядицы и наступающие перемены Мемлинга словно бы не касались. Сюжеты его картин оставались все так же религиозными, сохранялся мягкий и лиричный стиль живописи. К сожалению, художник не ставил дат на своих работах (два исключения - триптихи, написанные для госпиталя Св.Иоанна), из-за чего хронология картин Мемлинга весьма приблизительна, а датировки делаются по косвенным данным.
По-видимому, у Мемлинга были достаточно тесные и длительные отношения с городскими старшинами Брюгге. Около 1480 года художник выполнил портрет дочери бургомистра Мореля, он известен также как "Сивилла Самбета" по латинской надписи на раме: "пророчица Самбета персидская". Эта надпись несколько сбивает с толку, и не все согласны, что на картине изображена именно Мария Морель, работу называют также портретом неизвестной.
Портрет Марии Морель / Сивилла Самбета, 1480.
В любом случае, не могу не согласиться со словами искусствоведа Михаила Германа: "Трудно найти в истории нидерландской портретной живописи что-нибудь более благородное, ...чем это спокойное, можно было бы даже сказать, "вдохновенно-спокойное" лицо, которому придают особую теплоту драматические цветовые контрасты одежды и фона". Обратите внимание на искусно выписанные руки - их рисунок продолжается и на раме, создавая иллюзию, что девушка сидит у открытого окна. Взгляд ее ушел в бесконечность, на губах блуждает предчувствие улыбки...
Этот портрет - гордость Музея Мемлинга, как и другая портретная работа художника - диптих, заказанный будущим мэром Брюгге Мартеном ван Ньювенхове.
Диптих Мартена ван Ньювенхове, 1487
![](https://ic.pics.livejournal.com/nikolai_endegor/55232138/2308022/2308022_1000.jpg)
(кликабельно)
В момент написания картины Мартену ван Ньювенхове было 23 года. Он явно изображен в состоянии душевного волнения. Лицо Мартена немного растеряно, простодушно и в то же время восторженно, словно ему открылось нечто необыкновенное и удивительное. И это необыкновенное, конечно же мадонна, находящаяся рядом с ним - наверное самая прекрасная и совершенная из всех написанных Мемлингом.
Диптих обладает необычным свойством: несмотря на кажущуюся традиционность двух-панельной композиции, где на одной створке изображался святой, а на другой - заказчик, здесь мы фактически видим перед собой единое живописное полотно. Вглядитесь, оба персонажа определенно находятся в одной комнате. Ковер на столе перед Марией продолжается на столе перед Мартеном, его книга лежит на углу плаща мадонны, пейзаж за окном на левой панели продолжается в окнах на правой. А в выпуклом зеркале за спиной Марии отражаются силуэты двух людей, находящихся в комнате - и это точное отображение композиции диптиха, видимой с противоположной стороны.
Зеркало. Деталь диптиха.
На картинах Мемлинга все элементы неслучайны, всё имеет значение и смысл. Вот вид в окне на правой панели, рядом с головой Мартена:
Мост и башни. Деталь диптиха.
Это не фантастический пейзаж, а вполне реальное место: пороховая башня постройки 1401 года до сих пор стоит на берегу озера Минневатер. Когда-то она была частью городских укреплений Брюгге - они видны на картине Мемлинга. Учитывая, что одной из должностей Мартена ван Ньювенхове вскоре стало руководство городской стражей, показ укреплений определенно имел символическое значение.
Брюгге. Мост и бывшая пороховая башня у озера Минневатер.
Стены Брюгге давно исчезли, а Минневатер превратился в парк, любимое место отдыха горожан. Его северный конец носит название Wijngaardplein, что можно перевести как виноградник, но исходно это слово означало низкий луг, окруженный водой. Сейчас в этом месте гнездятся лебеди. По одной из городских легенд, разводить и содержать их повелел император Максимилиан, что было наказанием горожан за убийство его ставленника, прозванного в народе "длинношеим". Кстати, если приглядеться, то на диптихе Мартена ван Ньювенхове можно различить двух лебедей около мостика, ведущего к пороховой башне.
Лебеди Брюгге
1.
2.
На правой от лебединого гнездовья стороне канала видна стена старинного Бегинажа, основанного в XIII веке. Бегинаж - это комплекс зданий, предназначенных для уединенной жизни "бегинок" - одиноких и набожных женщин, иногда тех, чьи мужья были в длительном отъезде или уходили на войну. Бегинаж был похож на монастырь, но за одним важным исключением - его можно было всегда покинуть и вернуться к обычной мирской жизни. Таких комплексов существовало в Брюгге больше десятка.
Бегинаж, внутренний двор. Здесь и сейчас живут одинокие женщины и бенедиктинские монахини.
Во второй половине 1480х госпиталь Св.Иоанна заказал Мемлинг работу, которую многие считают главным творением художника. Это роспись раки для хранения одной из важнейших реликвий госпиталя - мощей Святой Урсулы.
