Эпизоды Империалистической войны на море 2: Одиссея капитана Мюллера

Dec 26, 2014 03:41

Очерк о нескольких знаменательных событиях из похода легкого крейсера "Эмден", самого результативного из немецких рейдеров Первой Мировой войны.



Индийская авантюра

Капитан крейсера "Эмден", Карл фон Мюллер, стал наиболее успешным из германских рейдеров. 28 июля, когда началась война, он находился в Циндао и получил приказ о соединении с эскадрой фон Шпее. 12 августа он встретился с ней на Марианских островах, приведя туда суда снабжения. Шпее решил идти к Чили. Мюллер считал, что добьется больших успехов в Индийском океане. У немцев там не было ни баз, ни дружественных стран, но с другой стороны англичане не ждали появления противника в мягком подбрюшье своей колониальной империи, а объем морских перевозок там был огромен. Получив разрешение на свою авантюру, Мюллер направился в сторону Бенгальского залива.

В общей сложности, "Эмден" захватил и потопил 15 английских торговых судов, захватил и отпустил с пленными еще 5, захватил и превратил во вспомогательные суда два, захватил и отвел в порт русский пароход и реквизировал греческий, досмотрел и отпустил три корабля нейтральных стран. Для его поимки была задействована уйма кораблей, принадлежавших России, Франции, Испании и Японии.

В Мадрасе все спокойно

22 сентября Мюллер смог, установив фальшивую трубу и изменив таким образом силуэт корабля, замаскироваться под британский крейсер и пробраться в порт Мадрас. Стоял глубокий вечер, и идентифицировать корабль не представлялось возможным. В 21:30 "Эмден" включил прожектор и с трех километров расстрелял нефтехранилища. Береговые батареи спохватились и открыли ответный огонь через полчаса, когда нефть уже горела, а наглый рейдер обстреливал город и корабли у причалов. Поняв, что теперь он может словить кордита, Мюллер приказал выключить прожектор, и лихой налетчик растворился в ночи. Немецкие офицеры любовались облаками тяжёлого чёрного дыма от горящей нефти ещё на следующий день, когда были от Мадраса уже в 90 милях.


Доброе утро, Пинанг

Месяц спустя, используя тот же трюк с фальшивой трубой, Мюллер решил уменьшить число своих преследователей, один из которых, русский крейсер "Жемчуг", судя по показаниям экипажа одного из остановленных пароходов, находился в малазийском порту Пинанг. Надо отметить, что командир крейсера "Жемчуг", капитан Черкасов, был настоящим благородюней, высокомерным и нетерпимым. 14 октября к Черкасову приехала жена, и он, сославшись на недомогание, испросил у самого себя разрешения сойти на берег. Как только разрешение было получено, капитан немедленно съехал в гостиницу, распорядившись убрать боезапас в погреба. Старший офицер "Жемчуга", Николай Кулибин, с трудом добился разрешения зарядить два орудия и иметь около них по пять снарядов в кранцах первых выстрелов и элеваторах. Впрочем, хозяева тоже облажались: несмотря на то, что боевые действия шли полным ходом все маяки, входные и створные огни Пинанга светились, как в мирное время. Ранним утром 28 октября "Эмден" невозбранно зашел в порт, миновав патрульный миноносец. Продефилировав мимо стоящих у причала кораблей, "Эмден" нашел среди них "Жемчуг", приблизился на расстояние пять кабельтовых, поднял немецкий флаг и, язвительно просигналив: "Не меня ли вы тут две недели ищете", открыл ураганный артиллерийский огонь, перемежаемый пусками торпед. На таком расстоянии промахнуться было невозможно, "Жемчуг" стал "подобен кромешному аду", после попадания второй торпеды взорвался и затонул. Увидев невдалеке французский миноносец "Муске", Мюллер приказал отправиться к нему и в два счета пустил на дно. Затем "Эмден" ретировался, легко оторвавшись от преследования.

Не надо думать, что на свете нет справедливости. Черкасов, который все время боя лапал свою жену в гостинице, хрустя французской булкой, был по возвращении на родину разжалован в матросы. Впрочем, разжалован был и Кулибин. Видимо, проявил недостаточную настойчивость. Гибель "Жемчуга" - один из тех эпизодов отечественной истории, после которого становится смешно слушать заявления монархистов, будто в Первой Мировой войне Россия "почти победила", а во Второй победила, но "вопреки кровавому Сталину". Если бы Россия и победила в Первой Мировой войне, то уж точно вопреки тотальному раздолбайству и потрясающему высокомерию офицеров. Но это уже отход от темы.

Трогательная забота о теннисном корте

Возвращаясь к крейсеру "Эмден", справедливость нашла и его. 9 ноября им был высажен десант на один из Кокосовых островов с целью уничтожения британской радиостанции. О том, насколько джентельменская тогда шла война, говорит следующий анекдот: поскольку персонал станции не оказал сопротивления, немецкий командир согласился позаботиться о том, чтобы после взрыва обломки радиомачты не попали на теннисный корт. Однако, они успели передать сигнал: "SOS! "Эмден" здесь", - и это было главное. Пока немцы заботились о судьбе теннисных кортов, на горизонте появился крейсер "таун"-серии "Сидней", превосходивший "Эмден" в вооружении и бронировании. Мюллер вынужден был бросить десантную партию, но не смог убежать от "Сиднея". Англичане, разгоряченные преследованием, подошли слишком близко. Попадание снаряда в кормовой дальномер "Сиднея" помогло им лучше чувствовать дистанцию. Начался аккуратный расстрел "Эмдена" с такого расстояния, на котором его 105-мм пушки не могли нанести противнику большого вреда. Получив более сотни попаданий, немцы потеряли рулевое управление, электрику и радио. Счет убитых шел на десятки при общей численности экипажа в 360 человек. Чтобы избежать затопления, Мюллер был вынужден посадить корабль на мель. "Сидней" преследовал угольщик, который был с "Эмденом". Разобравшись с ним, "таун" вернулся. К тому моменту "Эмден" был беспомощен, но не спустил флаг, и англичане продолжали стрелять, пока противник не сдался.


Немцы потеряли 131 человек убитыми и 65 ранеными. Остальные, в том числе капитан, были взяты в плен. На вопрос, какого черта он не спустил флаг, выбросившись на мель, Мюллер ответил, что забыл. На ответный вопрос, каково было стрелять в беспомощное судно, английский капитан ответил, что чувствовал себя, но у него не было никакого выбора в данных обстоятельствах.

Дальнейшая судьба героев

Как ни странно, десантникам повезло больше: они ушли на парусной шхуне в море, добрались до Аравии и вернулись в Германию. Мюллер провел остаток войны, любуясь красотами "жемчужины Британской короны" из лагеря для пленных офицеров и страдая от частых приступов малярии. Заметив, что славному каперу здесь неуютно, англичане перевели его в Голландию, где он встретил конец войны. После 1918 года Мюллер был отпущен на родину, успел получить орден и принять участие в политической жизни Германии. Через пять лет его прикончила малярия.

Россия и мир в ХХ веке, ПМВ, история

Previous post Next post
Up