Иногда кажется, что в этой стране логика - удел слабаков.
На подтверждения оного мы натыкаемся довольно часто, стоит копнуть поглубже привычного нам повседневного бытия... Вот и в этот раз я пишу о ярком примере людской недальновидности, которая наложила очень тяжёлый и мрачный отпечаток на судьбы нескольких сотен простых людей, трудяг.
Населённый пункт, о котором пойдёт речь, можно по праву признать самым странным из всех в Хабаровском крае.
Думаю, многие со мной согласятся, дочитав до конца...
Итак,история.
Или "начали за здравие, а кончили за упокой".
I
В 1986 году в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, в 80 километрах а югу от города Советская Гавань в тайге началось строительство посёлка.
Строился посёлок на месте вахтового лагеря Коппинского лесопромышленного комбината. Участок, на котором велось строительство носил название Лесное (населённого пункта с названием Лесное, согласно краевого архива никогда не было. Был такой участок земли, вахта, деляна, как хотите). Говорят, что посёлок Коппи, о котором и пойдёт речь, был ликвидирован, стёрт с лица земли в 1986 году, когда его даже не начали строить... Да, ситуация абсурдная. Но попытаюсь всё разложить по полкам, хотя это крайне не легко... Посёлок Коппи был. Он был в месте впадания реки Коппи в Татарский пролив. его ликвидировали как административную единицу. Там даже сейчас остались люди.
В момент ликвидации посёлка Коппи в устье одноимённой реки, началось строительство нового посёлка в местечке Лесное.
Причина строительства на месте лесозаготовительного предпириятия была такова, что неудобно и не практично было завозить рабочих на дальние участи, на которых велась промышленная заготовка леса.
И было решено заложить стационарный посёлок. Строительство велось с пролетарским размахом, всё делалось на совесть, ведь в СССР по другому просто не умели...
В новом зарождающемся Коппи были двухэтажные трёхподъездные панельные дома, были школа, детский сад, свой дом культуры с кинозалом, медицинский пункт, котельная, котлы которой работали на дизельном топливе. В посёлке было пять улиц: Первостроителей, Нагорная, Речная, Строителей и Школьный переулок.
В период рассвета в Коппи проживало около 400 человек, большинство - молодежь. Люди приезжали со всего Дальнего Востока.
Сделав своё умозаключение, я пришёл к выводу, что жители из старого, ликвидированного Коппи перебрались в этот, новый.
Коппинский ЛПХ процветал. Вместе с ним своей жизнью жил и посёлок, который находился на балансе этого солидного лесозаготовительного предприятия.
Даже передел в лихие 90-е годы миновал это место. Мало того, в районе посёлка Коппи планировалось создание серьезного международного предприятия по заготовке леса. Причиной этому был неподдельный интерес с окрестным лесам у американской компании "Вейерхаузер". Люди видели счастливое будущее для себя и своих детей. Далее, речь пошла об акционировании Копинского леспромхоза.
Сотрудничество с американцами кончилось тем, что на всех безоблачных планах был поставлен крест, по экологическим, политическим и иным никому не понятным причинам.
Но этого в 90-е не мог предвидеть никто. Воодушевлённые сотридничеством с нашими западными друзьями, люди ехали в Коппи, получали жильё, прописку, заводили детей, семьи...
В магазине было всё необходимое: от продуктов до зарубежной быловой техники.
Но настоящая, страшная Беда пришла в Коппи зимой 1996 года... Человеческий фактор, природный катаклизм, судьба - теперь не важно.
Таёжную дорогу в посёлок замело снегом, она стала непроходима, из-за этого не успели вовремя завести топливо для котельной...
Дальше своё дело сделал 40 - градусный мороз. Котельная из-за чьей-то преступной халатности встала (за ней попросту не уследили). Всё отопление в посёлке, в домах, школе, детском саду было моментально разморожено, котельная разрушена... Закрылся детский сад...
Посёлок, оставшийся без воды и электроэнергии, медленно впадал в небытиё. Но жизнь в нём продолжалась.
Люди от безысходности устанавливали в обледеневших и обставленных, некогда уютных, квартирах буржуйки.
Буржуйками отапливались, на них готовили еду, грели воду, которую брали из родника, чтоб помыться самим и помыть детей.
В последствии, люди, имевшие в своих благоустроенных квартирах ванны, души, не могли всеми этими благами воспользоваться - в водопроводе не было воды...
Шло время. Люди жили в аду посреди тайги, в умерших панельных коробках, которые всё ещё оставались для них домом.
Тем, у кого человечесвое терпение иссякало, собирались и уезжали из посёлка, кто к родным, кто находил, снимал новое жильё.
Посёлок, умерший из-за катастрофы, власти решили закрыть. Приехала "компетентная" комиссия из Хабаровска.
Людей, оказавшихся по ту сторону всех мыслимых человеческих благ, просто стали кормить обещаниями, которые тоже прекратились после многократной смены власти в регионе...
