Далее халява закончилась, начались трудовые будни, из-за этого и фотоаппаратом пользовался редко и в основном вечером... Единственная засада - к концу дня не забыть успеть подняться на вершину и попасть к себе в Шутдорф, а то подъемник заканчивает посадку в 16-00 и никакие аргументы не действуют. Говорят - садитесь на автобус и езжайте себе в свой Шутдорф... В первый день, еще не совсем разобравшись c тонкостями местной топографии, благополучно промахнулся мимо этого самого подъемника и деваться было уже некуда - пришлось спуститься в городок Цель-Ам-Зее. Выйдя со станции высадки, увидел много кучек толпящегося народу, но ни одна из них не была похожа на ожидающую автобус. Кто ж знал, что некое подобие местного атовокзала заныкано где-то на задворках? Спросить как-то не догадался, решив что все тут в Европе маленькое и игрушечное, в том числе и расстояния между остановками. Пойдем вдоль дороги, авось встретиться bus-point, благо направление предельно ясно - справа гора, слева - озеро, двигаемся прямо. Предположение об игрушечности продтвердилось лишь частично - городок закончился, а остановки как-то не видел... Может, во-о-о-о-н в том закутке? Нет... А может в этом? Не похоже... За мной бодро шествуют вдое бордистов. Потому как они озирались, возникло ощущение что они орентируются здесь абсолютно так же как и я (то есть никак), но приняли меня за путеводную звезду. Наивные... Интересно, они слышали когда-нибдуь про Ивана Сусанина?
Наконец на пределе видимоcти появляется указатель - надежда хоть на какую-нибудь ясность. Надежда оправдалась- Шутдорф направо. А что это там рядышком?.. Yes! Вот она, остановка. Столбик, на нем табличка - на желтом фоне зеленая буква "H". Даже если напрячь самые смелые лингвистические фантазии, нет решительно никакой логики в понимании, коим образом буква "ейч" относиться к автобусам, но факт есть факт - это остановка. Подходят изрядно запыхавшиеся бордисты. По речи - предположительно итальянцы. На ломаном английском общаемся. Действительно, они не в курсе как идти, но конечная цель у нас одна - Щутдорф. Задают смешные вопросы - как я думаю, далеко ли нам таким образом шлепать и насколько это возожно вообще? Я ответил в том смысле, что в бордических ботинках могут попробовать, но я, пожалуй, подожду
. Через несколько минут ожидания в воздухе завитала мысль о такси. Обсудили. Решили поделиться на всех. Остановили. 8 евро? Офигели?!
Там езды не больше 5-7 минут. Да у нас даже около аэропорта стока не стоит... Ладно, сил нет ждать и все равно ски-басы уже закончились и начались пост-басы. Разницы ни по маршруту, ни по автобусам никакой, кроме того что уже надо платить (кстати, 1,5 евро). Поехали. Доехали до единственного знакомого мне ориентира - подъемника в Шутдорфе (если б успел на подъемник, был бы тут часа полтора назад безо всяких геморроев). Расплатились. Я протягиваю десятку (меньше нет), у таксера тока 2 евро сдачи. У итальянцев мелочи тоже нет, та же самая десятка. Результат - я проехал на халяву, хоть и был инициатором
.
Дальше надо идти в коттедж. Стемнело, дорогу помню мутно и еще не дает покоя ногам дурная мысль: "Я ж хотел сократить путь!". Сократил, блин... Какие-то задворки магазинов, огромаднейшие (но пустые) парковки, переход через ж/д, перелезания через колючую проволоку (!) и заборы- и все это с лыжами на плече, с палками в руках и в горнолыжных ботинках. Единственная отрада - купленная по дороге банка пива, что на пересохшее горло как учкудук в пустыне... Но дошел-таки... Выкинул банку легким движением руки в мусорку, только потом сообразив, что на ней (мусорке) что-то написано... Оказалось (и что-то такое на краешке памяти теплиться - мне рассказыали), что у них там контейнеры отдельно для каждого вида мусора. Пластик, метал (жесть), стекло... Я не глядя швырнул жестяную банку в бак для пластика, куда она с утробным звуком и провалилась. Доставать не стал. Надеюсь, я не устроил экологическую катастрофу в отдельном взятом городке Австрии
. Все, сил только на душик и баиньки... Но перед сном дал себе зарок больше не искать короткой дороги...
