Продолжение. Начало здесь:
http://nikolai-endegor.livejournal.com/106834.html За год на Пер-Лашез приходит более двух миллионов человек - получается, что кладбище входит в десятку самых посещаемых объектов Парижа, стоя в одном ряду с Версалем и Музеем Орсэ. Что так влечет сюда людей? На мой взгляд, это не только интерес к истории и желание поклониться памяти известных людей, но и чувство прекрасного, поскольку этот некрополь является настоящим музеем скульптуры под открытым небом. О некоторых художественно-скульптурных захоронениях и пойдет рассказ в этой части.
III. СКОРБЯЩИЕ
Фернан Арбело (1880 - 1942), архитектор
Посмертным желанием Фернана было всегда видеть лицо любимой жены. Эту его волю и воплотил в надгробии скульптор Адольф Вансарт. По некоторым данным жена Фернана покоится в этой же могиле, но достоверных сведений на этот счет я не нашел.
На кладбище есть немало скульптур, которые объединяет тема скорби. О многих из тех, "по ком звонит колокол" не осталось практически никаких сведений, кроме их имен, но эти захоронения стали известны благодаря прекрасным надгробным статуям.
Cемья Гамишон, автор надгробия скульптор Марсель Груйе
Cемья Россолен
"Призрачная" скульптура неизвестного автора на надгробии Х. Рейфенберг
Луи-Себастьян Гурло (1778 - 1815?)
О самом Гурло сведений не сохранилось, тем не менее, его надгробие в числе самых знаменитых: во-первых оно раскрашено, что большая редкость, во-вторых на нем стоит одна из самых старых статуй кладбища - "Аллегория боли", моделью для которая послужила вдова усопшего (скульптор неизвестен).
Патина времени иногда придает мрамору необыкновенные черты, словно вновь вдыхая в него жизнь...
Бюст на надгробии семьи Мартело
Элиза Ходжсон, графиня Бошесне (1818 - 1883)
Семья Радусек
Какое удивительное выражение лица у этой девушки. Кажется, она вовсе не горюет, а тихо вспоминает что-то нежное и хорошее. Одна из моих любимых скульптур на Пер-Лашез.
Маргарит Покарди, (1907 - 1920)
Как будто эта двенадцатилетняя девочка только что присела отдохнуть...
Прекрасна не только сама статуя, но и архитектурное решение памятника.
IV. СКУЛЬПТУРЫ И СКУЛЬПТОРЫ
На могилах Пер-Лашез стоят скульптуры многих известных французских мастеров. Кто-то из них делал посмертные памятники для своих друзей, кто-то работал по заказу, некоторые погребены под собственными творениями.
Огюстан-Жан Моро-Вотье (1831-1893), скульптор
Моро-Вотье начинал как резчик по слоновой кости, но потом решил стать скульптором. Он поступил в Парижскую школу изящных искусств, где через 30 лет стал профессором. Основной специализацией Моро-Вотье были аллегорические и мифологические фигуры. Статуя скульптора "Скорбь" стала его надгробным памятником...
О.-Ж.Моро-Вотье, "Вакханка". Музей Орсэ
Андре Жиль (1840 - 1885), художник-карикатурист
Бюст работы Лоры Кутан, в петлицу которого неизменно вставлен алый цветок, на мой взгляд, прекрасно передает образ этого насмешника, бонвивана и певца богемы.
Анри Аллюар (1844 - 1929), скульптор
На могиле Аллюара стоит "Молящаяся девушка" - статуя его работы. Постоянный участник парижских Салонов, Аллюар выставлял мраморные и бронзовые сюжетные скульптуры, портретные бюсты, он также создал много миниатюр, в частности в стиле ар-деко.
Анри Аллюар, Удильщица. Музей Орсэ
Фердинан Барбедьен (1810 - 1892), предприниматель
Барбедьен прославился тем, изобрел способ создания в бронзе точных уменьшенных копий статуй - как мраморных, так и бронзовых. У него заказывали отливки своих работ многие мастера, в том числе Роден. Над надгробным памятником Барбедьена работали два скульптора, одним которых был Альфред Буше (Alfred Boucher), известный как автор изящных женских фигур. Для памятника Барбедьена он создал три статуи: "Работа", "Вдохновение" и "Скорбь". Последняя - еще одна из из моих любимых скульптур на Пер-Лашез. Этот образ сложно назвать скорбящим и французы называют статую "La petite Boucher", видимо с намеком на ее аппетитные формы, которые даже приобрели блеск от многочисленных прикосновений.
