Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез

Jan 27, 2015 21:15

Парижское кладбище Пер-Лашез больше напоминает музей: сюда приходят прикоснуться к пластам истории, посмотреть на прекрасные скульптуры, вспомнить любимых героев... Есть тут специальные экскурсии, многие гуляют с путеводителями, на крайний случай у входа всегда можно приобрести план с обозначениями самых интересных мест.



Кладбище открылось в 1804 году и довольно быстро стало успешным коммерческим предприятием: архитектор Николя Фрошо, бывший одновременно совладельцем кладбищенской земли, убедил городские власти перезахоронить сюда прах Мольера и Лафонтена, а затем Абеляра и Элоизы. Благодаря этому кладбище набрало популярность и превратилось в место упокоения выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, а также людей, внёсших вклад в историю Франции.

I. СТАРОЖИЛЫ
Абеляр и Элоиза

Пьер Абеляр (1079 - 1142) был признанным философом-богословом, который ясностью и красотой изложения превосходил других учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В это время в Париже жила Элоиза - 17-летняя племянница каноника Фульбера, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр влюбился в нее, Элоиза отвечала ему полной взаимностью. Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, где она родила сына, и где, не желая этого, втайне обвенчалась с Абеляром. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, искренне веря, что брак означает для Абеляра бесчестие и конец его карьеры философа; при этом она желела оставаться его сожительницей. Фульбер же из ненависти и мести приказал оскопить Абеляра, чтобы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. Любовь Элоизы и Абеляра закончилась трагически: оба ушли в монастыри. Позже Элоиза стала настоятельницей монастыря Аржантей и аббатисой монастыря Параклет. Когда Абеляр умер, Элоиза перевезла его прах в свой монастырь, чтобы соединиться с ним после смерти. В 1814 году останки Абеляра и Элоизы перенесли на Пер-Лешез.





Переписка влюбленной монахини и всемирно почитаемого философа сохранилась и является одним из шедевров эпистолярного жанра (http://zhurnal.lib.ru/z/zaslawskij_w_a/abelard.shtml). Она переведена на многие языки мира и потрясает мощью и величием страстей. Из писем Элоизы в монашестве:

О, мой благородный, как мало пребывали мы в этом супружестве! Преступница, должна ли я была выйти за тебя замуж, чтобы навлечь на тебя несчастье?

Ты мой Бог... ты единственный обладатель как моего тела, так и моей души... если она не с тобой, то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может. Какая королева, какая принцесса не позавидовала бы тем моим радостям, которые я испытала с тобой в постели?!

Из всех страдалиц я - самая жалкая. Из всех женщин я - несчастнейшая. Чем большим было мое счастье, когда ты любил меня больше всего на свете, тем горше мои страдания сейчас, после твоего падения и моего позора. Ибо чем выше скала, тем губительнее падение с нее.

Юность и любовь, пережитые мною, только разжигают во мне желание и тем самым приносят мучения плоти. У меня нет твоей силы духа, и потому превозмочь искушение мне нелегко. Люди зовут меня святой, но в сердце ко мне им не заглянуть, и потому они не знают о том, что святость моя лицемерна. Я кажусь им святой за целомудренную жизнь, однако истинное целомудрие кроется не в теле, а в душе человека.



Об Абеляре и Элоизе

Жан-Батист Поклен (Мольер), 1622-1673, драматург
Жан де Лафонтен, 1621-1695, поэт



Юридическая карьера привлекала Жана-Батиста не больше ремесла его отца-обойщика, и он избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. Постоянный репертуарный голод бродячего театра стал причиной, по которой Мольер сам начал писать пьесы - в основном это были фарсовые комедии. Постепенно труппа Мольера добилась успеха и славы в провинции, и в 1658 году по приглашению брата короля она прибыла в Париж. Здесь Мольера ждал огромный успех и годы напряженной плодотворной работы над пьесами, которые до сих пор идут на мировых сценах.



Ш.-А.Куапель. Портрет Ж.Б.Мольера, 1730. Библиотека Комеди Франсез, Париж

Уже будучи смертельно больным, Мольер написал одну из самых весёлых и жизнерадостных своих комедий - "Мнимый больной". 17 февраля 1673 года Мольер вышел на сцену, чтобы в роли Аргана веселить публику его мнимыми болезнями. Некоторые зрители заметили, как у него начались судороги, но восприняли это как блестящую игру. Представление прервали, а через несколько часов после спектакля Мольер скончался. Его не успели соборовать, и Парижский архиепископ запретил хоронить Мольера по христианскому обряду. Только благодаря вмешательству Людовика XIV запрет был отменен, но великого драматурга похоронили ночью, без обрядов, в той части кладбища, где хоронили самоубийц.