...Масса учебных трасс - это хорошо. Но скучно
. Но что удивило - немеренное количество народу. В очередях по нашим меркам стоять почти не приходиться - подъемники работают быстро и их много. Но все это количество высыпает на трассы, хоть и достаточно широкие, но они тут же плотно заполняются катающимися разных возрастов, стилей, и снаряжений. Кстати, бордистов - процентов 10 от общего числа катающихся (есть подозрение, что половина из них - наши), инструкторов практически нет. Что не скажешь про лыжных - эти как раз снуют и индивидуально, и с группами разного количества, разговаривают на разных языках. Есть и славяне, худо-бедно говорящие по-русски, есть и те, для которых русский язык явно родной. Очень много детских групп, причем ученики говорят на разных языках. Как они понимают инструктора и друг-друга, остается загадкой. Хотя в основном у них процесс обучения складывается из катания строем за инструктором, но много всяких разных упражнений, развлекух, учебных слаломных трасс и подарков. Дети, по отзывам, довольны. В стоимость данного развлечения не вникал
. Пока поднимался на креслах над учебной трассой, подсматривал за учебным процессом. Много всего разного (известного и неизвестного), но более всего понравилось один метод - чтоб народ выходил из плуга на параллельные, у инструктора припасены веревки. Сами ученики себя связывают за коленки и так и едут
Надо взять на вооружение...Было желание предложить для мягкости хода еще одно изуверское упражнение - завязать глаза и по буграм. Но про такой плотности катающихся были бы эксцессы. Хотя надо сказать, что все едут достаточно корректно, «летающих ломов» почти нет. Для меня, правда, было шоком, когда мы на пересечение с учеником выезжаем на пологую, но узкую трассу. Народ валит единым сплошным потоком совершенно без пробелов. Ветераны броуновского движения, блин... Приходилось выезжать мне сначала на трассу, мощным торсом в полной защите слегка перегораживать поток, пропускать ребенка и ехать за ним, прикрывая с тылу. Никто почему-то не возражал
Вообще там много русских. В какой-то момент даже забываешь, что ты в забугорье. Показателен был как-то факт: мы из большой очереди садились в 8-местный вагончик. Все сели, поехали. Тут ребенок какой-то начал болтать. Потом парочка обменялась парой словами. Потом мужик достал телефон и начал говорить. В общем, оказалось что по абсолютно случайной выборке в вагоне оказалось все 8 русских! Даже странно, что они еще не выучили наш язык.
В кафе наш английский понимают прекрасно, причем фраза типа «Уан кофе виз молоко, битте. А еще к нему ту бренди. Или нет, лучше ту дабл водку» вполне для продавцов понятна. Говорят: «Коффи?» и показывают вверх большой палец. Непосвященный может подумать, что кофе у нас супер, одобряем выбор. Покупатель кивает, мол, понял... Оказывается, это у них означает «один» (дикий народ!), в отличие от нас, которые показывают указательный палец. Хорошо хоть не как в Болгарии, кивок головой у них все-таки означает «Да!», а то совсем бы крышу у наших сорвало.
Но если можно использовать для обозначения некоторых блюд практически интернациональные слова (чикен, чизбургер, опять-таки водка), то в целом читать надписи на немецком составляет некоторую проблему. В частности, буква «S» у них означает звук «з», в свою очередь буква «Z» у них звук «ц». И уж боюсь представить, что у них означает латинская буква «C»
А что от них еще ждать, если «евро» (euro) называют «ойро»! А то, что еще есть и буквы с двумя точками сверху, вызывает желание прочитать как «ё», независимо от того, над какой латинской буквой они стоят - хоть «о», хоть «u». Еще одна проблема - у них как-то мало пробелов между словами. Охватить одним взглядом слово почти невозможно. Приходиться разбивать на части. Например, я логически для себя заключил, что если паровоз из букв кончается на «bahn», то вполне вероятно что это подъемник. Потому как на карте это окончание встречается около каждой ниточки канатки. Был горд своими лингвистическими выводами и уверен на сто процентов в этом, пока не увидел указатель с тем же окончанием, но направленным в сторону от горы. Много думал. Решил не делать поспешных выводов и завязать с попыткой изучения немецкого. Хотя прикольно было посмотреть по TV, например, фильм «Пятый элемент» на немецком. А уж как Джеки Чан по дойчу шпрехает, вызывало бурю восторга. Так как вечерам делать одному абсолютно нечего (или дорого), местное TV был практически единственный источник развлечения. С удивлением обнаружил знакомые передачи, например, аналог нашего «Миллионера». Не знаю кто у кого слизал, но повторяется все полностью - антураж, музыка, подсказки. Вот тока денежные единцы другие - они играют до миллиона евро
. При мне один товарищ выиграл. В таких случаях сразу лезут мысли на тему "как бы я потратил милион евро". Ага, размечался... Игра «Такси» так же полностью до музыки и огоньками совпадает с нашей. Даже ведущий чем-то похож. Единственное различие - у нас я ни разу не видел, чтоб было задание на правописание слов. Для них - самое сложное, процент попадания не больше 20. Интересно, что было бы у нас?
Но самое действительно ценное по телевизору - это обзорные камеры, которые в режиме реального времени передают информацию с разных мест катания. Из них я кажое утро узнавал какая там погодка на горе и вообще что происходит. Половина времени складывалась такая ситуация, что внизу - туман (иногда даже горы не было видно), а на верху светит солнце.
Правда, информация далеко не всегда радостная - в какой-то момент узнал что с утра на высоте 2450 м было +6 градусов и что на вершине всего 62 см снега. Чего хотят в этой небесной канцелярии, то и творят
. Но на удивление все-таки все склоны были ухожены и катабельны. Хотя катать под проливным дождем в этот день было мало желающих. И подъемники - все без исключения - работали и крутились строго во время, написанное внизу. Как-то спустился (уже после обучения в этот день) на черную трассу с другой стороны горы. Действительно черная. От земли
Эта чуть ли не единственная трасса, которую не подсыпают. Пока ехал, пока поднимался на бугеле - ни одного человека (кроме меня). А крутят все-же, не отрубают. Собственно, только в заключительный день был очень сильный ветер на вершине и вот тогда-то я вспомнил родину
. Подъемники работали до середины горы, а народ набежал, благо погодка была очень даже ничего, ночью выпало чуток снежка, а тут такой облом... Ну не домой же идти! И все ломанулись на эти два подъемника на всю гору. Очередь внушала и ожидание было не меньше 30 минут. Видать, администрация не выдержала под натиском толп и все-таки открыла вершину, не смотря на ветер. К тому же маятниковый подъемник как-то не умеет высаживать с середины горы, и все равно народ катил до верху. Верх ледника, говорят, вообще был закрыт.
В какой-то из дней клиент запросил пощады, и, удивительное дело, у меня был свободен день с часу. Обычно мы катались и после обеда, а тут такая халява! В тот день я решил съездить на ледник, который повыше и там, говорят, даже круглогодичное катание. Вниз скатился, сел на ски-бас. Вообще ходят не так чтоб часто - ждать пришлось минут 20, потом еще и ехать 30. Первая очередь (не катабельная вообще никогда) - две параллельные канатки 8- и 20-местные вагоны. Причем этот 20-местный отнюдь не маятниковый, который один туда, другой сюда, а пока едут - жди в очереди. Периодичность этих вполне сравнима с маленькими вагонами, только висят они не на на одном, а на двух тросах. Верхня станция первой очереди по традиции объединена с низом второй. Рядом - дублирующая креселка с защитными кожухами (первый раз такую видел!). По схеме есть места для внетрассового катания, даже написано что есть естественный халф-пайп
. Пока поднимался, всматривался. Есть следы среди камней, половинчатой трубы как-то не наблюдается. Решил стопудово в завершение катания проехать по этой так бы называемой внетрасске. Верх второй - и поляна для тусовок размером со стадион. Огромная столовка самообслуживания на втором этаже, ски-сервис, прокат, некая академия лыж (не ручаюсь за точность перевода), и просто море народу. Прохожу мимо благ цивилизации на третью очередь. Выезжаю за фуфырь... Матерь Божья! Помню, была такая игрушка на компе в давние времена. Называлась TIM (The Incredible Machines). Там все что-то крутилось, сверкало, работали какие-то транспортеры, прыгали шарики и т.д. Вот эту игрушку мне напомнил пейзаж, который открылся передо мной... В разные стороны работают всяческие подъемники, пересекаются под разными углами, на верх идет фуникулер, от него чуть вниз можно спустисться на вагоне (мне кажется, на рельсах), куча народу как частицы в броуновском движении, туда-сюда, туда-сюда, и без свсякой сиситемы. Жалко фотика не было, не смог заснять... Зато снег естественный - ни одной пушки в окрестностях. После расквашенного снега на синих трассах в Цель Ам Зее просто как бальзам на душу. Поднимаюсь в основную зону катания на бугеле... Дует, однако... Даже как-то прохладно, что непривычно. Легкомысленная веревочка, закрывающая накатанную лыжню (и бордню
) на небольшой целячок, ессно, не помеха. На траверсе обгоняю ластоногих, судя по разговорам - русских. С самой верхушки целика: «Э-эх-ма!». Получился неожиданный «старт прорайдера»... Ластоногие наверное апплодировали - но я не видел, дальше уже уехал, ведь «старт прорайдера» подразумевает (если кто не в курсе) кувырок через голову и дальше без остановки на лыжах. Сам придумал
. Надеюсь, лыжный патруль не видел, а если и видел, то не догнал. Вообще там их я видел токлько на закрытии трасс и ни о каких ужасах про отобранный ски-пасс из-за хулиганств на горе там не слышал. Хотя до того доходили слухи о подобной практике в забугорье... Заключительный спуск по внетрасске доставил удовольствие постольку поскольку соскучился. А так - снега не так чтоб много, и все укатано. Ну-с, можно и домой...
По дороге к коттеджу проходить приходиться через 3 супермаркета (названия двух из них - известны и у нас в России). Народ работает там совсем избалованный. Правда, и лом покупателей как-то не наблюдается. Работают они там в режиме с 10 до 18 по будням, с 10-12 по субботам и вообще не работают в воскресенье! У нас за такое бы ваще перестали к ним ходить, а тут альтернативы нет. Вернее, есть: бензоколонка, с расположенным рядом с ней минимаркетом. Но там вообще работают безбожники. У нас с полным разгулом демократии до этого еще не дошло. Например, банка пива в соседнем, но, увы, закрытом супермаркете стоит в среднем около 0,5 евро. Та же банка (даже не охлажденная!!) на бензоколонке стоит 1,5 евро. 300 процентов накрутки! Чтоб я так жил!
Или еще один момент - перед магазином стоят в ряд обыкновенные тележки. Но соединенные цепочкой.
Для того, чтоб ее разъединить, надо положить монетку. Там две щелочки - на 1 евро и на 50 евроцентов. Я сразу решил, что не буду кормить жадных буржуинов за пользование тележкой. Заходил в магазин в горнолыжных ботинках, складывал скромные покупки в шлем и шел на кассу. И только в Москве мне коллеги объяснили, что при постановке тележки обратно монетки выскакивают
. И сделано все это для того, чтоб был порядок - попользовался, поставь на место. Хочешь оставить на парковке - пожалуйста, но тут же найдутся желающие телегу сдать и заполучить ваши денюжки. Кстати, никакой камеры хранения при входе для рюкзаков даже не предусмотрено. Верят
Покупал нехитрый ужин, а в день с конкретным дождем купил литровую бутылку глинтвейна (они называют его глюнтвайн и по-другому не понимают
. Пришел домой, подогрел кипятильником (хозяйка увидев бы это грохнулась наверное в обморок), добавил чуток крепости - полегчало
Первые два дня я приходил к коттеджу и упирался в закрытую общую дверь. Возмущался - еще ж не поздно! А если я приду действительно поздно, а хозяева не услышат звонок? Куковать до утра на улице? Потом из глубин сознания выползло воспоминание, кто-то давно мне рассказывал, что ключи от номера в буржуйских гостиницах подходят к общей входной двери. Попробовал. Действительно. Задумался над механизмом. Внимательно рассмотрел бороздки на ключе. Попробовал на соседнем номере (он был не занят, ключ торчал в замке). Тоже подходит
Дальше экспериментов ставить не стал.
Отдельный разговор - это местные знаки на дорогах. Есть ощущение, что художники позволиляют себе вольность. К тому же - полное отсутсвие ГОСТа
Заметьте, что на второй картинке траектории от колес пересекаются...
У нас человечек на знаке «пешеходный переход» - бесполый, нарисованный примитивно - две палочки, кружочек и хорош. Здесь же явно мужчина со шляпой и в ботинках с каблуками. Интересно, а женскому полу туда вход запрещен?
А мужчинам без шляпы?
Зато есть свои хулиганы. Два знака по разные стороны от "лежачего полицейского". Если присмотреться, на втором полоски явно приклеены.
Километровые указатели - с десятыми. Причем не видел за 100 км транфера ни одного целого
А вот это вообще не очень понятно: грузовики - 100, танки 70? Грузовики видел, танки - нет.
Кстати, разговор про повальное соблюдение правил слегка преувеличивает. По крайней мере это не касалось нашего водителя автобуса. Километров на 20 превышал без зазрения совести - я сидел рядом и все видел
Погулять по Зальцбургу (родине Моцарта и месту, где декабристы разбудили Герцена) не удалось. Просто по времени не вышло. Сразу аэропорт, багаж, граница, дьюти-фри - все стандартно. Приземлились, темень, дождь. Вот и я, здравствуй, Родина! Меня ты приняла, а вот мои лыжики - как-то нет. И - ни ответа, ни привета... Надеюсь, что найдутся