Альфред Буше. "La petite Boucher"
Другая скульптура Альфреда Буше установлена на могиле Т.Келлера:
Теодор Келлер (1845 - 1898), врач
Генриетта Аделаида Труссо (1799-1853),
Франсуа-Винсент Распай (1794-1878)
Парижанам хорошо знаком бульвар Распай - один из самых красивых бульваров Левого берега. Назван он в честь Франсуа-Винсента Распая, разностороннего французского ученого, внесшего свой вклад в химию, ботанику, физиологию, медицину. Распай был одним из основоположников клеточной теории строения живых организмов, он первым провозгласил принцип клеточного деления. В истории Распай остался не только ученым, но и яростным революционером. Убеждённый республиканец, он принял активное участие в революции 1830 года, был сопредседателем «Общества друзей народа», редактором республиканской газеты «Реформатор». Во время революции 1848 года Распай стал одним из руководителей революционной демократии; его журнал «Друг народа» принадлежал к числу радикальных республиканских изданий той эпохи. За участие в восстании социалистов и левых республиканцев, Распай был приговорён к тюремному заключению, в котором пробыл с 1848 по 1854 годы.
Когда Франсуа-Винсент сидел в тюрьме, его супруга Генриетта скончалась, и он не смог с ней увидеться перед ее смертью. Этот печальный факт послужил мотивом надгробного памятника, установленного на могиле Генриетты в 1854 году. Он изображает призрак Генриетты Труссо, прилетевший к месту заключения ее мужа для прощания. Впоследствии, в этом же склепе был погребен и сам Распай. Автором "призрака" является скульптор Антуан Этекс, который создал памятник Теодору Жерико, установленный здесь же на Пер-Лашез (см.
http://nikolai-endegor.livejournal.com/106834.html).
Жан Карриэс (1855 - 1894), скульптор
Могила Карриэса необычна тем, что автором памятника на ней является он сам. Согласитесь, автопортрет в скульптуре явление нечастое, а уж надгробный автопортрет тем более. Скульптор держит в руках одну из своих миниатюр - "Джентльмен Людовик XIII", а рядом лежит маска его матери, умершей, когда Жану было шесть лет. Сирота-самоучка, Карриэс пришел в Париж из далекого Лиона, работал на стройке и все время лепил - создавая и миниатюры, и портреты, и маски, и фигуры фантастических животных.
Жан Карриэс. Ушастая лягушка (Малый дворец, Париж), Русский нищий (Музей изящных искусств, Лион)
Скульптор творил неистово, полностью погружаясь в процесс и забывая обо всем, в том числе о своем здоровье. Последние четыре года он посвятил своему главному произведению - Вратам Парсифаля, но не сумел его завершить, умерев от скоротечной чахотки.
Жан Карриэс за работой над Вратами Парсифаля, 1893
О Карриэсе (на английском):
http://www.thearttribune.com/Jean-Carries.html Гийом Дюбуф (1853 - 1909), художник
Гийом происходил из семьи живописцев и скульпторов, поэтому неудивительно, что он также стал художником. Он много работал как монументалист, расписывал Комеди-Франсез и мэрию Парижа, прекрасно удавалась ему и обнаженная женская натура. Возможно поэтому барельеф на его надгробии, созданный его другом скульптором А.Бартоломе, сюжетно перекликается с его работами.
Г.Дюбуф. Диана, выходящая из ванны
Художник погиб в 1909 году , утонув в море недалеко от Буэнос-Айреса...
Памятник "Умершим", автор Альбер Бартоломе
Этот памятник посвящен всем отправляющимся в мир иной, он замыкает центральную аллею Пер-Лашез. На открытие монумента в день Всех Святых 1899 года собралось почти сто тысяч человек. Верхняя часть памятника символизирует переход от жизни к смерти. По сторонам пары, которая преодолевает дверь вечной ночи, расположены две группы по семь фигур, отражающие страх и протест живого существа против своего разрушения.
На нижнем ярусе находится умершая пара и их ребенок над которым простирает руки Дух света.
Монумент выполняет также функции оссуария: внутрь складывают кости из заброшенных могил, за которые перестали вносить плату.
Альбер Бартоломе (1848 - 1928), скульптор
Памятник "Умершим" стал главным произведением скульптора. Бартоломе начинал как художник, но после смерти своей молодой жены он, вдохновляемый Эдгаром Дега, решил создать ей надгробный памятник, который стал его первой работой в жанре фунеральной скульптуры.
А.Бартоломе. Надгробие Проспери Бартоломе (ур. Флери), Крепи-ан-Валуа. Фото - Википедия
Эта работа определила дальнейший творческий путь Бартоломе: он стал скульптором, а тема смерти с тех пор постоянно присутствовала в его произведениях. Бартоломе создал несколько памятников умершим в разных городах, значительное число надгробий (одно я уже показывал выше). Похоронен скульптор на Пер-Лашез, у подножья своего творения - монумента "Умершим", который и стал ему лучшим памятником.
Продолжение здесь:
http://nikolai-endegor.livejournal.com/107641.html.