Брюгге. Мемлинг

Aug 09, 2020 21:15

Продолжение. Начало здесь: https://nikolai-endegor.livejournal.com/226229.html

Брюгге иногда называют "сонным городом" и основания для этого есть. Не то чтобы городская жизнь была слишком тихой - такое просто невозможно в одном из самых посещаемых мест Европы, - но облик Брюгге словно застыл во времени, как будто город все еще находится на рубеже XV-XVI веков.

Брюгге, мост Св.Бонифация


Так получилось, что Ханс Мемлинг поселился в городе как раз во время его наивысшего расцвета, а под конец своей жизни увидел, как Брюгге начал засыпать.

Ханс Мемлинг, автопортрет. Деталь триптиха Донне, ок. 1475.



В 1477 году бургундский герцог Карл Смелый, владевший Фландрией и имевший в Брюгге пышный двор, был убит во время битвы при Нанси. Его дочь и единственная наследница Мария Бургундская вышла замуж за Максимилиана I Габсбурга, будущего императора Священной Римской империи. Но в 1482 году Мария неожиданно умерла после падения с лошади, и династия герцогов Бургундских прервалась. Фландрия попала под власть Габсбургов, управлять ею стал Максимилиан, но делал это неумело, доведя страну до восстания, после чего покинул Брюгге вместе со двором. В довершение к политическим ненастьям произошло и природное: обмелела река, и гавани Брюгге больше не могли принимать крупные суда. Основная торговля пошла через порт соседнего Антверпена. Всё это подорвало экономику Брюгге - город продолжал существовать, но сил и средств для развития у него уже не было, и он стал постепенно увядать, превращаясь в тихую провинцию...

Площадь Валплейн


Дома на канале Dijver


На первый взгляд, неурядицы и наступающие перемены Мемлинга словно бы не касались. Сюжеты его картин оставались все так же религиозными, сохранялся мягкий и лиричный стиль живописи. К сожалению, художник не ставил дат на своих работах (два исключения - триптихи, написанные для госпиталя Св.Иоанна), из-за чего хронология картин Мемлинга весьма приблизительна, а датировки делаются по косвенным данным.

По-видимому, у Мемлинга были достаточно тесные и длительные отношения с городскими старшинами Брюгге. Около 1480 года художник выполнил портрет дочери бургомистра Мореля, он известен также как "Сивилла Самбета" по латинской надписи на раме: "пророчица Самбета персидская". Эта надпись несколько сбивает с толку, и не все согласны, что на картине изображена именно Мария Морель, работу называют также портретом неизвестной.

Портрет Марии Морель / Сивилла Самбета, 1480.


В любом случае, не могу не согласиться со словами искусствоведа Михаила Германа: "Трудно найти в истории нидерландской портретной живописи что-нибудь более благородное, ...чем это спокойное, можно было бы даже сказать, "вдохновенно-спокойное" лицо, которому придают особую теплоту драматические цветовые контрасты одежды и фона". Обратите внимание на искусно выписанные руки - их рисунок продолжается и на раме, создавая иллюзию, что девушка сидит у открытого окна. Взгляд ее ушел в бесконечность, на губах блуждает предчувствие улыбки...

Этот портрет - гордость Музея Мемлинга, как и другая портретная работа художника - диптих, заказанный будущим мэром Брюгге Мартеном ван Ньювенхове.

Диптих Мартена ван Ньювенхове, 1487


(кликабельно)

В момент написания картины Мартену ван Ньювенхове было 23 года. Он явно изображен в состоянии душевного волнения. Лицо Мартена немного растеряно, простодушно и в то же время восторженно, словно ему открылось нечто необыкновенное и удивительное. И это необыкновенное, конечно же мадонна, находящаяся рядом с ним - наверное самая прекрасная и совершенная из всех написанных Мемлингом.