Люди стояли в фантомных очередях на новое жильё, которое им обещали в населённых пунктах от Бикина до Новосибирска... Обреченные жители мёртвого посёлка боролись с местными властями, писали никому не нужные заявления с просьбами предоставить новое жильё... Позже, тем кто оставался в Коппи, при смене паспортов ставили всё ту же прописку, но уже без указания улицы и точного адреса, только название посёлка. Мотивировали это тем, что посёлок-в-списках-не-значится...
Читаю страницы чёрной истории посёлка Коппи, записи датированные декабрём 2014 года и понимаю, что за 20 (!!!) лет для людей не было сделано ровным счётом ничего...
...и узнаю , что по всем официальным документам поселок, о котором идет речь, не был населенным пунктом Коппи, а был временным, вахтовым лагерем Лесное, принадлежавшим лесокомбинату.
Как?! Как и на каком основании в посёлке, который официально считался временным, людям выделялось жильё, ставилась прописка?
Теперь всё это - История. Но она всегда накладывает отпечатки, шрамы, на людей и окружающий мир, которые не заживают даже спустя 20 долгих лет...
II
2 мая 2016 года.
Наша цель - заброшенный посёлок лесовиков Коппи. Забытое Богом место, вселяющее в душу тихий ужас и интерес одновременно.
З0 километров от морского побережья Татарского пролива, если по прямой, через глухую тайгу и сопки.
GPS-навигатор исправно ведёт нас по заданному маршруту. В салоне машины играет тема Криса Ри «Road to hell».
На нашем пути появляется мост. Высота около 6-8 метров над водой. Мост определённо не первой свежести, но чьими-то усилиями ремонтируется - то тут то там видны заплатки из досок и бруса.
***
***
***
Сказать, что нас накрыли опасение и страх перед этим мостом, значит ничего не сказать. Мы были на жуткой измене, блин.
Но, скрестив пальцы, и зажмурив глаза мы проехали по нему на другую сторону горной речки. Оказавшись на другой стороне, на обочине дороги мы встретили пожилую супружескую пару, они прогуливались по лесной дороге. Из интереса мы оставновились, я открыл окно и решил спросить, а часто ли по этому мосту ходят машины? Равнодушный ответ женщины нас убил. Она сказала, что мост уже давно закрыт, и что она вообще крайне удивлена тем что мы по нему проехали... На обоих берегах мы так и не увидели каких-либо предупреждающих или запретных знаков...
Как оказалось, есть объездная дорога. Похоже, Коппи ждал нас...
А с этим мостом всё было намного лучше. Капитальное строение через реку Коппи. Тоже попался по пути.
Свернув с таёжной трассы мы въезжаем на территорию бывшего Коппинского ЛПХ.
Нас встречают первые признаки бывшей здесь когда-то цивилизаци - останки автобазы, большое здание с автомобильными боксами и административными помещениями.
***
Когда-то, типичная советская вахтовка на базе "Газ-66"
Миновав развалины автобазы, мы въезжаем на территорию самого посёлка. Увиденное нами зрелище, вкупе с тишиной окружающего леса вызывает бурю эмоций и переживаний одновременно.
Кажется, вот сейчас кто-то выйдет из подъезда двухэтажки, кто-то перейдёт дорогу... Но мы увидели только бетонные скелеты, которые уверенным темпом поглащал лес...
Оставив машину, мы пошли пешком по безмолвному посёлку. Начался дождь.
***
***
***
***
***
***
***
***
Вход в подъезд двухэтажки
Мой напарник решил сфотографировать тапок, который лежал на лестничной площадке. Типичный кед (или кеда), такие были в СССР, сейчас не купишь.
Одна из квартир. Здесь жили люди. Они топили буржуйку, чтоб выжить.
В одной из комнат кто-то оборудовал местечко для отдыха. Наверняка подростки из числа жителей.
Они тусовались в брошенных зданиях посёлка в последние дни жизни здесь.
Тот самый детский сад... Сколько детей в нём воспитывалось, если в посёлке жили около 400 человек?..
Остатки рисунков на внутренних стенах садика...
Дом культуры
***
***
***
Обойдя с другой стороны здания мы нашли сгнившую деревянную лестницу, которая спускалась на центральную улицу посёлка.
***
Стены ДК уже давно разобраны на кирпичики
Внутренние помещения ДК. На полу первого этажа лёд и вода
***
Главный холл ДК. По нему ходили служащие и посетители, бегали дети.
***
Кинозал. На этой стене висел экран
Вверху, на противоположной стене видны окна проекторного помещения, в которм работал киномеханик
Помещения культурного досуга. Таких много на этаже. Тут проводились разные кружки и репетиии, отдыхали люди.
Школа. Одно из самых трогательных мест мёртвого посёлка.
Весь драматизм этого места в нём, в этих стенах самая сильная атмосфера...
***
***
Школьный спортивный зал. Слева на стене - остатки зелёной волейбольной сетки. Пол густо покрыт мхом, словно ковром... Доски содраны.
