Предыдущий сюжет История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.
Театр старинный, академический и заслуженный.
К 70-м - 80-м годам ХХ века он подошел в странном, противоречивом, парадоксальном статусе.
С одной стороны, в Малом ставили инсценировку (!) книги Брежнева (!) "Целина" и вопиюще бездарную пьесу Анатолия Софронова "Ураган" ("Почему "Ураган"? - спросил я заслуженного артиста из Малого театра Бориса Федоровича Горбатова, с которым вместе отдыхал в Плёсе. - "Ураган чувств!", - ответил артист. очень хороший был актер второго плана).
С другой стороны, "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера со смелыми аллюзиями, постановки Бориса Равенских с сильнейшим религиозным смыслом - "Возвращение на круги своя" про Льва Толстого, "Царь Федор Иоаннович".
С третьей стороны, абсолютно музейная "Власть тьмы", которую для смеха посмотрел и как будто в театре XIX века побывал, времен Щепкина и братьев Садовских, но покрытого мощным слоем пыли и нафталина.
С четвертой стороны, блистательные бенефисы Е. Гоголевой - "Мамуре" и "Холопы"...
Вот такая мешанина стилей, концепций и эпох. Рядом работали и туповатые ремесленники, и талантливый режиссер Леонид Хейфец, умудрившийся сделать из Михаила Царева прекрасного актера под его старость.
И хотя в тот год, когда на сцену вышли престарелые Игорь Ильинский, Николай Анненков, Гоголева и так далее, в театральных кругах ходило bon mot "Мертвецы зашевелились", Малый театр был живой, местами очень актуальный, ну а по части актерской культуры он всегда был на высоте.
В перестройку, правда, Малый театр поблек, потускнел и отошел в тень. Потом, говорят, снова ожил, но тут мне уже нечего сказать, кроме "слава богу", потому что, при всей его специфике и противоречивости, я всегда питал к Малому театру симпатию иррационального толка, радовался его удачам и желал, и желаю всего самого доброго, тем более, что там играет мой добрый приятель Игорь Лях, уже заслуженный, с которым мы сто лет не общались.
Типа лучшие спектакли, которые я видел
Заговор Фиеско в Генуе. Царь Федор Иоаннович. Возвращение на круги своя. Король Лир
Возвращение на круги своя, а также про Царева и Малый театр в целом
Ревнивая к себе самой Берег Бондарева Король Лир Краткая, неполная и однобокая типо история московских театров