Все началось с поэзии. Точнее, с поэтического конкурса "Горю поэзии огнем", на котором я победила в спецноминации от музыканта Вадима Самойлова ("Агата Кристи") и получила в качестве приза посещение его концерта в любом городе. Поскольку в Киров Вадим как раз только что съездил, мы не стали ждать его следующего пришествия, а утром 8 марта оставили Варю бабушке, сели в машину и поехали в Нижний Новгород.
Мы приехали вечером и кроме концертного зала больше нигде не были, поэтому Нижний на этот раз опустим. Зато на следующее утро мы направились в
Музей горного дела, геологии и спелеологии в д.Бебяево Арзамасского района.
Музей располагается в действующей шахте Пешеланского гипсового завода. Если вам интересно, как шахта выглядит снаружи, то показываю - вот так: пара неприметных зданий за забором.
Вокруг на радость Диме по узкоколейной железной дороге курсировал мини-поезд, везущий добытый гипс на завод.
Ко времени начала экскурсии собралась большая группа - человек 25. Нам выдали экипировку: куртки, каски и фонарики. Кстати, оказалось, шахтеры не надевают фонарики на каски: это неудобно. Лучше повесить шнур от фонарика на шею и при необходимости брать его в руку и светить, куда надо. Аккумулятор у фонарика очень большой, он кладется в карман куртки.
Куртки мы надевали прямо поверх своих и не пожалели: в шахте холодно и сыро.
Вход в шахту тоже выглядит непримечательно. Но не обошлось без иконы.
Мы спускались в шахту гуськом, остановиться не было возможности, поэтому на моих шахтных фотографиях только чужие люди. Хотя, конечно, в одинаковых куртках и касках все равно не разберешь, кто свой, а кто чужой.
Мимо нас пару раз с грохотом проносился поезд с гипсом, приходилось прижиматься к стене.
В одном месте нас порадовал намерзший ледяной столб (прямо как в
Кунгурской ледяной пещере). Креативные шахтеры раскрасили его в триколор, правда, краска уже почти слезла.
Наконец мы пришли в сам музей. Он расположен в выработанных камерах, образующих своеобразные залы. Первый зал был для нас самым интересным: он рассказывал о работе шахты. Раньше вагонетки с добытым гипсом тащили бедные лошади, которые всю жизнь работали в полумраке, практически не выходя наружу. Камень добывали простой киркой. Зато теперь добыча ведется с помощью динамита, каменные глыбы поднимает на вагонетки специальный погрузчик, в шахте нормальное освещение и вентиляция. Интересно, что до начала разработки новой зоны все тщательно просчитывают специальные люди - маркшейдеры. Они размечают, где можно вести взрывные работы, а где будут своды. Все своды в шахте - естественные. Если маркшейдеры ошибутся, может произойти обрушение.
Здесь же были выставлены и образцы продукции завода: гипсовые блоки, плиты для перегородок, гипсостружечные плиты. Как уверяла экскурсовод, гипс, добываемый в шахте Пешеланского гипсового завода, отличается особой чистотой и экологичностью.
Усилить полезное влияние гипса на здоровье человека решили с помощью карельского шунгита и оформили в музее шунгитовую комнату, пребывание в которой в течение 20 минут дает эффект, равносильный двухнедельному отдыху на море. Однако опробовать эффект на себе в полной мере нам не дали, поскольку за сеансы посещения шунгитовой комнаты берется отдельная плата.
Коллекция минералов нас не очень впечатлила: надо быть большим любителем камней, чтобы их увлеченно разглядывать (в нашей группе таких не нашлось). Охраняет все это подземное добро Хозяйка гипсовой горы, в помощниках у нее олененок и жуткая собака с красными глазами.
В следующем зале нам показали копию наскальной живописи из знаменитых пещер и рассказали про спелеологов. А дальше пошел какой-то треш: сборище динозавров
и нестрашные ужастики в затопленных камерах.
Закончилось все экспозициями гжельского фарфора, при производстве которого используются формы из пешеланского гипса, и изделия Борнуковской камнерезной фабрики. А потом нас снова ненадолго выпустили в волнующий мир шахты с его шумом вагонеток, загадочными ответвлениями и удивительными людьми подземелья.
Каким светлым показался на выходе этот мартовский день! А еще проснулось чувство голода. Значит, нам в
Арзамас!