Предыдущий сюжет История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.
О Театре драмы и комедии на Таганке - так он официально называется - я не раз писал:
http://nicolaitroitsky.livejournal.com/4893617.htmlhttp://nicolaitroitsky.livejournal.com/2734094.htmlhttp://nicolaitroitsky.livejournal.com/_kutuzov/2733852.htmlТеатр на Таганке - вероятно, единственный, который умирал практически у меня на глазах, в конце 80-х годов ХХ века, в те дни, когда я еще не перестал ходить в театр.
Я ставлю знак равенства между тем, настоящим, историческим Театром на Таганке и его главным режиссером Юрием Любимовым. Так вот, его спектакль по "Маленьким трагедиям" Пушкина, который мне пришлось посмотреть, был предсмертным симптомом. На том всё было кончено. Но вернемся к истории.
Театр на Таганке в советские годы долгое время исполнял не свойственную театру роль политической оппозиции,достаточно умеренной, не слишком радикальной, но другой не было и быть не могло.
Роль эту сознательно взял на себя и на свою труппу Юрий Любимов. И довел ее до апогея с катарсисом, когда в 1984 году стал невозвращенцем. Ненадолго, как оказалось, но в тот момент никто не мог это знать.
Юрий Любимов был одним из лучших, ведущих, основополагающих режиссеров своего времени, и он не виноват, что пережил свое время, свой дар и "свой яд".
Его театр я не очень сильно любил, честно говоря, стиль Юрия Любимова не был мне близок. Конечно, политические аллюзии и "фиги в кармане" привлекали внимание, но на этом не может держаться искусство. Впрочем, театр Любимова держался не только на этом. И не уважать его, не признавать его художественной значимости было невозможно. Театр этот был сильно режиссерский, иногда казалось, что актеров режиссер низводит почти на уровень марионеток, болванчиков.
Иной раз так и было, и вполне соотстветствовало сквозной идее. Но в целом это ложное впечатление. Очень часто актеры выделялись на общем фоне. Другое дело, что иногда постановщику не хватало тонкости. Когда Любимов пытался браться за Чехова или Достоевского - материал сопротивлялся, и получалось нечто типа эпизода из "Трех сестер": когда появлялся Вершинин с авоськой с продуктами, сестры Прозоровы радостно спрашивали его "Вы из Москвы?!", и публика аплодировала - видела четкий намек на современную им ситуацию, когда в провинции были пустые полки в магазинах, а продукты везли из Москвы. Бедный Чехов, он такой грубой агитки не заслуживал
Но были в театре на Таганке и яркие исключения из правил. Там я успел увидеть живьем на сцене Владимира Высоцкого, хотя, увы, ни на одном из его концертов не был. А вот в театре видел и Гамлета, и "Вишневый сад", где он играл всегда, и в главной роли в юбилейном спектакле "Добрый человек из Сезуана" (хотя в этой роли он уже почти не появлялся), и дважды в "Преступлении и наказании", где Высоцкий невольно превратил своего Свидригайлова в главного героя.
Помню, как увидел Высоцкого впервые, еще до спектакля, я стоял перед окошком администратора в ожидании пропуска, а он вошел в кабинет изнутри, тоже за пропуском или билетом для кого-то. Небольшого роста, коренастый, крепко сбитый, ощутимо мускулистый, скромный, лишенный всякого апломба. Таким он мне запомнился.
Актером Высоцкий был своеобразным. Не классическим, не традиционным. Он творил на сцене свой собственный, отдельный, поэтический театр, однако Любимов и Эфрос в "Вишневом саде" умели внедрить этот индивидуальный, глубоко личный спектакль в ткань постановки так, чтобы он не выпадал из ансамбля. И даже "Гамлет" Высоцкий не превращал в моноспектакль, хотя основным "партнером" принца Датского был занавес, элемент декорации, гениально придуманный художником Давидом Боровским и Любимовым.
В театр этот невозможно было просто так попасть. Билеты на Таганку приравнивались к валюте. И я на всю жизнь буду благодарен Саше Ефимовичу, который, когда стал работать в на Таганке администратором, пускал на все спектакли нас, студентов ГИТИСа, в любом количестве.
Сейчас того театра нет. Его давно уже нет, а отнюдь не с того момента, когда Любимов в последний раз переругался с труппой и ушел. В предельно преклонном возрасте, неуемный и вечно энергичный, дай Бог ему здоровья и дожить до 120 лет! Но как режиссер Юрий Петрович Любимов кончился во второй половине 80-х годов. Вместе со многими, а вернее практически со всеми советскими художниками из всех сфер искусства.
Да не только в Любимове дело. Такова судьба репертуарных театров. Даже самые великие из них поживут лет 20, а затем неизбежно умирают. Потом могут и возродиться, но тут уж как получится.
Там, наверху, по ссылке я высказался и
по поводу эпизода с назначением Эфроса главным режиссером Таганки после того, как Любимов был объявлен невозвращенцем и типа "врагом народа". Еще раз, вкратце.
Возможно, Эфрос был неправ, но он никогда не лез в политику, он просто хотел работать. Однако работать ему не дала "прогрессивная общественность", которая его затравила и довела до последнего инфаркта. Трагическая коллизия. И, безусловно, Эфрос так и не смог до конца обжить, освоить чужой для него театр. Хотя и поставил там интересные спектакли.
Типо лучшие спектакли, которые я видел
Мастер и Маргарита. Час пик. Гамлет. Вишневый сад. Деревянные кони. Обмен. Дом на набережной. Борис Годунов. Серсо. На дне
Два слова про Ю. Любимова Три сестры на Таганке Живой Высоцкий. Первая часть Живой Высоцкий. Вторая часть Живой Высоцкий. Третья часть Та самая Таганка. Маяковский и Гоголь Та самая Таганка. Абрамов и Трифонов Та самая Таганка. Брехт и Есенин Та самая Таганка. Час пик На дне Анатолия Эфроса Спектакль Серсо. Шедевр шедевров. Первая часть Серсо. Шедевр шедевров. Вторая часть Анатолий Эфрос и его Мизантроп Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров