Следующий день после
взятия горы Малый Оштен был посвящен разным мелочам, которые мы еще не успели посмотреть. Сначала мы доехали по дороге, ведущей на КПП "Лагонаки", до Большой Азишской пещеры.
Мы экипировались в толстовки и джинсы (к счастью, в тени деревьев около пещеры было не очень жарко), купили входные билеты и стали ждать сеанса, который, видимо, проводился по мере набора группы. Люди стали подтягиваться, у кого не было теплых вещей, брали на прокат фирменные оранжевые толстовки с надписью "Большая Азишская пещера".
Наконец подошел наш экскурсовод, и мы спустились по железной лестнице на высоту примерно минус третьего этажа. Сразу почувствовалась разница температур - в пещере всегда +6 градусов.
Экскурсовод стал рассказывать о карстовых пещерах с забавной интонацией, с которой рекламируют товары в метро. Большую часть из того, что он говорил, я уже знала из моего предыдущего опыта посещения пещер. Мне запомнились перечисленные экскурсоводом отличия живой пещеры от мертвой (т.е. той, в которой уже не растут сталагмиты и сталактиты), и один из них - наличие двух входов в пещеру. Он сказал, что Новоафонская пещера, которую я давно очень хочу посетить, как раз относится к мертвым.
Стены пещеры были полностью покрыты разнообразными пещерными образованиями, что придавало ей нарядный вид. Конечно же, не обошлось без "Хозяина пещеры" и различных сказочных героев, но их фигурки были гораздо меньше, чем в
Мраморной пещере, и фотографировались они очень плохо.
И, конечно, пещера была гораздо менее протяженной, чем та же
Мраморная или
Кунгурская.
Зато в Большой Азишской пещере есть своя подземная речка, причем ученые до сих пор ломают голову над тем, куда стекают ее воды.
Пещера закончилась огромным сталагнатом, возраст которого - миллионы лет. Меня удивило то, что сталагнат разрешили потрогать и загадать желание: обычно в пещерах ничего трогать нельзя, чтобы не нарушить хрупкий пещерный микроклимат.
Мы немножко свободно погуляли по пещере и вышли на свет божий. Сходили на смотровую площадку неподалеку, но по сравнению со вчерашними видами открывшаяся панорама не заслуживала особого внимания. Мы сели в машину, сняли теплую одежду и поехали в Даховскую.
В этой бывшей казачьей станице работал фуникулер для подъема на гору и обзора открывающихся с нее видов. Мы захотели воспользоваться подъемником просто так, ради него самого, чтобы "посидеть и ножками поболтать".
Когда мы поднялись, наверху обнаружили указатель на скалу "Чертов палец", до которой, судя по указателю, было 3 км. Мы слышали про эту скалу и рассматривали вариант сходить на нее с Даховской, но не успели, а тут подвернулась возможность пройтись до нее легким прогулочным шагом по горному хребту. Путь лежал через экстрим-парк, куда мы заглянули ради смотровой площадки. С нее открывался вид на Даховскую.
Заодно мы посмотрели, как группа людей штурмует веревочный парк, катается над пропастью на троллее и занимается скалолазанием. Впечатляет, но мне как-то гораздо интереснее просто походить по горам и посмотреть природные красоты.
Наконец мы дошли и до "Чертова пальца". Скала на самом деле невысокая, в человеческий рост. Можно встать между этими "чертовыми пальцами" и сфотографироваться, но мы не рискнули, т.к. не рассчитывали на прогулку и были уже обуты не в спортивную обувь.
Когда мы спускались вниз, на канатке зачем-то включили громкую (и при этом весьма дурацкую) музыку. Нашему с мамой гневу не было предела, потому что подъем под пение птичек и шум листвы был куда приятнее. А музыку мы и дома можем послушать, причем такую, какая нам нравится.
Давно настало время обеда, и мы решили устроить пикничок на берегу речки Дах прямо у старого Даховского моста. Этот мост был построен в 1906 году казаками, и теперь является памятником архитектуры. Чтобы мост был более прочным, в раствор добавляли яичный белок. И сейчас по мосту можно без опаски ходить (но мы не рискнули, да и нечего тревожить памятник архитектуры).
После еды мы тронулись в обратный путь, и на этом наше путешествие окончилось. Что сказать напоследок? Горная Адыгея прекрасна, это настоящий отдых для глаз и для души, и при этом хорошая разминка для тела. Лучше гор, как известно, могут быть только горы.