Дневник 1978-79. Глава 3. Глазунов глазами неофита

Dec 20, 2018 10:54

Вторая глава
В этой части главное - "Налетай, торопись, покупай живопИсь". Вот как я воспринял в те далекие времена картины художника Ильи Глазунова, предварительно простояв два или три часа в очереди. Так было. Так я видел и воспринимал то, что видел.
И не объясняйте мне сейчас, спустя 45 лет, в чем и как я был неправ, это бессмысленно. Я был молод и глуп, мало что понимал в искусстве, вдобавок выдавал чудовищные стилистические ляпы. Знаю сам. И точка.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

26 июня 1978 года

Феодально-монархическая закваска

Илья Глазунов - один из наиболее интересных современных художников, имеющий совершенно свою манеру письма.
Во-первых, его основные картины сюжетны и несут определенную идейную нагрузку. Это относится и к его знаменитой "Мистерии ХХ века" (которая, конечно, выставлена не была) и к лучшему полотну - "Возвращению блудного сына", картине сложной, глубокой, многообразной. Ее смысл, идея - по-моему, возвращение современных людей от бездуховной материальной культуры в лоно духовности, религии, природы и т.д.

Глазунов очень любит древнюю Русь, ее героев, ее былины, ее образы. Он ее идеализирует. Прекрасные по ярким краскам, притягивающие по композиции, по игре цвета портреты князей, русских красавиц: в картинах использована инкрустация. Например, настоящий окровавленный нож над царевичем Димитрием. Интересно обращение художника к образам Бориса Годунова, Ивана Грозного и др.
Глазунов - изощренный, блестящий мастер живописи, технически его картины насыщены и бесспорны, безупречны (вот же бред какой написал!).
Я не знаю, искренне он верует или нет, но, по-моему, есть у него феодально-монархическая закваска. Потому что только при действительной любви можно с такой силой выразить старое прекрасное время, причем в особой выпуклой манере, так что время кажется во много раз прекраснее, чем было.

Удар по официозу

Говорят, Глазунов - официальный, придворный художник. Очень странно, так как его основные полотна крайне неофициозны, противоречат и художественным законам соцреализма, и идейной политике. Настолько они религиозно насыщенны, монархично-консервативны. Я не сторонник подобных взглядов. Я, вообще, далеко не славянофил, как Глазунов, но и это наносит удар по официальным идеям, и я это приветствую.

Удивительно владение цветом в небольшой, но сильной картине "Горбун". Голова горбуна написана на фоне зимнего окна, а окно соткано из переливов, отливов, теней, мы как бы видим зимний город за этим окном.
Очень выразительны несколько "Пророков" с потрясающими глазами (кстати, глаза у Глазунова всегда выписаны крайне тщательно, даже гиперболично, что дает особую силу потрясения), измученными лицами, один из них на фоне скал, другой на фоне плюющей в него толпы..

БАМ и халтура

Есть, правда, на выставке один зал, совсем не посещаемый публикой. Там вдоль стены - портреты строителей БАМа, бесполезная халтура. Но нельзя за это упрекать! (как многие делают). Он этими картинами выбил себе право на выставку, может быть. Я в этом все-таки больше уверен, несмотря на всякие о нем разговоры и сплетни.
Вот об этой картине Ильи Глазунова идет речь - "Возвращение блудного сына". В творчестве советского художника в 1978 году она выглядела весьма экстравагантно и даже вызывающе


27 июня

Зашифрованный Катаев

Также я прочел недавно книгу В. Катаева "Алмазный мой венец". Написана она в его раскованном, необычном, ассоциативном стиле. Воспоминания Катаева о поэтах-современниках крайне интересны и дают о них большое представление, хотя Катаев каждого зашифровал, не назвал подлинного имени, мама, да и я, расшифровали каждого. Книга ценная, умная, хорошая.
Но Катаев остается абсолютно правоверным, правительственным писателем. Он не оппозиционер, как Розов или Трифонов (вот ведь как странно я воспринимал писателей). Так что это сильно писателю мешает.

Якобы "правоверный" Валентин Катаев в молодости успел побывать белогвардейцем. Но вспоминать об этом не любил


Дневник 1978-79
Мои дневники

живопись, литературное

Previous post Next post
Up