Диптих обладает необычным свойством: несмотря на кажущуюся традиционность двух-панельной композиции, где на одной створке изображался святой, а на другой - заказчик, здесь мы фактически видим перед собой единое живописное полотно. Вглядитесь, оба персонажа определенно находятся в одной комнате. Ковер на столе перед Марией продолжается на столе перед Мартеном, его книга лежит на углу плаща мадонны, пейзаж за окном на левой панели продолжается в окнах на правой. А в выпуклом зеркале за спиной Марии отражаются силуэты двух людей, находящихся в комнате - и это точное отображение композиции диптиха, видимой с противоположной стороны.

Зеркало. Деталь диптиха.


На картинах Мемлинга все элементы неслучайны, всё имеет значение и смысл. Вот вид в окне на правой панели, рядом с головой Мартена:

Мост и башни. Деталь диптиха.


Это не фантастический пейзаж, а вполне реальное место: пороховая башня постройки 1401 года до сих пор стоит на берегу озера Минневатер. Когда-то она была частью городских укреплений Брюгге - они видны на картине Мемлинга. Учитывая, что одной из должностей Мартена ван Ньювенхове вскоре стало руководство городской стражей, показ укреплений определенно имел символическое значение.

Брюгге. Мост и бывшая пороховая башня у озера Минневатер.


Стены Брюгге давно исчезли, а Минневатер превратился в парк, любимое место отдыха горожан. Его северный конец носит название Wijngaardplein, что можно перевести как виноградник, но исходно это слово означало низкий луг, окруженный водой. Сейчас в этом месте гнездятся лебеди. По одной из городских легенд, разводить и содержать их повелел император Максимилиан, что было наказанием горожан за убийство его ставленника, прозванного в народе "длинношеим". Кстати, если приглядеться, то на диптихе Мартена ван Ньювенхове можно различить двух лебедей около мостика, ведущего к пороховой башне.

Лебеди Брюгге
1.


2.


На правой от лебединого гнездовья стороне канала видна стена старинного Бегинажа, основанного в XIII веке. Бегинаж - это комплекс зданий, предназначенных для уединенной жизни "бегинок" - одиноких и набожных женщин, иногда тех, чьи мужья были в длительном отъезде или уходили на войну. Бегинаж был похож на монастырь, но за одним важным исключением - его можно было всегда покинуть и вернуться к обычной мирской жизни. Таких комплексов существовало в Брюгге больше десятка.

Бегинаж, внутренний двор. Здесь и сейчас живут одинокие женщины и бенедиктинские монахини.


Во второй половине 1480х госпиталь Св.Иоанна заказал Мемлинг работу, которую многие считают главным творением художника. Это роспись раки для хранения одной из важнейших реликвий госпиталя - мощей Святой Урсулы.

Рака Святой Урсулы, 1489 год.


Рака представляет собой ларец из золоченого дуба, вырезанный в виде миниатюрного храма в готическом стиле. На одном из ее торцов Мемлинг изобразил Деву Марию, на другом - Святую Урсулу в сопровождении десяти дев, с которыми она совершала паломничество.

Святая Урсула и десять дев. Изображение на торце раки.


Урсула воистину прекрасна, и в первую очередь взгляд конечно задерживается на ней. Но обратите также внимание на композицию картины. Она как бы продолжает архитектуру ларца-капеллы, и показывает его изнутри. И там, внутри, святая находится в зале с готическими сводами и стрельчатыми окнами. Что это за зал? На мой взгляд, ответ может быть только одним - это госпиталь Св.Иоанна, где нашли упокоение мощи Урсулы и ее спутниц. И если отойти на несколько десятков шагов от места, где стоит сейчас рака, то можно увидеть окна которые, вполне вероятно, и рисовал Мемлинг - только в его время в них еще не было витражей.

Окна Музея Мемлинга - госпиталя Св.Иоанна.


