Армения:Агарцин, Гошаванк, Севанаванк, Норадуз

Mar 24, 2012 17:48








Агарцин.
Этот небольшой монастырь затерялся в лесу высоко в горах. И среди деревьев - зеленых летом и коричневых зимой и осенью, он сразу же бросается в глаза своим голубым отблеском, который придает ему слияние практически белого камня и солнечного света.




Строения монастыря датируются 13 в. Сейчас его интенсивно восстанавливают. На территории монастыря находится усыпальница рода Багратуни.












Из-за восстановительных работ нам мало что удалось увидеть. Но напротив монастыря на холме также есть полуразрушенные усыпальницы.


Гошаванк.
На берегу реки Гетик, на месте более раннего монастыря Гетинского, который был разрушен землятресением, возведен Гошаванский монастырь. Назван он в честь выдающегося мыслителя Мхтира Гоша, который построил главный храм  - собор Аставацин (12 в.). Здесь же он был похоронен. Строительство монастыря начато в 1188 г. и закончено в 13 веке.








Стены главного храма покрыты надписями.








Комплекс монастыря компактен, но здесь есть и колокольня - скрипторий, и часовня-аудитория и несколько церквей. 








Знаменит монастырь тем, что здесь работал знаменитый армянский скульптор Погос - создатель непревзойденных по мастерству хачкаров. Для монастыря он сделал два хачкара, один из которых храниться здесь, а другой выставляется в Государственном музее истории Армении в Ереване. Имя создателя хачкара выбито на левой звезде внизу. Если приглядитесь, той увидите, что ни одно из кружев на хачкаре не повторяется. Это больше напоминает плетеное кружево, чем работу по камню.

  

Севанаванк.
Через горный туннель наша дорога лежит на юг к знаменитому озеру Севан. По одной из версий название озера произошло от урартских слов Сиунна и Шанна, что означало Озерная страна. Версия эта зиждется на найденных на берегу озера урартских крепостях.




Но наш путь лежит к знаменитому Севанаванскому монастырю. От него остались только два храма - Сурб Аракелоц и Сурб Аставацин, воздвигнутые в 9 в.










В Сурбе Аставацин мы увидели потрясающий хачкар с изображением людей, что встречается крайне редко.


Монастырь прекратил свое существование в 1930 г., когда отсюда ушел последний монах. Однако в настоящее время храм Аставацин действующий, кроме того у подножия холма, где располагался монастырь, открыта семинария.

Айраванк.
Недалеко от Севанаванка, если ехать по берегу озера, находятся развалины еще одного монастыря - Айраванка. Храм в нем тоже действующий.








Мы все время задавали себе вопросы, почему в храмах стены черные, и здесь нашли на него ответ. Раньше было принято свечи ставить не в подсвечники, а прикреплять их прямо на стены. Так они и коптили стены старых храмов. Однако сейчас в армянских храмах свечи ставят в песок, который иногда заливают водой. Очень красиво.






Хачкары Норадуз.
Деревня Норадуз знаменита своим кладбищем хачкаров (дословно - крест-камень). Их здесь около 800 штук, датируемых 9-17 в.в.




Есть легенда, которая гласит, что когда сюда вторглись турки-османы, местный правитель, который не мог противостоять туркам по численности войска, приказал одеть на хачкары военную форму. В сумерках издалека казалось, что стоит огромное войско. Турки испугались и отошли.






Хачкар представляет собой уникальный памятник армянской культуры. Источник искусства хачкар восходит к дохристианскому времени, когда на берегах рек устанавливались идолы поклонения воде - «вишапы». Позже урартские цари устанавливали памятные стелы. С приходом христианства стали устанавливать сначала деревянные хачкары-кресты, а потом они заменяются на каменные.




От Севана наш путь лежал дальше на юг. Проезжая через Селимский перевал (потрясающее по красоте место, безлюдное до такой степени, что любая встречная машина мигает и клаксонит тебе как долгожданному и доброму знакомому),




мы наткнулись на караван-сарай, расположенный на высоте 2410 м.






армения

Previous post Next post
Up