В 1792 году революционеры перенесли прах Мольера в музей французских памятников, а в 1817 его перезахоронили на Пер-Лашез. Однако, как пишет Булгаков: "когда во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело Жана-Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто место его погребения с точностью указать не мог. И хотя чьи-то останки и вырыли и заключили в мавзолей, никто не может сказать с уверенностью, что это останки Мольера"

Жан де Лафонтен был одним из близких друзей Мольера, поэтому вполне закономерно, что могилы их расположили на Пер-Лашез рядом, сейчас они даже находятся в одной ограде.



Н.Ларжильер. Портрет Жана де Лафонтена. Версаль

С детства Жан отличался непокорным нравом, его готовили к вступлению в духовный сан, но он выбрал литературную стезю. Приехав в 1657 в Париж и найдя покровителя в лице всесильного министра финансов Фуке, он получил пенсию, за которую обязался сочинять по стихотворению в месяц. Так появились многочисленные сонеты, баллады и мадригалы, воспевавшие мелочи светской жизни в свободном, непринужденном тоне, отличном от пышной манерности тогдашних поэтов. После падения Фуке Лафонтен попал в опалу был вынужден покинуть Париж, пока его не взяла под свое покровительство герцогиня Буйонская. Для нее Лафонтен начал писать скандальные стихотворные "сказочки", перелагая сюжеты Бокаччо, Апулея, Маргариты Наваррской, а так же басни, в которых он использова сюжеты Эзопа. Именно басни прославили имя Лафонтена, принесли ему заслуженную литературную славу, вдохновили многочисленных последователей-баснописцев, в том числе и нашего И.А.Крылова

О Мольере
О Лафонтене

Антуан-Огюст Пармантье (1737 - 1813)

Пармантье сделал для Франции такую же великую вещь, которую Петр I сделал для России: он научил французов есть картошку. В XVIII веке картофель во Франции выращивался исключительно на корм скоту, считалось что людям он вреден и даже вызывает проказу. Агроном Пармантье обнаружил, что картофель безвреден для здоровья и обладает высокими вкусовыми и питательными качествами. Благодаря его усилиям, Парижский медицинский факультет объявил в 1772 картофель съедобным.



Пармантье пришлось столкнуться со значительным сопротивлением своей деятельности, его даже изгнали из Дома инвалидов, где он работал фармацевтом. Тогда Пармантье занялся пропагандой картофеля среди французов, активно используя всевозможные рекламные трюки, впоследствии вошедшие в легенду. Он давал званые обеды, где угощение состояло в основном из блюд, приготовленных из картофеля, на которое приглашал знаменитостей, он подносил королевской чете букеты из цветов картофеля и т.п. Король Людовик XVI пожаловал Пармантье участок бедной земли на западе от Парижа, на которых тот занялся выращиванием любимого картофеля. Днём он специально выставлял вокруг грядок вооружённых охранников, привлекавших внимание и любопытство, а на ночь сторожа удалялись, позволяя людям спокойно "украсть" клубни.

Важной вехой в борьбе за признание картофеля стал неурожайный 1785 год, когда именно употребление картошки в пищу помогло победить голод на севере Франции. В последние месяцы первой Парижской коммуны (1795) картофель активно выращивался в осаждённом Париже, даже в саду Тюильри, чтобы уменьшить голод. В том же году Пармантье был избран членом Академии Наук.



Теодор Жерико (1791 - 1824), живописец



Как художник, Жерико был первопроходцем - и в сюжете, и в композиции, и в реалистичности изображения он опережал свое время. Его творчество получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля, оно принесло Жерико славу талантливого и смелого новатора. Считается, что художник стал основателем романтизма в живописи.

На памятнике Жерико находятся бронзовые рельефные репродукции его картин. На фронтальной части расположена самая знаменитая картина художника - "Плот Медузы", написанная по следам трагического случая в Атлантике. Тогда в сорока милях от африканского берега потерпел крушение французский фрегат "Медуза". Капитан и офицеры бросили на произвол судьбы 140 человек, спасавшихся на плоту. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом "Аргус". Выжившие вынуждены были есть  погибших для поддержания сил в организме. Говорят, трагедия "Медузы" была для современников таким же потрясением, как гибель "Титаника" век спустя.



