А что там Италия? Сапог сапогом!
Кузнец, к-ф «Формула любви»
Так сложилось, что я при всей своей достаточно активной жизни и паталогической нелюбви проводить выходные и отпуска в городе, ни разу не был за границей. Если, конечно, не считать Украину
Но тут поступило предложение поехать в Австрию в качестве сопровождающего инструктора.
При условии, что под постановлениями партии и правительства окончательно рухнула запланированная возможность ехать в Грузию на Новогодние каникулы, отказываться не стал. Слегка проштудировав имеющуюся информацию по месту катания (Цель Ам Зее - Капрун), счел за благо не париться сам и не парить интернет-общественность всякими вопросами, положившишь решить все на месте. Да и выбора особо не было - место катания и проживания от меня не зависело
. Конечно, был некоторый стрем, ибо первый опыт выезда в забугорье, но не особо.
Описание прохода через границу и полета мало интересно, опустим. Объява перед посадкой не очень порадовала - в Зальцбурге +6 по Цельсию, дождь. При посадке Боинг неожиданно тряхануло, но все завершилось благополучно. Подрулили, традиционный автобус, прошли через границу. Сразу порадовала перед выходом записка на немецком и русском (!): «Просьба предъявить паспорт в развернутом виде на странице с действующей визой». Как потом оказалось, это были единственные русские буквы за последующие 12 дней
. Вышли в зал ожидания багажа - народу мало, багаж прибыл на удивление быстро. Лыж на транспортер не клали, смиренно ожидал в сторонке, привыкнув к Домодедовским традициям - скоро привезут отдельным процессом и выставят неподалеку... Но народ как-то странно себя повел - быстро подхватив рюкзаки-сумки постремился к выходу. Тут что-то бодро и громко сказали по радио на немецком (одно слово - Москау - я понял), потом вроде как тоже самое тихо пробубнили по-английски. Решил за благо пойти в толпе, накрайняк вернуться. Испытал первый шок - оказалось, что наши лыжи вывезли прям на багажных тележках всех валом на автобусную стоянку перед аэропортом! То есть - в общем доступе!
Багажных талонов даже никто и не пытался проверить, а лыжи лежали себе безо всякого пригляда, подходи, бери что хочешь и сваливай. Ну, хорошо хоть чехольчик потрепаный - не приглянется, никто ж не знает что там внутря ни разу не надеваный 63-ий Династар
. Потом мне объяснили, что «Воровать у них не принято». Оказалось чистой правдой - лыжи можно оставляь где угодно и на скока угодно времени. В частности, перед входом в супермаркет на парковке для велосипедов
Ну ладно, встретил русскоговорящий гид, сели в автобус, поехали. Идет дождь, темно, гид че-то по-русски рассказывает, пассажиры тоже говорят, никакого ощущения забугорья. Есть положительные вести - вчера пошел снег. Вроде даже слегка насыпало. А до того (опять-таки по рассказам) было очень мало и травка зеленеет. Еще новость - там на два часа раньше, чем в Москве. То есть я знал, что разница есть, но даже как-то не удосужился выяснить, какая именно. Хотя логично - летели 2 часа на запад, разница такая же. Ехать до места около полутора часов. По дороге раздали проспектики со списком предлагаемых экскурсий: Мюнхен, Зальцбург, фабрика Сваровски, катание на санях, а так же экскурсия с интригующим названием «Путь пастора Шлага». На заинтересованные вопросы прозвучал ответ, что, оказывается, хоть и Швейцария не является Шенгенской зоной, но переезд границы на лыжах вполне законен. Можно подняться на подъемнике на австрийской территории, потом спуститься в Швейцарию, там можно и побродить, и чего-нить купить (нас заманивали безпошлинными швецарскими часами). Правда, и обратно придется пересекать тоже на лыжах - через пост на дороге не пустят
.
Привезли, оставили одного перед дверью темного дома, уехали.
Фотка дома (ессно, не ночью)
Приветливо зажегся фонарь перед крыльцом, срабатывающий от датчика движения. Я-то, наивный, думал что меня ждут с распростертыми объятиями. Позвонил, через пару минут вышел заспанный хозяин (дедок лет 65), чего-то лопочет. Ессно, на немецком. Попытки по-английски объяснить что «Я к вам!» не возымели действия, что-то все-равно лопочет и пытается жестами показать. Догадался достать ваучер от туроператора, возымело действие
На вопрос, когда же мне ожидать завтрак, выдал длинную, но не понятную тираду, в которой я понял тока два числительных - 7 и 10. Логично рассудив, что это скорее всего с семи до десяти утра, окончили содержательный, но малопонятный разговор. Проводили в комнату. Ну, ваще даже при своей непритязательной жизни видывал и получше. Хотя все простенько, кругом ковролин, без излишеств, но кажется все есть. Захожу в ванную: кафель, вcе чисто, коврик, пара полотенцев. Хм, а воинствующий феминизм в Австрии победил. Стульчак поднимается, но в верхнем положении не держится - приходится держать рукой. Ё! А мыла-то нет!!!