Справа - двери раздевалок для учеников.
Класс. Сколько в нём стояло парт? Думаю, не больше 9... Может 12...
Холл первого этажа. Сооружения по углам под окнами, похоже клумбы...
В одном из классов мы увидели это. Судя по очертаниям на стене, на этом месте висела классная доска. Так и есть.
В этом месте, за партами начиналось чьё-то детство. Дети слушали учителя, писали, листали учебники, на переменах веселились и баловались.
Теперь здесь кострище. Бывшие ученики проводили здесь досуг, когда школа уже опустела из-за аварии...
Свидетельством тому служат надписи на стенах, сделанные детьми в разные годы... Крайне жуткое и печальное место...
***
***
Ещё одна надпись углём на стане... Школа служила подросткам как пристанище для тусовок...
Дата 2011 год. Ещё тогда дети жили в этом посёлке, наблюдали всю сущность происходящего, начинали осознавать реалии взрослой жизни.
Видели, что до них и их родителей нет никому никакого дела. Что они забыты властями и администрацией...
***
Класс труда, похоже. Из пола торчат трубки для проводки 220 вольт.
Холл второго этажа. Не слышно ни топота бегающей малышни, ни гула голосов на перемене...
Вид на школьную площадь из окна второго этажа. Природа уверенно вступает в свои права на покинутой человеком территории...
Сколько сентябрьских линеек прошло на этих бетонных плитах?
Вид со второго этажа школы на дом культуры.
«Последний год, когда в школе уже не было отопления, учились в одной из квартир в доме, которую приспособили под класс - топили буржуйку… Тут же прошел и наш выпускной...» (Из воспоминаний одного из учеников школы посёлка Коппи)
Это, возможно, была больница. Все здания очень похожи между собой, типовые. Почти все помещения внутри покрыти кафелем.
Ни на одном здании не осталось старых вывесок или опознавательных знаков, пришлось догадываться о их назначении изучив изнутри.
***
***
***
***
***
Разрушенный дом на окраине посёлка
Скорее всего - магазин. Деревянный щит - вывеска над зданием
Прошлое советского автопрома. Мотоколяска. В народе называлась "инвалидка", с ручным управлением
***
Сквер с лавочками. Был.
Метрах в 200-300 от мёртвого посёлка Коппи, в лесу в деревянных домах живут те, кто не захотел уезжать... Мы не увидели ни электропроводов над их домами, ни телевизионных антенн...
Их не больше 15-20 человек. Они по сей день хранят историю всех событий... С одним я даже поздоровался, когда проезжали мимо.
А теперь, то самое место, откуда берёт своё начало вся страшная история.
Обойдя весь посёлок мы нашли Её. Да. Это та самая котельная, авария на которой зимой 1996 года перечеркнула будущее этого посёлка.
В этом месте атмосфера катастрофы чувствуется ничуть не слабее, чем в школе...
***
На полу видны места, на которых были смонтированы тогда современные отопительные котлы, которые топились дизельным топливом.
Их было 5 или 6.
***
***
Коппи. Мёртвый посёлок лесорубов. Маленькая Припять в Дальневосточной тайге. Место, буквально пропитанное людским несчастьем и драммой.
Скольло страданий перенесли не себе жители, сколько слёз было пролито от безысходности, беспомощности и разочарования. Люди ждали помощи, понимания, поддержки. А получали пустые обещания, отговорки чиновников, длившиеся годами. События 20-ти летней давности навсегда останутся пятном на тех, кто повинен в равнодушии, безучастии к попавшим в беду людям. И они об этом знают.
Я бродил по пустому посёлку, по покинутым домам. Прикасался к покрытым плесенью стенам. Слушал тишину. В душе царил тихий ужас.
В голове не укладывается до сих пор. Как можно было такое допустить? Как можно было обречь на страдания такое количество людей?
Как целый аппарат администрации не мог ничего сделать для людей? Даже не смотря на статьи в СМИ !!?
Разве на это расчитывал народ, отправляясь в этот посёлок строить будущее и работать?
Приехав домой я долго думал о том тихом и мрачном месте, ведь увиденное забыть не возможно...
И я решил провести небольшой социальный эксперимент. Я написал письмо. Обычное письмо. В посёлок, которого больше не существует.
Посёлок, который давно умер, но в интернете есть его почтовый индекс, адрес и сайты до сих пор показывают погоду в нём...
Идея была хорошая, но спустя месяц, ответа я так и не получил. Хорошее дополнение получилось бы к этой печальной истории.
До сих пор заглядываю в почтовый ящик с ожиданием...
Но, если ответ всё таки придёт, на что я искренне надеюсь, я вернусь к теме Коппи.
Обещаю.
Ссылка на основной источник информации
https://toz.khv.ru/newspaper/tak_i_zhivem/koppi_seans_zakrytiya_s_posleduyushchim_rasseleniem/0