Т.Жерико. Плот "Медузы", 1819. Лувр

Это полотно стало последним из законченных произведений Жерико. Художник погиб в расцвете сил и таланта, упав с лошади.

О Теодоре Жерико

Жан-Франсуа Шампольон (1790 - 1832), египтолог



Шампольон c детства отличался невероятной жаждой знаний. В двенадцать лет он опубликовал свою первую книгу. Он изучал буквально все, от пород собак до восточных языков, но главной его любовью был древний Египет. За книгу "Египет при фараонах" семнадцатилетнего(!) юношу единогласно избрали членом Французской Академии.

Как раз в это время в Египте нашли Розеттский камень на котором одна и та же надпись была высечена на трех языках: древнеегипетском (иероглифами), пре-коптском и греческом. Казалось, тайна иероглифов вот-вот раскроется и скоро можно будет прочесть, что же написано в старинных папирусах и на стенах древних гробниц. Над расшифровкой иероглифов работали лучшие умы того времени, но увы, они оказались не в состоянии справиться с задачей.



Леон Конье. Ж-Ф.Шампольон, 1831. Лувр, Париж

Гений Шампольона состоял в том, что он нашел совершенно новый подход к расшифровке, отбросив устоявшиеся со времен древних греков, но ложные представления о иероглифическом письме как о чисто рисуночном, когда отдельный иероглиф обозначает целое слово. Когда-то, на заре египетской письменности, так и было, но постепенно письмо трансформировалось и стало слоговым, а затем и буквенно-слоговым. И сам язык, и письменность жили, изменяясь, более трех тысяч лет, и Шампольон не просто перевел некоторые надписи - он создал подход, метод чтения всех древнеегипетских текстов. Фактически, он открыл нам эту ушедшую вселенную во всем ее многообразии и развитии, потому что без понимания письменных источников невозможно было представить жизнь и историю древнего Египта. Гигантский труд по созданию основ дешифровки древнеегипетской письменности занял более 10 лет жизни Шампольона.



Площадь письменности в Фижаке, на родине Шампольона. Монументальная копия Розеттского камня (фото - Википедия)

Считается, что именно благодаря Шампольону египтология превратилась в науку. Он стал руководителем первой кафедры египтологии и организатором музея египетских древностей. Однако во время экспедиций в Египет Шампольон сильно подорвал свое здоровье. Ученый умер в Париже от инсульта в возрасте 41 года.

О Шампольоне и расшифровке иероглифов: http://lib.ru/PRIKL/KERAM/bogi_archeology.txt (гл.10-11)

Фредерик Шопен (1810 - 1849), композитор, пианист



У могилы Шопена всегда много цветов, и обязательно здесь стоят белые и красные розы. Сюда их приносят и французские почитатели композитора, и поляки, живущие или приезжающие в Париж, для которых Шопен является национальным героем.

Если можно говорить о поэзии в музыке, то таким поэтом несомненно был Шопен. Находясь за роялем, он отдавал исполнению всю свою душу, и также страстно вкладывал ее в создаваемые им музыкальные произведения. Шопен всегда страдал - и в своей любви к Жорж Санд, и в своем обожании родной Польши, которая в XIX веке фактически исчезла как государство, будучи разделенной между Россией, Пруссией и Австрией. Эти любовь и боль выразились в темах героико-драматических композиций Шопена, и в народно-жанровых мотивах его полонезов и мазурок, и в прекрасных печальных ноктюрнах.



Лионелло Балестриери. Фредерик Шопен и Жорж Санд, 1904(?)

Согласно завещанию, после смерти Шопена его сердце было перевезено в Варшаву, где оно теперь замуровано в колонне церкви Святого Креста.

Шопен и его музыка

II. РУССКИЙ СЛЕД
Поднимаясь по крутой кладбищенской дорожке, я вдруг увидел золотую маковку, словно парящую в небе. Оказалось, небесная голубизна отражается в огромных стеклах, которыми окружено надгробие.

Зинаида Долгорукова (ур.Шатилова), 1817-1883
Вера Лобанова-Ростовская (ур.Долгорукова), 1840-?



На мой взгляд, этот памятник матери и дочери в числе самых поэтичных на Пер-Лашез. Княгиня Долгорукова была одной из самых прекрасных женщин своего времени, ее называли "фиалкой Петербурга". Ее дочь Вера стала женой князя Я.Б.Лобанова-Ростовского и страстной собирательницей драгоценностей. В каком году умерла Вера - для меня остается загадкой. Все генеалогические сайты называют дату 1881 год, исторические документы (например http://www.pushkin-book.ru/id=535.html#3) свидетельствуют, что она была жива в 1913 году, сайт Пер-Лашез говорит что она скончалась в Париже в 1919-м, а в Каннах есть... ее могила с датой 1914. Буду благодарен, если кто-то сможет прояснить эти противоречия.



Еще одно русское захоронение - фамильный мавзолей Демидовых, являющийся одной из основных архитектурных доминант Пер-Лашез.

Елизавета Демидова (ур. Строганова), (1779 - 1818), баронесса
Анатолий Демидов, (1813 - 1870), ее сын



Вид из глубины кладбища (мавзолей находится в левой-верхней части снимка).

Баронесса Елизавета Демидова обожала Париж и провела здесь значительную часть жизни. Она предавалась всевозможным увеселениям и празднествам, была необыкновенно грациозна и великолепно танцевала. Но еще больше она любила принимать гостей у себя, ей нравилось быть в центре внимания, окружать себя толпой поклонников. В салоне Демидовой собиралось многолюдное и очень разнообразное общество: артисты, музыканты, поэты, литераторы.



Р.Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой, ок. 1800-1805. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Со своим мужем - заводчиком и меценатом Николаем Никитичем Демидовым - Елизавета почти не общалась, тем не менее, Н.Н.Демидов поставил супруге прекрасный памятник в виде античного мавзолея. Первоначально он был расположен в другом месте, но в 1852 году, стараниями младшего сына Демидовых Анатолия, на крутом склоне холма был сооружен могучий постамент, на который и перенесли мавзолей. Анатолий рассчитывал после смерти быть погребенным рядом с матерью, поэтому постамент строился как родовая усыпальница: внутри него Анатолий повелел сделать склеп, где впоследствии его и похоронили.



Так выглядит мавзолей снизу, со стороны главного входа на Пер-Лашез.

Анатолий Демидов был крупным меценатом, щедро жертвовал на дома призрения и больницы, учредил премию за лучшее произведение на русском языке, покровительствовал учёным и художникам - так "Последний день Помпеи" был написан Брюлловым по заказу Демидова. Также он финансировал развитие горного дела в России, разведку запасов каменного угля в Донбассе, снарядил за свой счет большую экспедицию для изучения южной России и Крыма. Однако сам он большую часть жизни провел в Западной Европе, а в Россию приезжал лишь изредка.



К.Брюллов. Портрет Анатолия Демидова, 1831. Галерея Питти, Флоренция

После переноса мавзолея Демидовой на новое место в Париже возникла легенда, что баронесса завещала указать место закопанного сундука с золотом тому, кто проведет ночь в склепе постамента (тогда склеп еще был пустым). Как ни странно, желающих получить эти деньги оказалось достаточно много. Однако каждый, кто пытался остаться ночью в склепе, рассказывал потом о призраке баронессы, который являлся ему и предсказывал будущее. Поскольку именно в этот период Проспер Мериме перевел на французский язык пушкинскую "Пиковую даму", то призрака стали называть этим именем. Продолжение истории о предсказаниях парижской Пиковой дамы можно прочесть здесь: http://www.oracle-today.ru/articles/24271/

Юлия Самойлова (ур. Пален) (1803 - 1875), графиня



Усыпальница А.Перри и Ю.Самойловой

Юлию Самойлову обессмертил своими прекрасными полотнами Карл Брюллов. Любимая муза художника, она вдохновляла его на самые лучшие творения.



К.Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини, Русский музей, Санкт-Петербург

В знаменитом "Последнем дне Помпеи" Брюллов написал Юлию трижды: рядом с собой с кувшином на голове, лежащей на мостовой около ребёнка и в виде матери с дочерьми в левом углу.



К.Брюллов. Последний день Помпеи, 1833. Русский музей, Санкт-Петербург

Их любовь была велика, хотя они неоднократно расставались и имели разные увлечения. Но... женщина принадлежит не тому, кому отдает тело, а тому, кому дарит сердце и душу. В этом смысле не было более близких людей, чем Брюллов и Самойлова; для художника же Юлия всегда была не только музой, но и главной женщиной в жизни.

В 1845 году Юлия Павловна вышла замуж за молодого итальянского певца Пьера-Антонина Перри, однако семейное счастье ее было недолгим - через год Перри умер от чахотки. Тело его перевезли в Париж и похоронили в склепе на Пер-Лашез. Здесь же через 30 лет нашла свой покой и графиня Самойлова...