Второй шок по приезду. Уж такого я никак не ожидал - мыла в заначке с собой не предусмотрено. А как-то с дороги хочется принять душ. Нет так же и привычных по любой заштатной совковой гостинице стаканов с графином. Ну, это не беда - у меня как раз заныкана железная термокружка с кипятильником. Открываю шкаф - там штук 25 вешалок. Блин, лучше пару стаканов-таки поставили. Сложно представить себе человека, приехавшего на горнолыжный курорт с таким ворохом одежды. Есть двуспальная кровать (т.к. номер двухместный - других там и не бывает, хорошо хоть сосед не предусмотрен
), одеяло пуховое (!), телевизор, пару открытых прикроватных тумбочек, балкон, опоясыващий по периметру весь этаж. Без перегородок. Перед другими закрытыми балконными дверями стоят упаковки с пивом. Вот блин, здесь-же «не принято»! У нас бы в тихую ночь пару банок точно не досчитались
. По телевизору 40 каналов, все на немецком. Хотя нет, как оказалось для разнообразия есть пара на итальянском и пара на французком. На лежащем рядом занюханном листочке (2004 года!) написано, что один английский есть - ВВС. Враки. Ладно, завтра первый день знакомства с забугорьем на свету, пора и баиньки, благо по Москве уже близко к 2 часам ночи. Кровать вроде удобная, тока начал кемарить - начинает трясти и все это сопровождается достаточно громким грохотом. Землетрясение? Вроде в горах может быть, что делать? Кажется, положено покидать жилище. Что, прям через балкон в исподнем? Шум стихает. Оказалось, прям под окнами проходит железная дорога, и если электрички (в два, максимум в три вагона!) проезжают тихо шурша, то товарняки, несмотря на зауженную колею (насколько именно - читайте историю), гремят прям как наши. И хоть и есть шумозаградительный забор, но на втором этаже это малозаметно. Ну и ладно, приходилось засыпать под шум водопада, там децибел поболее будет
Утро. 7 часов по-местному. Еще не очень светло. Предположение о времени завтрака оказалось верным, хотя и не оставляет ощущение, что меня так рано не ждали
. Завтрак внизу (на хозяйской половине дома). Несколько кусочков разной мясной нарезки, две булки, масло, кофе. Честно сказать, привык как-то есть посытнее... Долго не рассусоливая, покончил с этим, пошел в номер одеваться. Выглянул на балкон - а вот он и склон! Не обманули, действительно напрямки метров 800. Правда, как потом оказалось, «забыли» предупредить, что для того, чтоб пройти эти 800, надо с километр упиликать в одну сторону, перейти ж/д, потом стока же в другую сторону.
Пока осматривал окрестности, появилось неясное чувство, что придется как-то перебираться через железку, но хоть знать в какую сторону? Народ, что завтракал вместе со мной, ни разу словом кроме стандартных: «данке шен, битте шен» не обменялись, так что языковую принадлежность выяснить не удалось, то есть спросить не у кого. Наученный опытом предыдущего общения с хозяином, у него решил не спрашивать. А с хозяйкой это еще бесполезнее - туговата на оба уха. А, ерунда! Сам найду. Если в курортном городе на берегу моря надо идти вниз, то тут скорее всего надо идти наверх. Тем более трасса вроде видна, направление ясно. А то вчера ночью гид мне в ночь махнул рукой, мол, пойдешь во-о-о-н туда на подъемник, а потом еще автобус долго петлял и запутывал следы. Не заблудился, хотя конечно 20 минут в горнолыжных ботинках - жесть! Интересное наблюдение - у них оказывается тоже на дороги что-то сыпят против гололеда. Только это не московская соль, от которой еще больше грязи, а чистый (!) мелкий гравий, который даже если и выскользнет из-под колеса, существенного урона не нанесет. Правда, по мне так лучше бы и не сыпали - пешком да в г/л ботинках по нему идти малоприятно. Дошел до подъемника, купил ски-пасс сразу на весь срок катания в зоне Цель Ам Зее - Капрун. По нему можно проходить на любой подъемник в этой зоне (расстояние между крайними - 30 минут на автобусе) и пользование ски-басами с 8 до 17. Есть еще какой-то ски-пасс, о нем постоянно рассказывали по телеку (по-немецки, ессно
), но я так понял что можно купить сразу и на другие близлежащие курорты. Майрхофен - точно, может и еще какие...
