Посты сквозь годы. Мои рассуждизмы о живописи

Mar 25, 2020 16:20

Предыдущий пост сквозь годы
На разные выставки я всегда любил ходить. Теперь неизвестно, когда получится, всё закрыто, и это всерьёз и надолго.
Так хоть вспомнить былое...
Мои впечатления от похода в Третьяковку - специфические, субъективные, потом были совсем-совсем другие. Видимо, был не в настроении.
Короче, вот

Приобщился к прекрасному, так сказать

15 марта 2006 года

Посетил выставку в новом здании Третьяковки на Крымском валу с двусмысленным названием "Русский символизм. Голубая роза". Впрочем, ничего тут такого нет, "Голубая роза" - сообщество русских второстепенных художников начала XX века.
Одно соображение по поводу. Возле здания сделано всё, чтобы кто-нибудь сломал ногу на пороге весны. Тропинки покрыты сплошной ледяной коркой. Добраться до входа на выставку нелегко.

Впечатления от выставки - средние. В основном, все вторично и подражательно, хотя художники почти все талантливые, но не великие мастера. Неплох Головин, Николай Крымов, меньше мне понравились Судейкин-Сапунов (привык их писать через дефиску почему-то), интересен молодой Сарьян, еще хуже некий плодовитый Уткин. Еще раз специально и внимательно посмотрел на несколько полотен Врубеля, о котором был бурный спор тут у меня в журнале. Да, сильно, интересно, крепкий необычный рисунок. Это, конечно, новаторство. Но, на мой взгляд, новаторство на грани распада. Сквозь экзотические творения Врубеля уже проглядывает печальное будущее живописи - полный распад на атомы абстракционизма, черные квадраты и овальчики Малевича, бессмысленные номерные композиции Кандинского и прочий художественный бред. Поэтому Врубеля не люблю. Отторгает он меня от себя. И все тут.

Но есть на выставке и по-настоящему прекрасное. Это несколько картин Виктора Борисова-Мусатова. Тоже новаторство, тоже необычный взгляд, тоже странные линии и неожиданные цвета. Ни на кого не похож. спутать невозможно. Но это новаторский прорыв вглубь, в суть мира и вещей, а не в никуда, как у предтеч беспредметного "искусства". Кто хочет, может называть стиль Борисова-Мусатова "символизмом", на все измы мне наплевать. Кто-то назвал "элегиями в живописи", это близко к делу, но узко. И вообще, параллели или сравнения между разными видами искусства, как правило, неуместны. Борисов-Мусатов прекрасен. Ради него одного стоило посетить эту выставку.
Вот...



Остальное можно посмотреть здесь. Или сходить в Третьяковку, но там не все, последнего полотна с пророческим названием "Реквием" там нет, надо в Саратов ехать.

Опять прикоснулся к искусству

16 марта 2006 года

Сходил сегодня в Третьяковскую галерею. Дело полезное. Несколько лет там не был. Вдобавок, хотел еще посмотреть на Борисова-Мусатова. Последнее, сразу скажу, почти не удалось - картин Мусатова мало, висят они плохо, художник в полном загоне. А жаль.
В целом же...

Впечатления противоречивые.
Безумно устал от бесконечных передвижников и им подобных. Пришел к странному выводу: в двух жанрах русские художники были хороши - в портретах и иногда в пейзажах. Все знаментые, хрестоматийные жанровые сценки Федотова, Пукирева, Перова и прочих поразили своей неестественностью. Жизни в них нет. Как и в Брюллове и, увы, в Иванове. Иванов, конечно, гений, эскизы бесподобны, но шедевр - удручающий. В прошлый раз, года три назад, порадовал, правда, Шишкин. Сейчас тоже порадовал, а заодно - Саврасов с Федором Васильевым. Оба пейзажисты.
Из остальных вполне естественными и по-взрослому нормальными показались только картины Верещагина и Сурикова (кроме потрясающих портретов, которых очень много, причем не только известных и великих, но и таких второстепенных, как некто Рослин или Угрюмов). Репин - понравился не весь. Иван Грозный, убивающий сына, какой-то тоже нежизнеподобный, театрализованный. О Врубеле уже писал, остался при прежнем впечатлении - новаторство полураспада, без пяти минут абстракционизм, мне это чуждо и неприятно.
В целом, короче говоря, богатство русской живописной школы навевает тоску и скуку. Ничего тут не поделаешь. Хотя чему удивляться, если еще в конце XVII - начале XVIII века вся русская живопись сводилась к иконописи, и лишь к концу XVIII века в России настоящие самобытные художники появились. Как отстали - так и не догнали. При всей гениальности отдельных мастеров. Непатриотично? Ничего тут поделать не могу

живопись, лытдыбр

Previous post Next post
Up