Эпизоды Империалистической войны на море 3: Доггер-банка

Dec 26, 2014 04:08

Это очерк о показательном сравнении линейных крейсеров Англии и Германии, которое провела война. Эти корабли, упомянутые в предыдущих статьях, встречались у Доггер-банки и в Ютландском сражении. Могли встретиться в первом сражении в Гельголандской бухте (28 августа 1914 года), но сказался недостаток базирования немецкого флота в устьях рек. Отлив не позволил крупным кораблям немцев выйти в море, и "кошки адмирала Фишера" невозбранно расстреляли немецкие легкие крейсера и миноносцы. Зато во втором сражении в той же бухте, состоявшемся в 1917 году, немецкие линкоры добрались до места боя и отыгрались. "Кошкам" удалось вовремя сбежать, а вот сопровождавшим их легким крейсерам досталось по полной. Об авангардном сражении в ходе Ютландского и его красноречивых итогах уже рассказано, следует добавить, что "Зейдлиц" был после основного этапа боя затоплен экипажем. А вот Доггер-банка не настолько широко известна, и про этот бой я расскажу подробнее, про то, как он был виден с немецкой стороны.


Как разозлить англичан

Исходя из имевшегося в 1914 году соотношения сил в Северном море (18 британских линкоров против 17 немецких), Германия избрала набеговую стратегию. Заключалась она в том, что линейные крейсера набегали на побережье Британских островов и обстреливали его, как бы намекая, что кому-то боязно выходить в море. Если бы выходить оказалось не боязно, основные силы немцев, находившиеся в некотором отдалении, перехватили бы английскую эскадру. Психологический эффект от набега на Ярмут 3 ноября 1914 года был потрясающим. Англичане верили, что Royal Navy силен и защитит их. От бездействия своих моряков, под избирателями плавились стулья не только в Ярмуте, но и по всей стране. Набег на Хартлпул, Скарборо и Уитби чуть было не привел к линейному сражению с простимулированным сверху английским флотом. 18 декабря 1914 года немцы имели шансы разбить противника по частям, но разминулись с ним в буйном море.

Первое серьезное столкновение линейных крейсеров состоялось только 24 января 1915 года. Море штормило, и никто не ждал очередной операции. Даже сами немцы, которые не ждали ее настолько, что отправили крейсер "Фон дер Танн" на плановый ремонт, а 3-ю эскадру линкоров - на учения в Балтийское море. Однако, 23 января похода улучшилась, и начальник Адмиралштаба вице-адмирал Эккерман предложил набежать быстро и дерзко. Эскадру линейных крейсеров адмирала Хиппера должны были прикрывать не линкоры, которых на Северном море тогда оставалось только семь, а внезапность появления.

Увы, это история в том числе и о вреде чрезмерного доверия к технике. Немцы широко использовали на флоте радиограммы, думая, что код взломать невозможно. В тот день приказ Хипперу тоже был передан по радио. Взломать код, может быть, и сложно, но благодаря сигнальной книге, снятой русскими с затопленного еще в августе крейсера "Магдебург", англичане знали о выходе Хиппера в море и его конечной цели через полтора часа после того, как тот получил приказ. Под началом Хиппера была 1-я разведывательная группа в состве четырех линейных крейсеров: "Зейдлиц", "Мольтке", "Блюхер", "Дерфлингер"; 2-я разведывательная группа в составе четырех "штадтов", 16 приданных миноносцев. На перехват были отправлены: 3 "кошки", 2 линейных крейсера первых типов, 4 "тауна" и три флотилии эсминцев (всего 35), каждую из которых возглавлял легкий крейсер типа "Аретьюза", построенный еще в 80-е и выполнявшие функции скаутов.


Сражение у Доггер-банки

Англичане подошли к Доггер-банке, отмели в ста километрах от британского побережья, где был намечен перехват, соблюдая строгое радиомолчание, но и встреча с немцами стала для них неожиданностью. В темноте британский скаут столкнулся с немецким крейсером "Кольберг", запросил с помощью прожектора опознавательный сигнал и получил в ответ частый артиллерийский огонь. "Кольберг" добился трех попаданий, сам получил два, и, видя густые дымы на севере, отступил к основным силам. В то же время, другой немецкий крейсер доложил о частых дымах на северо-востоке. Хиппер, не имея представления о силах противника, решил развернуться на юго-восток и ждать рассвета. Вскоре после поворота, оказалось, что дыма на северо-востоке принадлежат "таунам", а на севере - крейсерам и множеству эсминцев. Дымы в отдалении не удавалось идентифицировать, но был сделан вывод, что обилие легких крейсеров свидетельствует о наличии тяжелых кораблей, числом до восьми. Не имея поддержки своих линкоров, Хиппер решил отступать.