Интерьер склепа, где погребены Перри и Самойлова. На стеле выбита надпись "Пьеру Антонину Перри его вдова Жюли, урожденная графиня Пален"

На закате жизни Юлия Павловна обеднела, но даже в годы нужды и разорения она категорически отказалась продавать принадлежащие ей картины кисти Брюллова...



К.Брюллов. Всадница (портрет Джованины и Амалиции - приемных дочерей графини Самойловой), 1832. Третьяковкая галерея, Москва

О Самойловой и Брюллове: http://www.liveinternet.ru/users/handbalancing/post157140450/

Колумбарий

В колумбарии Пер-Лашез покоятся урны с прахом нескольких десятков тысяч человек. Это большое двухэтажное каре, в центре которого находится крематорий, облик которого явно отсылает к архитектуре собора Святой Софии в Стамбуле. Только вместо минаретов у крематория трубы...



Я шел в колумбарий, чтобы посмотреть на ячейку под номером 6685, о которой речь впереди, но поднявшись на второй этаж галереи неожиданно увидел прислоненные к стене балетные тапочки и выбитое на черном мраморе имя: Айседора Дункан (1877-1927).

Какой человек, какая судьба...



Танцевальные номера Айседоры были похожи на ожившие сцены с греческой вазы: развевающийся красный шарф, легкий до неприличия греческий хитон, сквозь который угадывалась обнаженная кожа, босые ноги, летящие волосы, свободный стиль танца, гениальные импровизации, которые танцовщица создавала под любую музыку, которая играла в этот момент…



Айседора Дункан в танце

Говорят, Айседора сделала для раскрепощения женщин больше чем любой кутюрье и все феминистки. Она бывала везде: в Европе, Америке, России и всюду ее танец производил фурор. В 1921 она приехала в Москву "учить большевиков танцевать". Здесь она стала женой Сергея Есенина, и, хотя союз их не был счастливым, она искренне любила поэта и даже пыталась покончить с собой после его смерти.



Айседора Дункан и Сергей Есенин, 1923

В 1925-м Айседору спасли, но рок оказался неумолим: в 1927-м она трагически погибла, когда конец ее длинного красного шарфа застрял во время езды в задней оси открытого автомобиля. Крепкая ткань намоталась на колесо и сдавив горло разорвала сонную артерию. Смерть Айседоры наступила мгновенно.

В ячейке колумбария №6685 покоится прах одной из самых противоречивых фигур нашей истории - батьки Махно.

Нестор Махно (1888 - 1934)



В советское время Махно называли бандитом, ему часто приписывали гротескно-отрицательные черты. Но он не был ни разбойником, ни антисемитом, ни клоуном. Как убежденный анархист Махно всегда боролся за свою локальную "народную" правду, противостоя всякой власти, которую он считал поработительной для крестьян. В 1917м он раздавал землю, в 18м воевал против немецких и гетманских войск, бил петлюровцев. В 19м вместе с Красной армией сражался против Деникина, но затем порвал с красными и перешел к партизанской войне "против всех". В 20м он снова был в союзе с красными, но после победы над Врангелем Красная армия повернулась против махновцев и в конце концов разбила их...



Нестор Махно, 1921

В 1921 году тяжело раненый Махно с остатками своих людей переходит в Румынию, где его заключают в лагерь. Через год он бежит оттуда и оказывается в Польше. Там его пытаются уговорить с одной стороны украинские националисты, с другой - польские коммунисты, но он отказывает и тем и другим, после чего оказывается в тюрьме, а затем на поселении. С помощью эмигрантов-анархистов Махно получает разрешение на выезд в Германию, но там его захватывают агенты Коминтерна и везут в Берлин для передачи в Советское посольство. По дороге Махно выбрасывается из машины и сдается немецкой полиции, после чего ему помогают перебраться в Париж. Там Махно продолжает политическую деятельность, его даже зовут возглавить революцию в Испании, но он уже физически не в силах это осуществить из-за старых ран и обострившейся болезни. В 1934 году Нестор Махно умер от туберкулеза, а прах его был захоронен на Пер-Лашез.

Вид с центральной аллеи Пер-Лашез. Вдали виден Пантеон - еще одна усыпальница знаменитых людей Франции.



Продолжение здесь: http://nikolai-endegor.livejournal.com/107054.html

paris walks, sculpture, russians, history, paris, cemetery

Previous post Next post
Up