Рака Святой Урсулы, 1489 год.
Рака представляет собой ларец из золоченого дуба, вырезанный в виде миниатюрного храма в готическом стиле. На одном из ее торцов Мемлинг изобразил Деву Марию, на другом - Святую Урсулу в сопровождении десяти дев, с которыми она совершала паломничество.
Святая Урсула и десять дев. Изображение на торце раки.
Урсула воистину прекрасна, и в первую очередь взгляд конечно задерживается на ней. Но обратите также внимание на композицию картины. Она как бы продолжает архитектуру ларца-капеллы, и показывает его изнутри. И там, внутри, святая находится в зале с готическими сводами и стрельчатыми окнами. Что это за зал? На мой взгляд, ответ может быть только одним - это госпиталь Св.Иоанна, где нашли упокоение мощи Урсулы и ее спутниц. И если отойти на несколько десятков шагов от места, где стоит сейчас рака, то можно увидеть окна которые, вполне вероятно, и рисовал Мемлинг - только в его время в них еще не было витражей.
Окна Музея Мемлинга - госпиталя Св.Иоанна.
Раку опоясывают шесть изображений, иллюстрирующих легенду о Святой Урсуле. Основой легенды послужило действительное событие, произошедшее в Кёльне: гунны убили там нескольких девушек-христианок. Но сказание более обширно, оно рассказывает об обратившейся в христианство дочери британского короля IV века, которую ожидал брак с принцем-язычником. Пытаясь избежать замужества с не-христианином, Урсула согласилась на брак при условии, что к ней пошлют десять благочестивых дев, каждую из которых будет сопровождать еще тысяча девушек; им должны быть даны корабли и три года, которые они проведут в паломничестве по святым местам. Жених за это время должен был принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условие было принято, и Урсула со спутницами отправились на кораблях в Кёльн. Там к ней явился ангел и дал указание вести всю общину в Рим, а затем вернуться обратно и принять в Кёльне венец мученической смерти.
Рака Св. Урсулы. Отплытие из Кёльна - Прибытие в Базель - Прибытие в Рим.
![](https://ic.pics.livejournal.com/nikolai_endegor/55232138/2303769/2303769_1000.jpg)
(кликабельно)
Со всех сторон рака кажется украшенный единой росписью, подчиненной точно выверенной композиционной логике. Каждое из трех изображений самостоятельно, но словно бы остается частью одного и того же пространства. Общая тональность неба, линия горизонта, пейзаж и архитектура на заднем плане создают впечатление единой декорации, в которой разыгрываются события. Из трех городов только Кёльн, который Мемлинг хорошо знал, изображен достоверно, со своими церквями и недостроенным собором; Базель же и Рим фантазийны.
В картинах присутствует намеренная стилизация, где одни и те же персонажи участвуют сразу в нескольких событиях. Например, на левой картине Урсула сходит с корабля, и в то же время она изображена в спальне, слушающая слова ангела. Отметьте, что ширина каждой арки ларца составляет всего 25 сантиметров, а это значит, что лицо Урсулы в миниатюрном ночном сюжете занимает всего 2 миллиметра! Не зря про Мемлинга говорили, что он работает кистями, состоящими из одного единственного волоска.
Явление ангела Урсуле (деталь росписи раки Св.Урсулы).
В Риме Урсулу встретил папа Кириак, который крестил тех из ее спутников, кто еще был не крещен (справа на третьей картине), а затем присоединился к паломницам, хотя он также получил откровение о своей предстоящей гибели. Считают, что имя Кириака было вычеркнуто из истории папства за то, что он покинул свой престол без согласия духовенства.
Вторая сторона раки представляет обратный путь Урсулы и всех ее сопровождающих. Они покинули Базель и возвращаются в Кёльн. Но город оказался захвачен гуннами; они убили всех паломников-христиан, кроме Урсулы, которой предводитель гуннов предложил стать его женой. Девушка отказалась, и тогда гунн пронзил ее стрелой. Поэтому Святая Урсула обычно изображается со стрелой в руках - атрибутом ее мученичества.
Рака Св. Урсулы. Отплытие из Базеля - Смерть одиннадцати тысяч дев в Кёльне - Смерть Св.Урсулы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/nikolai_endegor/55232138/2304121/2304121_1000.jpg)
(кликабельно)
Мемлинг пишет сюжет трагический, расписывая ларец для хранения останков мучениц. Но не кажется ли вам, что визуально рака выглядит как живописный праздник? Художник воспроизводит детали драматических сцен так же изящно-декоративно, как переливы нарядов в первых картинах. Чего только стоят красочные рефлексы и витиеватые отражения всех персонажей на латах гуннов...
