На полпути от Хамы до Алеппо находятся еще два местя, которые посещают многие туристы в Сирии - Апамея и Мертвые города. Апамея (Apamea) - развалины огромного города, не уступающего Пальмире. Было время, когда этот город процветал, а за обладание им сражались войска нескольких империй. А сейчас полновластными обитателями его являются колючки, похожие на цветы, черепахи и овцы.
Город был основан Селевком I в 3 веке до н.э. и назван им в честь своей жены-персианки по имени Афамия. Вообще городов с таким названием в древние временя было аж восемь в разных частях (в вавилоне, Медине, Фигии и пр.). Поэтому, чтобы не путать, город еще носил название Апамея на Оронтосе (название реки). В 64 году до н.э. город захвачен Помпеем и присоединен к Римской империи. Тогда начинается его наибольший расцвет. Уже в нашем времени после землятрясения римляне перестраивают город по подобию всех римских городой того времени с одной главной улицей посередине, вдоль которой на несколько километров тянется колонада.
Город настолько огромен, что мы не смогли полностью его обойти, поэтому даже не увидели крепостных стен, которые располагаются в нескольких километрах от основных развалин. Мне показалось, что Апамея была гораздо больше Пальмиры, хотя она и не так знаменита. На этих фото только часть главной улицы, которую я смогла охватить.
Согласно истории город посещали даже императоры. Так здесь останавливался Марк Антоний с Клеопатрой. После распада Римской империи город остается в составе Византии, пока его не захватывают персы в 612 году. Но к тому времени город уже утратил свое величие. В крестовых походах его попеременно захватывают то крестоносцы, то арабы. От мусульман на одном из холме сохранилась цитадель, где сейчас живут местные жители.
В 13 веке после очередного землятрясения город окончательно прекращает сове существование за исключением небольшой деревушки на его окраине, которая и поныне там. Надо сказать, что развалины этого города были одной из причин, побудивших нас поехать в Сирию. Увлекаясь произведениями Лиона Фейхтвангера, особенно теми, которые повествовали о временах Римской империи, мы загорелись желанием посетить те города, о которых он писал. А Апамея - была описана у него в романе "Лже-Нерон". И хотя, скорее всего, Фейхтвангер описывал иной город (еще три известных Апамеи находятся на территории Турции, которая также есть у нас в планах, а местонахождение других сейчас неизыестно. И, кстати говоря, практически все города, носящие это название были основаны именно Селевком I, видимо очень любил он свою жену:)), Но эта Апамея наиболее сохранившаяся среди других.
В нескольких десятках километров от Апамеи, среди разбросанных деревень и садов, затерялись Мертвые города (Dead Cities). Всего их около 700 заброшенных селений, но самые большие среди них четыре: Serjilla, Al-Bara, Ruweiha, Jerada. Мы смогли найти только два изних, потому как указателей в местности нет и все они, за исключением одного Serjilla, практически спрятаны в садах, да и времени искать все у нас не было. Города эти называют также городами-призраками. Все города эти относятся к времени Византии и были населены христианами. До сих пор является загадкой, почему их забросили, т.к. следов битв обнаружено не было. Большинство историков склоняется к тому, что когда эта территория была захвачена арабами, торговые пути изменили свое направление, и города остались на перефирии их, поэтому все жители и ушли - кто к арабам, кто в Византию. Наиболее раскрученный город Serjilla посещается практически всеми организованными туристами.
общественные бани.
Дома там строили по очень необычному проектированию. Нижние этажи поддерживались дугами, вместо свай. Впервые видела такое.
До остальных, вряд ли кто доезжает. Хотя когда мы искали их, то свои услуги нам предлагали местные мальчишки, некоторые из которых неплохо говорят по-английски. От их услуг мы отказались и плутали самостоятельно, в результате чего доехали до развалин еще одного города, как мы поняли, Jerada.
Это были фактически последние места в большом путешествии по стране. На следующий день наш путь лежал обратно в Дамаск, но по пути туда мы посетили еще один христианский монастырь Мар Мусу, о котором я расскажу в последней части своих записок о Сирии.