О Шекспире

Mar 31, 2008 01:32

Вот тут мой друг, поэт и журналист Ян Шенкман нашел самые точные и адекватные слова о Вильяме нашем Шекспире (с), по крайней мере, за последние годы, которые опровергают и зачеркивают дутый и бессмысленный "шекспировский вопрос" (дескать, был ли он автором того, что он написал)

Не могу удержаться, чтоб процитировать:
Достоверно известно, что за свою пьесу "Гамлет" Шекспир получил от театра 10 фунтов стерлингов (это примерно 300 фунтов на современные деньги). И никогда больше ничего не получал. Ни за постановки, ни за издания в книге. И книг своих он никогда не видел. Часто его пьесы издавались вообще анонимно. И наборщики хреначили в текст все, что считали нужным. Фамилию автора если и писали, то перевирали почти всегда. Хьюго Шакберд, что-то в этом роде. Верстку никто, естественно, не вычитывал.

Шекспир к этим вещам был совершенно равнодушен. Он вообще не жил с этих денег. Он был пайщиком, то есть акционером, нескольких лондонских театров. И жил с прибыли. Больше всего в жизни он боялся умереть на постоялом дворе. А такие варианты были. Поэтому как только у него появились свободные деньги, он тут же стал скупать недвижимость. К театру же интерес постепенно утрачивал. Потом утратил совсем. Уехал к себе на родину, в город Стратфорд, дал кому-то взятку, чтобы получить дворянское звание, и, уже будучи дворянином, тихо умер. Акурат в день своего рождения.

Вот судьба честного литературного поденщика. В меру успешного, в меру алчного, абсолютно равнодушного к высокой литературе. Он ведь не знал, что он шекспир - в современном смысле этого слова. Просто обычный выскочка, который приехал в столицу срубить немного деньжат. Абсолютно реальный человек, никакая не мистификация. Шекспироведы все врут и придумывают. Никакой Кристофер Марло, никакой Френсис Бэкон не выдержали бы этого ада обычной жизни. Без надежды на вечность. Без мысли о вечности. Со страхом смерти среди чужих людей на лондонском постоялом дворе.

Могу добавить несколько соображений.

Шекспир был драматург модный и кассовый (выражаясь по-современному). На его пьесы хорошо ходил зритель, приносят немалую выгоду театрам. Поэтому хозяева тех немногих театров, где они шли и где Шекспир стал акционером, не были заинтересованы, чтобы эти тексты стали известны конкурентам. Рукописи сценических экземпляров тщательно охранялись, хранились в тайне.
Но на спектакли приходили специальные засланцы от конкурентов и записывали - стенографическим способом -тексты со слуха. Потом появлялись пиратские (контрафактные, так сказать) издания, сильно искаженные.
После этого пьесу поневоле приходилось снимать с репертуара. Можно было и издать в подлинном виде, под контролем хозяев театра, которые получали с продажи этих изданий долю и хоть таким способом компенсировали уже нанесенный конкурентами ущерб.
Таким образом появились отдельные прижизненные издания драматургии Шекспира. Сам он никакого отношения к ним не имел, это делалось вынужденно и скорее вопреки его желанию, и до сих пор неизвестно, делились ли с ним (хотя это не исключено - акционер, пайщик все-таки, но это были сущие гроши).

Шекспир, конечно, приехал в Лондон срубить бабла и сумел найти способ это сделать. Но мечтам о посмертной славе он был вовсе не чужд. Вот только он не чаял славы от своей драматургической поденщины, которая была не более чем источником его заработка.
Славу он надеялся обрести через поэмы и - особенно - через сонеты. В сонетах много об этом говорится. И вот эти свои творения усиленно и старательно пробивал через издателей. Без всякой коммерческой цели.

Не скажу, что он совсем ошибся. Сонеты вполне самоценны. Но поэмы его (весьма средние, а The Phoenix And The Turtle, скорее всего, он и не писал) до сих пор издаются и читаются только лишь потому, что они принадлежат перу автору тех трагедий, комедий и трагикомедий, которые сам автор залогом собственного бессмертия, видимо, не считал.
Мы, правда, не ведаем его истинных мыслей, нет ни высказываний, ни дневников, а переписка от Шекспира дошла только деловая и скучная. Возможно, он считал, что пишет великие произведения драматургии - хотя факты и практика противоречит подобному допущению.
Вот такая интересная ирония судьбы.

ЗЫ Еще забавное. Как известно, Шекспир не придумал ни одного - НИ ОДНОГО! - своего сюжета. Вся его драматургия - это или переделки чужих пьес, или инсценировки жизнеописаний Плутарха, хроник Холиншеда, итальянских новелл, местных легенд и сказок и так далее.
Брал свое добро там, где он его находил (с - слегка переделанное). В том числе и поэтому не был заинтересован в публикации своих переделок. Авторского права тогда не было, но кое-кто мог за плагиат и ножиком пырнуть.
Хотя, как правило, Шекспир, переделывал покойников, но мог и ошибиться. Эта проблема, между прочим, нуждается в углубленном изучении

литературное

Previous post Next post
Up