Раку опоясывают шесть изображений, иллюстрирующих легенду о Святой Урсуле. Основой легенды послужило действительное событие, произошедшее в Кёльне: гунны убили там нескольких девушек-христианок. Но сказание более обширно, оно рассказывает об обратившейся в христианство дочери британского короля IV века, которую ожидал брак с принцем-язычником. Пытаясь избежать замужества с не-христианином, Урсула согласилась на брак при условии, что к ней пошлют десять благочестивых дев, каждую из которых будет сопровождать еще тысяча девушек; им должны быть даны корабли и три года, которые они проведут в паломничестве по святым местам. Жених за это время должен был принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условие было принято, и Урсула со спутницами отправились на кораблях в Кёльн. Там к ней явился ангел и дал указание вести всю общину в Рим, а затем вернуться обратно и принять в Кёльне венец мученической смерти.

Рака Св. Урсулы. Отплытие из Кёльна - Прибытие в Базель - Прибытие в Рим.


(кликабельно)

Со всех сторон рака кажется украшенный единой росписью, подчиненной точно выверенной композиционной логике. Каждое из трех изображений самостоятельно, но словно бы остается частью одного и того же пространства. Общая тональность неба, линия горизонта, пейзаж и архитектура на заднем плане создают впечатление единой декорации, в которой разыгрываются события. Из трех городов только Кёльн, который Мемлинг хорошо знал, изображен достоверно, со своими церквями и недостроенным собором; Базель же и Рим фантазийны.

В картинах присутствует намеренная стилизация, где одни и те же персонажи участвуют сразу в нескольких событиях. Например, на левой картине Урсула сходит с корабля, и в то же время она изображена в спальне, слушающая слова ангела. Отметьте, что ширина каждой арки ларца составляет всего 25 сантиметров, а это значит, что лицо Урсулы в миниатюрном ночном сюжете занимает всего 2 миллиметра! Не зря про Мемлинга говорили, что он работает кистями, состоящими из одного единственного волоска.

Явление ангела Урсуле (деталь росписи раки Св.Урсулы).


В Риме Урсулу встретил папа Кириак, который крестил тех из ее спутников, кто еще был не крещен (справа на третьей картине), а затем присоединился к паломницам, хотя он также получил откровение о своей предстоящей гибели. Считают, что имя Кириака было вычеркнуто из истории папства за то, что он покинул свой престол без согласия духовенства.

Вторая сторона раки представляет обратный путь Урсулы и всех ее сопровождающих. Они покинули Базель и возвращаются в Кёльн. Но город оказался захвачен гуннами; они убили всех паломников-христиан, кроме Урсулы, которой предводитель гуннов предложил стать его женой. Девушка отказалась, и тогда гунн пронзил ее стрелой. Поэтому Святая Урсула обычно изображается со стрелой в руках - атрибутом ее мученичества.

Рака Св. Урсулы. Отплытие из Базеля - Смерть одиннадцати тысяч дев в Кёльне - Смерть Св.Урсулы.


(кликабельно)

Мемлинг пишет сюжет трагический, расписывая ларец для хранения останков мучениц. Но не кажется ли вам, что визуально рака выглядит как живописный праздник? Художник воспроизводит детали драматических сцен так же изящно-декоративно, как переливы нарядов в первых картинах. Чего только стоят красочные рефлексы и витиеватые отражения всех персонажей на латах гуннов...



Охристые краски изображенных городов скорее ассоциируются с брюжской архитектурой, чем с германской или римской. Платья, суда, доспехи, оружие, украшения - всё это достоверно передает быт современного Мемлингу Брюгге, а не воображаемые реалии IV века. И вся живописная история выглядит не столько как трагедия мученичества, сколько как праздничная театральная мистерия, разыгранная где-нибудь на набережных городских каналов или на папертях брюжских соборов.

Роспись раки Святой Урсулы напоминает мне тончайшее фламандское кружево, изысканное и немного печальное. Это отражение конца "золотого века" бургундских герцогов и начала бесславного правления Габсбургов - сначала австрийских, потом испанских. Это ностальгии Мемлинга по уходящему блеску Брюгге, сожаление о прекрасной, но уже минувшей городской жизни, которая становится идиллическим воспоминанием...

Генри Доббеларе. Мемлинг расписывает раку Св.Урсулы, 1857.