В 8:15 эсминцы противника приблизились на 45 кабельтовых (ок. 8 км) для разведки, и "Блюхер" отогнал их огнем. Но дистанция была достаточно мала, чтобы разобрать, что здесь всего четыре больших крейсера. Англичан это устраивало, и от зловещих "дымов в отдалении" отделились пять линейных крейсеров, постоянно набирая ход и разогнавшись к девяти утра до 29 узлов. Скорость эскадры Хиппера была ограничена "Блюхером", который развивал только 23 узла, и начало перестрелки было только вопросом времени. В 8:52 британский головной корабль дал пристрелочный залп, который лег недолетом. В 9:00 стреляло уже два крейсера - по "Блюхеру", который был последним в линии. В 9:07 стреляло три корабля, хотя эти залпы были пока что не опасны. Осознав, что придется принять бой, Хиппер приказал линейным крейсерам перестроится в строй пеленга, чтобы иметь возможность отвечать противнику правым бортом. В 9:09 открыл ответный огонь "Дерфлингер" - второй с конца и вооруженный самыми большими пушками. Через пять минут английский флагман, шедший первым, разобрался в ситуации и перенес огонь на него, а через десять дистанция сократилась достаточно, чтобы смогли стрелять все немецкие линейные крейсера. Стреляли они по английскому флагману, и уже в 9:21 добились первого попадания, правда, не нанесшего серьезных повреждений.


Тем временем, к обстрелу подключился четвертый британский крейсер, и в 9:35 англичане рассредоточили огонь, взяв на прицел соответствующие своим номерам корабли в немецком строю. Один из английских капитанов не разобрался, с какой стороны считать, и некоторое время по "Блюхеру" не стрелял никто. Зато по "Зейдлицу", на котором держал флаг Хиппер, стреляло две "кошки", и он получил тяжелые повреждения. Начался пожар в кормовых башнях, сдетонировал боезапас. Причем взрыв случился в рабочем отделении под башней, откуда производилась подача зарядов, и которое не было защищено так хорошо, как сама башня. Убегая из охваченного огнем отсека, расчет забыл закрыть дверь, и огонь перекинулся на соседнюю башню, угрожая распространиться на пороховые погреба и разворотить всю корму. Катастрофы удалось избежать только потому, что старшина Вильгельм Хайдкамп, превозмогая, голыми руками открыл раскалённые вентили затопления погреба. Думая, что корабль вот-вот взорвётся, старший артиллерист приказал открыть частый огонь, и «Зейдлиц» давал полузалпы каждые 10 секунд, превысив паспортную скорострельность. Хиппер сообщил на базу, что нуждается в помощи, и все семь линкоров, выведенные на внешний рейд еще утром, вышли ему навстречу. Через две минуты, получил первое попадание английский флагман ("Лайон"), пробив броню и, как потом оказалось, от воспламенения погребов "кошку" отделяло всего ничего.


Все это время миноносцы маневрировали вокруг крейсеров, но были слишком медленными, чтобы их догнать. Англичане снизили скорость до 24 узлов, удерживая дистанцию и поджидая отставших. "Лайон", их головной корабль, продолжал огребать. Снаряд с "Блюхера", только вогнул броню, но пушки "Зейдлица", "Мольтке" и, конечно же, "Дерфлингера" шатали "кошку" с такой силой, как если бы в нее вонзались торпеды. В 10:15 к месту боя подошли легкие корабли англичан и навалились на замыкающий немецкую линию "Блюхер". Тот отстреливался, но вынужден был отвлечься от линейных крейсеров и в 10:30 получил попадание 343-мм снарядом в длинный горизонтальный проход под броневой палубой, по которому происходила подача боезапаса в бортовые башни главного калибра. Воспламенились 35-40 зарядов, находившихся там. Огонь охватил переднюю пару бортовых башен, уничтожив всех, кто был там. В этом проходе находились также основные коммуникации, поэтому корабль потерял рулевое управление, машинный телеграф и управление артиллерийским огнём. В результате взрыва последовало повреждение паропровода 3-го котельного отделения. Скорость крейсера резко упала до 17 узлов. Англичане стали стремительно догонять его. При этом "Лайон" был избит 280-мм снарядами настолько, что не мог развивать скорость более 15 узлов и закономерно вывалился из боевого порядка. Британские крейсера не успели вовремя разобраться, что флагман не ведет их за собой, а выходит из боя, и дистанция временно возросла.


Хиппер оказался в тяжелой ситуации. "Зейдлиц" серьезно поврежден, "Блюхер" безнадежен, свои линкоры к месту сражения не успевают. Поэтому он приказал изменить курс на юго-восток и уходить со всей возможной скоростью, оставив "Блюхер" на растерзание "кошкам". Англичане легко справились с ним, но из-за проблем с командованием упустили остальные крейсера.

Победа осталась за Royal Navy. Бой проиллюстрировал все те выводы, к которым пришли немецкие конструкторы при создании своих линейных крейсеров. Во-первых, он показал всю глубину ошибки, допущенной при проектировании "Блюхера". В первом же серьезном бою "недолинейный" крейсер оказался обузой и погиб, едва не утянув за собой всю эскадру. С другой стороны, "Блюхер" показал чудеса непотопляемости, оставаясь на плаву после чуть-ли не сотни попаданий с близкой дистанции, получив семь торпед. Экипаж вел бой до самого конца, даже когда способность стрелять сохраняла только одна башня. Во-вторых, что касается определения 280-мм пушек как достаточных для линейных крейсеров, две минуты, которые разделяли первое результативное попадание в "Лайон" и "Зейдлиц" служат количественным выражением значимости трех дюймов разницы калибра в условиях Северного моря. Правда, другая иллюстрация - десять минут между открытием огня "Дерфлингером" и остальными крейсерами.

Итоги боя глазами англичан

Хотя британцы одержали победу, как только их эскадра вернулась на базу, Фишер набросился на своих подчиненных с критикой. Не один офицер лишился стула. Цена "Блюхеру" была известна, и его гибель не оказала существенного влияния на баланс сил. А вот то, что англичане, расстреляв более тысячи снарядов, добились всего шести попаданий в нормальные линейные крейсера, получив при этом 23, удручало. Имея двукратное преимущество в массе залпа и табличное преимущество в скорости хода, англичане должны были, по мнению Фишера, всех потопить. Главным виновником назначили адмирала Мура, который принял командование после выхода из боя "Лайона" и отказался от преследования, предпочтя добить "Блюхер". Мур был снят с должности и переведен на Канарские острова, командовать старыми крейсерами. А державшему флаг на "Лайоне" адмиралу Битти сделали внушение, которое, возможно, оказало влияние на его тактику при Ютланде, которая привела к катастрофическим потерям. Поругали командиров двух крейсеров, замыкавших линию, за то, что они отстали и не успели толком поучаствовать в бою. Старшего артиллериста "Тайгера" - единственного из участвовавших в бою кораблей, оснащенного приборами центральной наводки, - сняли с формулировкой "за предательски плохую стрельбу". Именно "Тайгер" перепутал, с какого конца считать корабли в колонне, и вместо назначенной ему цели бил по "Зейдлицу", скрытому от "Тайгера" клубами дыма.

При этом Фишер не придал значения ни серьезным ошибкам в сигналах, ни уязвимости башен главного калибра от взрыва боезапаса, ни недостаточной защищенности, ни взрывоопасности кордита. За это также пришлось поплатиться при Ютланде.

С другой стороны, немцы провели очень серьезное расследование по поводу того, как одно попадание лишило "Зейдлица" сразу двух башен. По его итогам, было решено снабдить шахты элеваторов, по которым пороховые заряды подавались в башни, автоматически закрывающимися дверями, заряды подавать в огнестойких кокорах и внести в устав инструкцию закрывать двери, связывающие погреба соседних башен, на замок. Ключ должен был находиться у начальника башни и использоваться только в случае израсходования боезапаса и необходимости получить его из соседнего погреба. Меры принесли результат: хотя во время Ютландского сражения на немецких линкорах были пожары, ни на одном из них не произошло взрыва погребов.

Если говорить о стратегическом итоге сражения, то это был конец набеговой тактики. Кайзер Вильгельм II очень любил свои славные корабли. Потеря даже одного из них у Доггер-банки показалась ему настоящей катастрофой, инициаторам рискованного набега досталось сполна, а уцелевшим кораблям впредь строго запрещалось выходить в море дальше, чем на сто миль, без личного разрешения кайзера. Что фактически означало победу англичан в борьбе за контроль над Северным морем и огромный стратегический успех. Основанный исключительно на трусости кайзера, если подумать. Потеря "Блюхера", как прекрасно понимали обе стороны, не имела большого значения. Все предыдущие набеговые операции были успешными. Ошибка была не в самой стратегии, а в отступлении от нее, но вся стратегия оказалась зарублена на корню. Момент, когда немцы имели шансы на победу в генеральном сражении, был упущен. А все потому, что Вильгельм II.

ПМВ, история, техника

Previous post Next post
Up