Перед подъемником - ощутимая толпа. Но рассасывается очень быстро. Вагоны идут на посадке медленно, но плотно, потом слегка разгоняются, с помощью нехитрых механических приспособлений наскакивают на быстро двигающийся трос и едут уже с приличной скоростью. Тот фуфырь, что виден снизу - это далеко не все
Это лишь треть горы, может даже меньше. Радует. Сажусь в вагончик (6-местный), лыжи в специальный карман снаружи. Чуток поднимаемся - Шутдорф (городок, которому суждено на ближайшие 12 дней стать местом моего обитания) как на ладони. Пытаюсь высмотреть, может получится путь к коттеджу как-нить сократить? Че-то пока не очень ориентируюсь. Ладно, вечером попробуем. В кабинке кроме меня еще два человека. Переговариваются. По-русски
Завязываем беседу. Они с 30-го, снег действительно пошел тока вчера. А до того травка зеленела, но по всем трассам можно спуститься до конца - сыпят и ратрачат. У нас потом та же ерунда была, поэтому я понял. Почувствуйте разницу:
Вид с балкона. На первой фотке - в первые дни катания, на второй - близко к заключению.
То есть по бокам снега нет, но на трассы сыпят ночью и разравнивают ратраками. Поднимаемся на одну очередь, вторая сразу под одной крышей, народу тоже немало, но двигаются опять-таки быстро. Вторая и третья очередь объединена - место высадки, потом вагон меняет направление градусов на 30, место посадки. Вылезать не обязательно
Третья очередь заканчивается не на самой вершине (высота - 2000 м над уровнем моря), до нее еще метров 500 в длину по относительно пологому склону. Прямого подъемника нет, но можно скатиться с другой стороны горы и уже там сесть на кресла до вершины. Ну, это отложим на потом.
Ваще конечно индустрия катания впечатляет. «Все во имя человека, все во благо человека» - лозунг, во имя которого наша страна боролась более полувека, в Австрии выполнен. По крайней мере что касаемо горнолыжных курортов. Подъемники всякие разные - беби-лифты, бугеля (тарелки, швабры), кресла 2-3-4-местные (на ледниках - с защитным кожухом от ветра), вагоны от 4 до 50 человек вместимостью. На станциях посадки-высадки либо ковролин, по которому лыжи могу скользить (в тех местах, где садяться прямо в них), либо зеленый резиновый ковер с дырками (это на подъемниках, где лыжи надо снимать). Ходить по нему - одно удовольствие, мягко и не скользит - снег проваливается в дырки и потом спокойно стекает в сторону.
Трассы всякие разные - от совсем новичковых (синих) с выкатом, до вполне впечатляющих черных. Впрочем, по нашим меркам они черные тока по крутизне, а обработаны так же чисто и ровно. Внетрасски сейчас вкусить не удасться - снега там, мягко говоря, не много. Но в принципе предусмотрено, хотя и оговорено, что на ваш страх и риск. Но нашему туристу, прошедшему Эльбрус с его дальними полями, Шерегеш с елочками, Цей с полным отсутствием сервиса и массу других разных курортов России сие предупреждение - не помеха. Почти по всей трассе на расстоянии 50 метров стоят снежные пушки, которые за ночь доводят состояние склона до относительно катабельного.
Я думаю, излишне говорить, что кафешки всякие разные понатыканы везде - от почти наших палаточек до огромных, на несколько сотен мест. Цены мало меняются в зависимости от места - за 20 евро можно вполне сытно поесть везде. Для примера - суп-гуляш, салат и второе (половина курици и картофель-фри) встанет примерно в эту сумму. Но напитки - ни в какие ворота не лезет - 2 евро за 250 грамм Пепси как-то начинает вызывать жабу и душить. Для лыж там предусмотрены всякие разные держалки - от вульгарных стоек до непонятных архитектурных сооружений.
Кругом ски-сервисы, в том числе и самообслуживание (бесплатно).
Скованные одной цепью...
Тут, правда, вспоминается, что «у них не принято воровать», но это наверное относиться к более крупным вещам
Хотя остановимся на мнении, что просто против забывчивости. На каждой станции бесплатно распространяются на всех популярных языках буклеты с картой и ценами на услуги. Внимательно изучив план (трасс 20), вострю лыжи (ессно) на черную трассу. что радует - на любом ответвлении указатели с нумерацией и цветом трасс. Мне вообще надо попать в городок Цель Ам Зее - там было назначено рандеву с клиентом. Можно было и через низ, но это не спортивно
Снег еще не совсем раскатан (ночью падал, ратраки с утра не ходили). Nonstop (километра 2) донизу, сбрасывая скорость лишь на закрытых поворотах и спадах. Вещь! Правда, как оказалось, до низу не доехал - из-за того, что трасса черная, крутая, до высоты города она доходит быстро, а дальше - длинный пологий выкат. Опять-таки не спортивно. Ну ладно, время есть - сажусь в маятниковый вагон, тепереча на самую вершину. Из этого места на вершину добраться больше никак, можно в сторону, но это на другой фуфырь. Народу, соответсвенно, не мало. Хотя не сравнить с Эльбрусом. Минут 15-20 ожидания - 50 человек заходят в вагон. Наверху останавливается, точно вровень с полом, в отличие от того же Эля
Далее - обыкновенный лифт на 25 человек. Из него выход на вершину. Красота!
Вид с вершины на трассу
Ледник, на нем - ниточки подъемников
Города с этого места, правда, не просматривается... Спускаюсь вниз.
Продолжение следует...