Женщина в очках - это аббатиса Аньес Касемброот, заказчица реликвария. Мужчина на заднем плане - возможно донатор Ян Флорейнс; также это может быть канцлер Карла Смелого Ансельм Адорн, который привез мощи из Святой земли. Мемлинг изображен болезненным молодым человеком, о котором заботятся монахини. Это соответствует легенде, о которой я упоминал в первой части, но далеко от реальности: во время работы над ракой мастеру было уже около 55 лет, он был богат, востребован и почитаем, как в Брюгге, так и во всей Фландрии.

Было бы интересно узнать, где в действительности Мемлинг работал над ракой - писал ли он отдельные доски в своей мастерской, или расписывал готовый ларец на месте, в госпитале Св.Иоанна? Я пытался найти ответ на этот вопрос, но не преуспел. В любом случае, художник, проводил в госпитале немало времени. Что он видел по дороге туда от своего дома?

Улица Святого Георгия, где он жил, выводила художника прямо к площади Маркт, центру торговой жизни Брюгге. Там над всем доминировал Бельфор - городская дозорная башня. Правда во времена Мемлинга верхний восьмигранный барабан Бельфора еще только строился.



Позади оставались веселые домики, окаймляющие рыночную площадь - здесь всегда шла оживленная торговля, здесь и сейчас можно выпить и подкрепиться



Возможно, Мемлинг проходил через арку Бельфора и его длинный двор...



Затем он пересекал канал Dijver по мосту Яна Непомука, покровителя мостов и водных путей. С этого моста уже видна церковь Богоматери, напротив которой и находился госпиталь Св.Иоанна

Мост Яна Непомука


По дороге Мемлинг миновал особняк, а скорее даже дворец Груутхусе, родовое гнездо одного из самых знатных и богатых семейств Брюгге. Во времена Мемлинга главой дома был Лодевик ван Груутхусе, кавалер Ордена Золотого руна, виночерпий герцога, военначальник, меценат и собиратель. Сейчас во дворце Груутхусе находится прекрасный художественный музей



А над головой меж тем уже возвышалась громада колокольни церкви Богоматери за которой и находился госпиталь. Церковь была построена в XII-XIII веках и является самым высоким зданием Брюгге, да и всей Фландрии. Здесь был похоронен последний герцог бургундский Карл Смелый и его дочь Мария Бургундская, ненадолго пережившая отца.



В церкви Богородицы хранится знаменитый шедевр - "Мадонна с младенцем" работы Микеланджело, единственная скульптура великого мастера, которая находится за пределами Италии. Ее купили в 1504 году братья Москерони, которые были богатыми торговцами тканями в Брюгге.

Микеланджело. Мадонна Брюгге, 1504.


К сожалению, увидеть эту скульптуру Мемлингу было не суждено. В 1494 году его жизненный путь подошел к концу. Он скончался в своем доме и был похоронен на кладбище церкви Сен-Жиль (Св.Гислена), которая располагалась невдалеке от места, где он жил.

Церковь Сен-Жиль, где упокоился Ханс Мемлинг


Могила Мемлинга не сохранилась, но Брюгге помнит и чтит живописца, который стал настоящим поэтом этого города.

Памятнк Мемлингу на площади Woensdagmarkt (Рынка-по-средам)


Много художников жили и трудились в Брюгге. Но кажется, этот единственный, в чем-то ограниченный, в чем-то наивный и несомненно восхитительный мастер мог жить только здесь... В Брюгге Мемлинг раскрывается удивительно целостно, с той радостью мгновенного узнавания, которая не оставляет места скепсису. Помогая воспринять художника с особой легкостью, город дает ключи и к его глубокому серьезному пониманию. Картины Мемлинга в госпитале св. Иоанна - плоть города, его живое прошлое, ключ к его душе.
Михаил Герман

Больше о Брюгге: https://old-flanders.ru/?page_id=109
О Хансе Мемлинге: http://silverary.com/?page_id=5188

.

architecture, history, flandre, painting, travels, art

Previous post Next post
Up