Предыдущая история История краткая - потому что мне лень писать много и длинно. Неполная - потому что я далеко не всё знаю и помню. Однобокая - потому что иначе у меня не получится. Да и не настоящая это история.
Из всей истории театров беру краткий миг - 70-е-80-е годы ХХ века, когда сам я активно в эти театры ходил. О том, что было раньше, знаю из книг и рассказов, а что было позже, меня не интересует.
Это была хорошая хохма Советской власти - организовать театр Сатиры в стране, где сам этот жанр строго преследовался и был фактически запрещен. В результате никакой сатиры в театре Сатиры не было, и назвать его можно было театром Комедии или Водевиля с фарсом.
Когда же возглавил театр ученик Мейерхольда и двоюродный брат Питера Брука, блистательно талантливый Валентин Плучек, там начался расцвет.
Я застал уже концовку этого расцвета, но и она была блистательна. Замечательные постановки: "Женитьба Фигаро", "Ревизор", "Горе от ума", да долго перечислять. Великие актеры: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Татьяна Пельцер, и опять можно долго перечислять.
Это была золотая пора. Плучек был личностью весьма своеобразной, противоречивой, рассказывали, что порядке в коллективе он завел, так сказать, специфические, там бурно цвели интриги, кого-то сжирали, но я за кулисами этого театра не был, и передавать слухи и сплетни не хочу.
Как зритель, я в основном, наслаждался репертуаром, особенно классическим. Умный Плучек отбрыкивался от цензоров тем, что ставил, например, туповатые квазисатирические опусы Сергея Михалкова, однако старался впрямую почти не касаться современности
И в спектаклях по русской классике, и даже в комедии Бомарше проскакивали аллюзии и намеки на советскую действительность, но это было везде, и не на том строилась идеология и поэтика театра. Никакой обязательной комедийности тоже не было. Например, спектакль "Бег" по Булгакову был непроходимо мрачным, комическая стихия - которая есть в пьесе, генерал Чарнота, "азартный Парамоша" - в постановке отсутствовала напрочь.
Примерно так же, лирично и драматично, без особого смеха, было поставлено "Горе от ума", и безумно жаль, что эта очень интересная постановка не была сохранена на пленке. Правда, зато другим повезло больше - и resp нам повезло тоже.
Но мрачные и почти трагические спектакли чередовались с искрометными комедиями, а попытки обращения к жанру сатиры заканчивались в театре Сатиры иногда небезболезненно, "Самоубийцу" Эрдмана попросту запретили, я успел посмотреть спектакль, и никаких причин для запрета не видел, но это случилось на исходе эпохи застоя, когда маразм сгустился до максимума.
В перестройку "Самоубийцу" разрешили, а театр Сатиры стал загнивать и ощутимо умирать. Оно и не удивительно - Плучек оставался главным режиссером почти пожизненно, почти до 90 лет. При всем уважении к его долгожительству, он как режиссер уже к 80 себя исчерпал (как давно исчерпал себя Юрий Любимов, но сейчас не об этом).
Но это общая беда и проблема репертуарных театров, которыми пожизненно руководят одни и те же люди, и непонятно, как решать эту проблему, да и надо ли ее решать...
Плучек, в принципе, старался всё ставить сам, но именно в его театре проявил мастерство и стал известен Марк Захаров, а некоторые его спектакли очень долго сохранялись в репертуаре и после его ухода в Ленком.
Типо список лучших спектаклей, которые я видел
Женитьба Фигаро. Проснись и пой. Ревизор. Горе от ума. Бег. Мы нижеподписавшиеся. Самоубийца
Два спектакля театра Сатиры