Охристые краски изображенных городов скорее ассоциируются с брюжской архитектурой, чем с германской или римской. Платья, суда, доспехи, оружие, украшения - всё это достоверно передает быт современного Мемлингу Брюгге, а не воображаемые реалии IV века. И вся живописная история выглядит не столько как трагедия мученичества, сколько как праздничная театральная мистерия, разыгранная где-нибудь на набережных городских каналов или на папертях брюжских соборов.
Роспись раки Святой Урсулы напоминает мне тончайшее фламандское кружево, изысканное и немного печальное. Это отражение конца "золотого века" бургундских герцогов и начала бесславного правления Габсбургов - сначала австрийских, потом испанских. Это ностальгии Мемлинга по уходящему блеску Брюгге, сожаление о прекрасной, но уже минувшей городской жизни, которая становится идиллическим воспоминанием...
Генри Доббеларе. Мемлинг расписывает раку Св.Урсулы, 1857.
Женщина в очках - это аббатиса Аньес Касемброот, заказчица реликвария. Мужчина на заднем плане - возможно донатор Ян Флорейнс; также это может быть канцлер Карла Смелого Ансельм Адорн, который привез мощи из Святой земли. Мемлинг изображен болезненным молодым человеком, о котором заботятся монахини. Это соответствует легенде, о которой я упоминал в первой части, но далеко от реальности: во время работы над ракой мастеру было уже около 55 лет, он был богат, востребован и почитаем, как в Брюгге, так и во всей Фландрии.
Было бы интересно узнать, где в действительности Мемлинг работал над ракой - писал ли он отдельные доски в своей мастерской, или расписывал готовый ларец на месте, в госпитале Св.Иоанна? Я пытался найти ответ на этот вопрос, но не преуспел. В любом случае, художник, проводил в госпитале немало времени. Что он видел по дороге туда от своего дома?
Улица Святого Георгия, где он жил, выводила художника прямо к площади Маркт, центру торговой жизни Брюгге. Там над всем доминировал Бельфор - городская дозорная башня. Правда во времена Мемлинга верхний восьмигранный барабан Бельфора еще только строился.
Позади оставались веселые домики, окаймляющие рыночную площадь - здесь всегда шла оживленная торговля, здесь и сейчас можно выпить и подкрепиться
Возможно, Мемлинг проходил через арку Бельфора и его длинный двор...
Затем он пересекал канал Dijver по мосту Яна Непомука, покровителя мостов и водных путей. С этого моста уже видна церковь Богоматери, напротив которой и находился госпиталь Св.Иоанна
Мост Яна Непомука
По дороге Мемлинг миновал особняк, а скорее даже дворец Груутхусе, родовое гнездо одного из самых знатных и богатых семейств Брюгге. Во времена Мемлинга главой дома был Лодевик ван Груутхусе, кавалер Ордена Золотого руна, виночерпий герцога, военначальник, меценат и собиратель. Сейчас во дворце Груутхусе находится прекрасный художественный музей
А над головой меж тем уже возвышалась громада колокольни церкви Богоматери за которой и находился госпиталь. Церковь была построена в XII-XIII веках и является самым высоким зданием Брюгге, да и всей Фландрии. Здесь был похоронен последний герцог бургундский Карл Смелый и его дочь Мария Бургундская, ненадолго пережившая отца.
В церкви Богородицы хранится знаменитый шедевр - "Мадонна с младенцем" работы Микеланджело, единственная скульптура великого мастера, которая находится за пределами Италии. Ее купили в 1504 году братья Москерони, которые были богатыми торговцами тканями в Брюгге.
Микеланджело. Мадонна Брюгге, 1504.
К сожалению, увидеть эту скульптуру Мемлингу было не суждено. В 1494 году его жизненный путь подошел к концу. Он скончался в своем доме и был похоронен на кладбище церкви Сен-Жиль (Св.Гислена), которая располагалась невдалеке от места, где он жил.
Церковь Сен-Жиль, где упокоился Ханс Мемлинг
Могила Мемлинга не сохранилась, но Брюгге помнит и чтит живописца, который стал настоящим поэтом этого города.
Памятнк Мемлингу на площади Woensdagmarkt (Рынка-по-средам)
Много художников жили и трудились в Брюгге. Но кажется, этот единственный, в чем-то ограниченный, в чем-то наивный и несомненно восхитительный мастер мог жить только здесь... В Брюгге Мемлинг раскрывается удивительно целостно, с той радостью мгновенного узнавания, которая не оставляет места скепсису. Помогая воспринять художника с особой легкостью, город дает ключи и к его глубокому серьезному пониманию. Картины Мемлинга в госпитале св. Иоанна - плоть города, его живое прошлое, ключ к его душе.
Михаил Герман
Больше о Брюгге:
https://old-flanders.ru/?page_id=109О Хансе Мемлинге:
http://silverary.com/?page_id=5188 .